Киевские власти вопят о наступлении России, предпочитая не видеть в упор, как Польша и Румыния строят далеко идущие планы в отношении территории Украины. Как же происходит тайная экспансия европейских стран-соседей?
«Коломойское» гражданство
Украинские законы официально запрещают двойное гражданство. Статья 4 Конституции Украины гласит «В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом». Но это в теории. На практике все по-другому. И даже более того. Оказывается, украинские государственные органы вообще не ведут учета граждан, имеющих два (и более) паспорта. Накануне Майдана, на запрос одного из украинских СМИ, МВД Украины уведомило, что государственные органы вообще не ведут никакого подсчета граждан, имеющих на руках украинский и иностранный паспорт одновременно. Но это тогда, а сегодня ситуация еще хуже, ведь на территории Украины теперь большие проблемы с исполнением законов. Поэтому, сколько именно украинцев сегодня имеют второй (или даже третий) паспорт, на данный момент неведомо.
Квинтэссенция — юмор олигарха Игоря Коломойского, признавшего в октябре 2014 года, что имеет три паспорта: «Кроме украинского? Израильский и кипрский». А когда журналист спросил, является ли это законным, то на тот момент государственный служащий и председатель Днепропетровской областной государственной администрации спокойно ответствовал: «А в Конституции написано, что запрещено двойное гражданство. А тройное — не запрещено».
Но Коломойский из «политикума», а для его членов — минимум барьеров. Что же касается обычных украинцев, даже поверхностные оценки свидетельствуют, что бипатридов (и даже трипатридов) среди официальных граждан Украины — десятки, а скорее всего сотни тысяч человек.
«Ползучая» паспортизация
Зачем страны-соседи раздают свои паспорта украинским гражданам, да еще постоянно проживающим на территории Украины? Официально зарубежные чиновники поясняют раздачу паспортов тем, что Венгрия, Польша и Румыния якобы стремятся защитить права и интересы этнических венгров, поляков, румын, проживающих на территории Украины. На самом же деле, ситуация намного сложнее, а прицел такой политики — гораздо более дальний, чем гласит официальная версия.
Рекордсмены по выдаче паспортов среди иностранных государств — это Венгрия и Румыния. Если оценивать статистику по национальным меньшинствам среди граждан Украины, то этнические венгры — на шестом (156 600 человек), а румыны — на седьмом месте по численности (150 900). Это данные Всеукраинской переписи населения 2001 года. С тех пор, конечно, много воды утекло, но украинские власти больше так и не осилили провести официальную перепись населения.
Впрочем, выдача паспортов — только часть работы иностранных держав на территории Украины. К примеру, власти Румынии способствуют работе на территории Украины таких органов влияния как приходы Румынской православной церкви (106 действующих приходов в 2011 году), 26 радиостанций, 4 телеканала и список печатных СМИ, вещающих на аудиторию из этнических румын.
Если говорить о целевой аудитории, то для Венгрии — это этнические венгры, проживающие в Закарпатской области, а для Румынии — бывшие подданные Румынского королевства, компактно проживающие на землях, входивших в состав Румынии до 1947 года (сегодня — территории Одесской и Черновицкой областей). Для того, чтобы получить паспорт Венгрии или Румынии, венгр или румын по национальности, являющийся гражданином Украины, должен выполнить простые условия:
— подтвердить, что является венгром (румыном) по национальности, либо документально доказать, что его семья ранее проживала на территории, входившей в состав Австро-Венгерской империи (официально прекратила существование в 1918 году) или Румынского королевства (коммунистическое правительство Румынии ликвидировало монархию в 1947 году). Наиболее ходовой способ — во время официальной переписи населения записать себя в графе «национальность» как венгра или румына;
— доказать знание языка, истории, культуры. Правда, на практике такие требования являются скорее декларативными. Например, в Венгрии с 1 января 2011 года вступили в силу поправки в законодательстве, открывающие «широкий коридор» для получения венгерского паспорта гражданами Украины. В ответ Словакия и Румыния, где тоже компактно проживает автохтонное население из этнических венгров, сразу же резко отреагировали на новшества венгерского законодательства. А вот украинский МИД (дело было при президенте Викторе Януковиче) сделал вид, что ничего не заметил.
