Аналитика
  • главный конвейер "КамАЗа"
В России начался настоящий бум промышленного туризма. Последние сообщение пришли с «КАМАЗа», который открывает свои цеха для всеобщего обозрения.

Казалось, вместе с крахом СССР, канули в лету и времена пионерских экскурсий на заводы. Таким незамысловатым образом, подростков исподволь заманивали в профильные ПТУ, стараясь решить проблему дефицита рабочих кадров. Однако в 90-е пропал не только дефицит и пионеры, но и большинство самих производств.

Сейчас с восстановлением промышленности, ситуация резко изменилась. Поначалу заманивать к себе туристов стали, главным образом, пищевые  предприятия и предприятия по выпуску товаров народного потребления. Расчет был очевиден: бесплатное продвижение бренда, а для небольших производств еще и дополнительный канал сбыта.  В целом это мировая практика.

Результаты пилотных проектов оказались впечатляющими.  «Порядка 1200 человек посетили Клинский район с целью промышленного туризма в 2015 году»,  -- сообщила, например, глава муниципального района Подмосковья Алена Сокольская. Речь идет о проекте, который в 2009 году запустило пивоваренное предприятие – производственный комплекс АО «САН ИнБев». За за все время работы экскурсионной программы завод посетило около 5 тысяч человек, говорит Сокольская.

Как рассказали «Эксперт Online» на самом предприятии, данные экскурсии проводятся на всех заводах фирмы. Помимо Клина,  они расположены в Волжском, Омске, Саранске и Иваново.  Количество экскурсантов в группе – не более 12-15 человек. Провести осмотр можно как в рабочие дни,  так и выходные, по согласованию. Это важно, так как многие готовы приехать на день из соседних городов.  Единственное существенное ограничение, связано со спецификой производства. Посетители должны быть совершеннолетними.

Стоимость подобных экскурсий на пищевые производства не очень большая и чаще всего  не превышает 300-500 рублей. Причем деньги собирают, как правило, не сами заводы, а организаторы экскурсий, предоставляющие  транспорт, услуги экскурсовода и решающие другие вопросы. Это, кстати, еще один вид малого бизнеса,  который родился буквально на глазах.

Вслед за пищевиками, посетителей начали приглашать к себе и все остальные производства. Главные цели здесь уже походили на те, что преследовались в советские времена – заманить на работу молодежь. В Москве при поддержке городских властей была запущена целая программ «День без турникетов», в рамках которой в определенные дни крупнейшие предприятия могли посетить все желающие. Доступ на свои производства открыли такие известнейшие фабрики как «Свобода», «Парижская коммуна»,   ОАО «Туполев» и многие другие. Проект оказался настолько популярным, что на некоторые экскурсии просто не возможно было попасть. Места в группах заканчивались в считанные часы, после начала записи.

Как сетовал в беседе с «Эксперт Online» один из руководителей предприятия, открывшего турникеты, привлечения рабочих кадров, в ходе проекта добиться не удалось. В основном, приходили любопытные, чтобы пофотографировать цеха для блогов. Что, в общем, тоже не плохо, так как формирует положительный имидж заводов и фабрик.

На нынешнем этапе, когда власти пытаются вывести внутренний туризм на новый уровень, промышленному туризму отводится своя роль. Почти в каждой профильной региональной программе есть ссылка на его развитие, а также на развитие близкого агротуризма. Процесс, похоже, принимает, лавинообразный характер. Только в текущем феврале о запуске новых индустриальных маршрутов объявлено в Вологодской области, Хабаровском Крае, Северной Осетии и ряде других регионов. А Татарстан пустил в дело тяжелую артиллерию – «КАМАЗ». Школьников на экскурсии туда водят и сейчас. А вот организованные тургруппы должны появиться на предприятии уже  в марте.

Источник: expert.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также