Аналитика

 

«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире. Убежден, такая задача способна и должна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны», – заявил Путин на Госсовете по образованию.

***
Представляю, какой взрыв негодования и сарказма вызовут эти слова. А между тем они имеют все основания для того, чтобы сбыться. Но в то время как система российского образования действительно улучшается, на неё навешено столько чернухи, что даже сами работающие в ней не могут отделить реальность от мифов. Тема деградации образования имени Фурсенко-Ливанова стала в экспертной медиа-среде чуть ли не главной, уступая только теме развалу армии Сердюковым. Но после того как российская армия во всём своём блеске продемонстрировала возрождение в Крыму и Сирии, образование осталось самой главной целью для острых оппозиционных и не только языков.

Приведу только то, что мне известно по собственному опыту либо является неопровержимым фактом, не претендуя при этом на полное знание ситуации.

1. Зарплаты российских учителей на самом деле вышли на средний уровень по экономике, а в Московском регионе, с учётом многочисленных доплат и бонусов, даже местами выше её. За 10 лет учителя превратились из недооплачиваемой профессии чуть ли не в одну из самых оплачиваемых среди бюджетников. Особенно сильно это чувствуется в регионах, где не так много рабочих мест. При этом, конечно, нагрузка очень высокая, и все жалуются на чрезмерную бумажную работу. Что как раз на Госсовете Путин приказал устранить. Однако фактор того, что молодые люди пошли в учителя (в 2014 году их стало поровну с пенсионерами) наглядно демонстрирует результат повышения зарплат.

2. Компьютеризация и интернетизация охватили почти все школы. При кажущейся второстепенности данного фактора, на самом деле, с точки зрения доступа к информации для сельских учителей и учеников действительно трудно переоценить. Конечно, всё зависит от того, с какой целью используется интернет, но те же дополнительные образовательные материалы сейчас скачать вопрос нескольких минут. Да, правда, это довольно трудный процесс для старшего поколения учителей - электронные дневники и прочие новшества. Однако они необходимы, равно как и необходимо кадровое обновление.

Вообще, оборудование многих школ в крупных городах и центрах поражает даже некоторой чрезмерностью - отделка плиткой снаружи и внутри, кожаные диваны, всё это, к примеру, в мои школьные годы было невозможно представить. По форме и внешнему виду, сейчас это храм науки.

3. Ученики 9-го класса стали массово идти в средние технические заведения, не пополняя толпы никому не нужных экономистов с корочками ВУЗов. По сути, перед нами структурный сдвиг в образовании и экономике. Постепенно становится выгоднее иметь реальные знания, а не корочку. Одновременно проклинаемый ЕГЭ при всех его недостатках и проблемах действительно позволил увеличить волну потока в центр из регионов.

4. Учитель всё больше становится не просто передатчиком знаний, но наставником, воспитателем. Конечно, многое здесь (если не всё) зависит от самого человека, но у преподавателя в школе появились первые рычаги влияния не только на процесс образования ученика, но и на его поведение. В школе стало модно быть приличным - начиная с обращения к учителям, заканчивая единой формой, инициаторами появлению которой являются сами ребята и родители. Введение ГТО и особое внимание к физической культуре (в моё время нам просто бросали полусдутый мяч и всё) тоже немаловажный фактор воспитания.

5. Патриотический дискурс, воспитание уважения к своей стране, гимн, флаги на школах, специальные уроки, праздничные мероприятия - всё это становится всё сильнее и активнее в школах. Опять же - многое зависит от конкретных учителей, школ и директоров. Но общий тренд именно таков. Нередко в школы приглашают заслуженных трудовиков, местных героев, в самом деле выдающихся личностей. Появление всеобщего детско-юношеского движения станет новым шагом в этом направлении.

6. Сам учебный курс наверняка требует серьёзных изменений, постоянно идут об этом споры, но в целом он выдержан в рамках разумного. Если говорить о гуманитарных науках, то при всех минусах курса истории и литературы в общем и целом постепенно идёт очищение от радикального либерализма в сторону сбалансированности и всесторонности взглядов. Да, порой не хватает глубины, а порой наоборот - она чрезмерная. И совершенно точно, что тому же курсу истории надо добавить единообразия и державности, убрав оттуда опусы про "либерально прогрессивно мыслящий". Однако в целом это очень достойный комплекс знаний, который неплохо бы освежить даже взрослому.

К слову, сам факт того, что обществознание, в моё время бывшее чуть ли не факультативом, стал одним из основных предметом, по которому сдают ЕГЭ, говорит о том, что российская школа постепенно возвращает лучшую черту советской - формирование широкого мировоззрения. Наряду с ранней специализацией это может дать уникальное сочетание глубины и ширины мышления.

Ну и главное - часто в критике реформы образования приводят примеры "тупых детей" и того, как деградируют школьники. Признаюсь честно, сам я нечасто с ними встречаюсь. Но замечаю, что делают это, в основном те, кто либо сами как-то недолюбливают школу (даже среди учителей есть немало таких), либо настроены чрезмерно радикально и готовы видеть только худшие проявления.

Приведу отзыв нескольких учителей разных классов разных школ, но похожие тем, что любят свою профессию и детей. Они восхищаются тем, насколько дети стали внимательнее, ответственнее и сообразительнее. Что куда-то исчезло массовое хамство, присущее в предыдущие годы, безалаберность и желание уйти от знаний. Напротив, вырос общий уровень дисциплины и - внимание! - заинтересованности. Школьникам в массе своей в нашей современной школе интересно учиться.

http://pravda-team.ru/pravda/image/article/0/3/4/336034.jpeg

Источник: russkiy-malchik.livejournal.com

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 11.01: 2 172 руб.
Поддержали проект: 5 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также