В общем, желающему получить паспорт нужно либо соответствовать условиям, либо иметь на руках несколько тысяч евро. Раз есть спрос — будет и предложение. Поэтому за прошедшие годы сметливые предприниматели создали на рынке целый ряд фирм, обещающих любому клиенту получение венгерского, либо румынского паспорта, независимо от его настоящей национальности. Правда, в последнее время власти Венгрии встрепенулись и начали преследовать тех, кто за деньги занимается оформлением паспортов для людей, не являющихся венграми по национальности. А в дополнение венгерская администрация начинает проверку документов, чтобы отсечь любителей лазеек в законодательстве.
А еще венгры стараются активно участвовать в политической жизни Украины. К примеру, официальный сайт Государственной регистрационной службы свидетельствует — на территории Украины официально действуют венгерские партии:
— № 93 — «КМКС» — Партия венгров Украины;
— № 103 — Демократическая партия венгров Украины.
Кроме того, в Верховном Раде есть минимум 7 народных депутатов — выходцев с Закарпатья и венгров по национальности. Для полноты картины — «польских» или «румынских» партий официально не существует. Пока не существует!
Белой акации, цветы эмиграции
Как оценивать активность зарубежных государств, массово раздающих свои паспорта гражданам Украины? При детальном рассмотрении, получается, что каждое из них выполняет свой собственный план действий. Политолог Олег Хавич уверен, что Венгрия не будет выдвигать территориальных претензий к Украине. По его мнению, цель официального Будапешта — добиться у Киева автономии де-факто для этнических венгров, проживающих в Закарпатье. Что касается интересов Румынии, то Хавич считает, что румынские власти с помощью паспортизации стремятся не столько защитить права этнических румын, сколько преследуют более глубокие цели — получить дополнительный рычаг влияния на Украину. А власти современной Польши, по его мнению, действуют по иному сценарию. Но такая линия поведения продиктована объективными обстоятельствами, ведь на территории Украины отсутствуют места компактного расселения поляков, в отличие от тех же румын и венгров. Согласно официальной переписи 2001 года, на территории Украины проживают 144 100 поляков — в основном на Правобережной Украине (Волынская, Житомирская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая области).
Поэтому официальная Варшава выдает на территории СНГ и прибалтийских стран такой документ как «карта поляка». Согласно закону, принятому Сеймом 7 сентября 2007 года, вступившему в силу с марта 2008-го, «карта поляка» подтверждает принадлежность гражданина Украины либо любой другой станы к польскому народу.
В чем разница между полноценным паспортом и «картой»? Паспорт дает право считать себя гражданином Польши, а карта — нет. Кроме того, «карта» не дает права на безвизовый режим, а также права на постоянное проживание.
Украинец, либо гражданин другой страны, получивший «карту поляка», имеет право:
— на бесплатную и многократную визу в Польшу;
— на легальную работу в Польше без необходимости отдельно получать разрешение на работу;
— заниматься бизнесом на территории Польши;
— на бесплатное среднее и высшее образование и т. д.
Еще один интерес Польши в отношении территории Украины — это реституция. В апреле 2015 года инициативные поляки создали специальную организацию «Реституция Кресов» для возврата польского имущества. В сумме около 100 тысяч поляков сегодня претендуют доказать, что являются правонаследниками людей, владевших особняками, квартирами, домами, гостиницами, полями, лесами и землями Украины до того, как Иосиф Сталин присоединил земли Западной Украины в 1939 году.
