Довольно широко известен тот факт, что 24 апреля президент США Барак Обама вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель примут участие в церемонии открытия Ганноверской промышленной выставки-ярмарки (Hannover Messe 2016). Менее широко известный факт состоит в том, что помимо этого визит президента США предполагает неофициальное продолжение переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (TTIP) – фактически соглашение о создании зоны свободной торговли между Европейским Союзом и США. Но совсем неизвестный факт состоит в том, что это соглашение носит практически секретный характер.
Оба этих политических деятеля стояли у истоков данного соглашения. В 2006 году и даже за некоторое время до этого, Ангела Меркель уже выступала с инициативой создания зоны свободной торговли между ЕС и США. Барак Обама в свою очередь, 12 февраля 2013 года в ежегодном обращении тоже выступал за подобное соглашение. Тогда уже вскоре, с 7 по 12 июля в Вашингтоне состоялся первый раунд официальных переговоров о создании TTIP.С того момента прошло довольно много времени, и число раундов перевалило за десяток. С 22 по 26 февраля 2016 года прошел уж 12-й раунд официальных переговоров. И хотя изначально соглашение планировали подписать в конце 2014 года, оно не подписано до сих пор. В настоящий момент пессимисты называют ни много, ни мало 2019-2020 годы, реалисты же говорят, что соглашение надо подписать до конца срока Барака Обамы. Визит в Ганновер, видимо, подтверждает, что лидеры США и ЕС придерживаются реалистичной версии.
Чем же примечательно данное соглашение? Во-первых, оно совершенно секретное. Его текст не доступен широкой публике - только лидерам стран и участникам переговоров. Никаких электронных версий текста, никаких средств связи с собой и устройств, способных копировать информацию, на переговорах. Все, что известно об этом соглашении, известно из утечек и из тех крох, что были слиты по официальным каналам.
Во-вторых, соглашение беспрецедентно по масштабу. Оно охватывает страны, суммарная доля которых в мировом ВВП, по данным МВФ в 2013-15 годах составляла 46% при исчислении в текущих ценах (33% по паритету покупательной способности). США является для ЕС первым торговым партнером по экспорту и вторым после Китая по импорту. Для США, в свою очередь, ЕС является вторым после Канады торговым партнером по экспорту и вторым после Китая - по импорту. По данным за 2013 год, приток прямых иностранных инвестиций из США составил 1651,6 миллиардов евро, а встречный поток из ЕС в США - 1686.5 миллиардов евро.
EU-US. Trade in goods 2012-2014, € billions |
|||
Year |
EU imports |
EU exports |
Balance |
2012 |
206.5 |
293.2 |
86.7 |
2013 |
196.2 |
289.2 |
93.1 |
2014 |
206.1 |
311.0 |
104.9 |
Данные Еврокомиссии
EU-US. Trade in services 2012-2014, € billions |
|||
Year |
EU imports |
EU exports |
Balance |
2012 |
157.0 |
171.9 |
14.сен |
2013 |
159.9 |
180.7 |
20.сен |
2014 |
182.1 |
193.6 |
11.июн |
Данные Еврокомиссии
Ведущие чиновники из США и Еврокомиссии, когда выступают по поводу перспектив партнерства, рисуют картину всеобщего благосостояния: многосторонний экономический рост, увеличение объемов торговли между сторонами на 50%, создание новых рабочих мест в ЕС. Тем не менее, они отказываются раскрывать полный текст соглашения и объяснять каким образом были проведены такие расчеты.
Что же представляет собой Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство на самом деле? Если прислушаться к голосам протеста, то получается интересная картина. Больше всего возражают против него активисты различных общественных организаций в ЕС. С американской стороны возражения со стороны общественности звучат в основном от профсоюзов - об опасности сокращения рабочих мест в США. Получается, что либо остальных американцев все устраивает, либо им все равно, либо они просто не знают об этих планах.
Что же это за загадочное создание рабочих мест в ЕС, при котором сокращаются рабочие места в США? Глава IV TTIP провозглашает для всех стран-участниц свободное передвижение бизнес-менеджеров и других сотрудников корпораций, с целью временной работы. Однако в одной из утечек был текст этой главы, и из оговорок статьи 1(2) видно, что для простых сотрудников и обычных граждан никакого свободного перемещения не предполагается. В настоящий момент в публично доступном тексте четвертой главы соглашения пункт 1(2) отсутствует, но это не значит, что его нет в оригинале: за пунктом 1(1) сразу идет 1(3), следовательно, пункт из текста не удален, а всего лишь скрыт от общего доступа. Неудивительно, что, как уже писал "Эксперт", подписание TTIP находится под угрозой из-за возражений румын и болгар, которых США заставляет получать визы. Из новой безвизовой схемы исключены также хорваты, киприоты и поляки.
Если пройтись по требованиям отдельных стран, и исключить из них словесную шелуху, то получается следующее: США хотят: беспошлинно поставлять автомобили в Европу, получить доступ для своей мясо-молочной и сельхозпродукции на европейские рынки и оградить свое национальное судостроение. Не хотят: ввода дополнительных ограничений на финансовые услуги, и более того, при определенном раскладе может получиться, что американские финансовые организации избавятся от тех ограничений, что были наложены на них после мирового финансового кризиса.
ЕС, в свою очередь, хочет получить возможность участвовать в американских госзаказах, а также - чтобы США сняли ограничения на экспорт сырой нефти. Включить (в отличие от американцев) в соглашение регулирование финансовых услуг. И - сохранить ограничения на поставки мясо-молочной и сельхозпродукции из США, защитив таким образом свое дотационное сельское хозяйство. Ряд стран имеет свои дополнительные возражения. Например, Франция настояла на исключении из соглашения ауди-визуальной продукции. Также некоторые государства хотят дополнительно защитить свои права на названия продуктов, связанные с географическими названиями: сыры Фета и Пармезан, пиво Будвайзер, Шампанское, Коньяк, Портвейн и других.
Теперь рассмотрим самое интересное – инвестиции. Как видно из цифр, размер инвестиционных потоков в разы превосходит торговый оборот между США и ЕС. В рамках TTIP предполагалось заключить соглашение по урегулированию споров между инвесторами и государством (ISDS). Суть его сводилась к тому, что все споры по инвестициям переносились о особых межгосударственный орган, и иностранные инвестиции получали защиту от правительств стран. При этом никаких механизмов влияния на корпорации у государств и отдельных граждан не появлялось.
В сухом остатке получается, что больше всего от TTIP выигрывают транснациональные корпорации: они получают защиту своих денег, свободное перемещение для руководителей и увеличение прибылей от снятия различных ограничений. Вслед за ними по выгодам от партнерства идут США в целом, а следом - Еврокомиссия. Наименее же выигравшей стороной оказываются простые европейские граждане. Простым американцам оно непосредственно не помогает и не вредит, отсюда и отсутствие у них большого интереса к этой теме.
Напоследок стоит отметить влияние будущего партнерства (сейчас нет оснований считать, что оно может не состояться) на третьи страны. Ощутимо потеряют те, кто уже имеет зону свободной торговли с США или ЕС - но не имеет таковой со второй стороной TTIP. Это например Турция и Канада. Они будут открыты для товаров из США и ЕС соответственно, а их товары все так же не будут иметь привилегированного доступа на эти рынки. Другой важный момент: это соглашение де-факто будет задавать нормы международной торговли, инвестиций, перемещения наемных работников. И остальным странам придется если и не принимать, то учитывать эти правила игры.
Источник: expert.ru