Политические и экономические интересы европейских стран-соседей в отношении Украины — это вопрос, требующий тщательной оценки. Если, конечно, украинские чиновники и политики когда-нибудь осилят задуматься над такими вопросами. Пока что они стараются игнорировать данную тему, исключив из информационной плоскости любое обсуждение этой проблемы, не говоря уже о ее решать. Но самый худший вариант — если иностранные державы примут решение воспользоваться халатностью украинских правителей. Например, чтобы де-юре предъявить права на украинские территории, десятки лет назад входившие в состав королевства Румыния, либо сотни лет назад считавшиеся вассалами Оттоманской империи.
Олег Хавич, руководитель Института Западно-Украинских исследований:
«Если сравнивать поведение соседей Украины до и после Майдана, то власти Венгрии стали более активно требовать автономии для этнических венгров в Закарпатье. Политика же Румынии не изменилась, но Украина сегодня и не является приоритетом для официального Бухареста. Что касается Турции, ее власти проводят самую засекреченную политику, о которой в СМИ минимум информации.
Разница заключается в подходах: Румыния применяет территориальный принцип при выдаче паспортов — т. е. жителям тех территорий, что входили в состав Королевства Румыния. Тем, у кого предки являлись подданными короля Румынии. А Венгрия и Польша применяют этнический принцип, стараясь выдавать паспорта (Польша — «карту поляка») тем, кто является венгром или поляком по национальности.
Моя личная оценка: Венгрия, скорее всего, никогда не будет предъявлять территориальных претензий к Украине. Потому что это ломает общую логику их поведения. Де-факто, они требуют особых прав для венгерского меньшинства, которое является автохтонным в странах проживания — это Словакия, Румыния, Украины и Сербия. То есть, речь идет о частях бывшей Австро-Венгрии. Но главное, что венгры там являются автохтонным населением, где они проживают уже на протяжении 1100 лет. Поэтому стандартная и общая позиция властей Венгрии заключается в том, что они требуют у стран проживания особых прав для венгерского меньшинства. На словах они могут требовать автономию, но могут пойти на такое решение, чтобы Киев согласился на особые права не де-юре, а де-факто, без официального закрепления в законодательстве.
Позиция Румынии отличается — у румынских властей не существует территориальных претензий к Украине. Подчеркну — нет претензий к Украине. Государственная политика Румынии сегодня направлена на присоединение Молдовы. Об этом говорят как предыдущий, так и нынешний президент, как парламентские, так и непарламентские политики. На достижение этой цели направлены все усилия государства Румыния — политиков, чиновников, спецслужб и т. д. Речь, как о раздаче паспортов, так и о работе по всем направлениям, которые мы только можем себе представить. Самое важное, что эта работа поставлена на поток — гранты, поездки, культурные мероприятия, массовая выдача паспортов, финансирование СМИ, пропаганда — эта работа ведется постоянно. Есть четкий график — желательно к 2018 году присоединить Молдову к Румынии. Если же они будут распыляться еще и на Украину, то не достигнут цели № 1, плюс вызовут противодействие со стороны Украины. И только после присоединения Молдовы румынские власти начнут всерьез заниматься Украиной. Сегодня целевая аудитория для властей Румынии — это румынская община, живущая в Украине. Поэтому у этнических румын, проживающих на территории Украины, нет никаких проблем с получением паспорта Румынии.
Если же говорить о Польше, проблема заключается в том, что поляки хотят влиять на всю Украину, а не только на территории, входившие в состав Польши до 1939-го или даже до 1793-го. Почитайте польскую прессу — польские политики, что Качинский, что Коморовский фактически говорят об Украине и украинцах как о недочеловеках, которых не удалось цивилизовать. К тому же, на территории Украины есть отдельные польские села, но не существует мест компактного проживания поляков, нет польских национальных районов, в отличие от венгерских и румынских. В общем, любые попытки требовать особых прав для поляков обречены на провал. У Польши есть амбиции более высокого порядка — стать посредниками для Вашингтона и Брюсселя на территории Украины и получать с этого свои дивиденды".
Источник: eadaily.com
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту