Аналитика
 
Сейчас наша образовательная система обладает следующими фундаментальными проблемами:

1) ДЕГРАДАЦИЯ. Знания, дающиеся сейчас - это жалкие огрызки того, что давала советская школа. Фактоцентричная система преподавания вместо системной картины мира набивает голову смесью разрозненных фактов, связь между которыми остается не ясной и не понятой учениками. Новые учебники невозможно читать - их авторы некомпетентны и в своем предмете, и в смежных областях. История превратилась в схватку идеологий. Вводятся новые предметы подозрительного содержания, а старые (типа астрономии) - сокращаются и выбрасываются. Ограниченность кругозора и проблемы даже с чтением, не то что с письмом - сейчас новая российская норма.

2) СКУКА. Бессмысленность какого-то действия (см п. 1), порождает потерю интереса и скуку. Только зверской муштрой, превращением человека в автомат, зомби, можно заставить его продолжать совершать подобные действия. Творчества тут нет, оно давно кончилось.

3) ОТСТАВАНИЕ. Образовательная система отстает на 10-15 лет от того, что нужно знать и уметь людям. Знания человека, закончившего систему, НИКОМУ НЕ НУЖНЫ в тот момент, когда он получает диплом. Это становится ясным ЕМУ еще в процессе получения высшего, а иногда и среднего образования. И это продолжается десятилетиями!

4) ГРАФИК. Классно-урочная система - строгие рамки урока, перемены по звонку, нарезка из разных уроков в течение дня. Оценки. Вызов к доске. Учительский авторитет (один говорит - все слушают). Планировка классов (Учитель - ученики). Архитектура школьных зданий. Школьные дворы. Школьные дневники, журналы и тетради. Школьные мероприятия. Дисциплина. Жесткий контроль списываний и подсказок.
Я знаю только одну похожую систему - тюрьма. Но там не заставляют сидеть по часу в жутко неудобной позе среди таких же, как ты, слушать скукоту и царапать ее в тетрадь.

5) ИНЕРЦИЯ. Система еще и очень консервативна. Она наполнена людьми, живущими в старой парадигме. Она скована правилами. Ее контролируют люди, наученные контролировать только ее. Любая инициатива снизу подавляется. Любая инициатива сверху саботируется.

6) СТАДНОСТЬ. Ну и, конечно, уникальность подавляется. Нет у учителя ни сил, ни времени, ни инструкции, чтобы вникать, что и кому интересно! Сиди и учись! Ровные ряды потребителей, успешно заполняющих по инструкции клеточки школьных тетрадей - вот мечта системы. Эй, это твой сын вон там, в третьем ряду? Не могу различить его среди остальных! А ты, ты еще можешь? Ты этого хотел, когда отдавал сына в школу?

Но ведь в это самое время где-то рядом другие школьники создают свои компьютерные игры, репетируют свою театральную постановку и делают свои мультфильмы. Другие студенты создают свои стартапы и привлекают финансирование, путешествуют по всему миру и танцуют на площадях Рима и Парижа, Берлина и Москвы, учат других студентов тому, что знают, с помощью групповых вебинаров. Другие взрослые открывают свои сети ресторанов, проектируют свои модели беспилотников, пишут свои фантастические романы и выступают на сцене, где, просто декламируя свои стихи, собирают полные залы. Как, отчего, почему? Почему они не в офисе, не у станка, не под землей?

1) СИСТЕМНОСТЬ. Всё со всем связано. И связей много. Интернет - это картина мира в миниатюре. Нас водит по Сети наше любопытство, и мы запомним всё, что ХОТИМ запомнить. Поэтому к черту учебники. Научите детей добывать знания из интернета, выявлять правдивость информации, скачивать диссертации и монографии, учебники и пособия - а также смотреть познавательные ролики, и - отвечать авторам! Интернет - это дорога с двусторонним движением (привет, это новый мир!) Научите их писать комментарии, общаться на форумах, писать свои статьи и делать фото, делать эксперименты и записывать видео, проводить исследования и документировать их. Это новая норма обучения. В любом направлении на любую глубину. Нужно лишь захотеть. И время.

2) ИНТЕРЕС. Учите детей ставить цели (сделать себе настольную игру, приготовить вкусный обед, съездить на выходные в соседний город и погулять по его центральной площади) и искать в окружающем богатом мире способы их достижения. И научитесь ставить цели сами - ведь ВЫ САМИ продукт прежней школы, и забудьте о ней уже :). Ваша среда существования изменилась и уже никогда не станет прежней, что означает, что вы ДОЛЖНЫ измениться! Ваша жизнь СТАНЕТ интересной, когда ВЫ начнете ставить свои цели и достигать их. Я гарантирую это.

3) АКТУАЛЬНОСТЬ. Вас учили в школе пользоваться интернет-банком? А смартфоном? А хотя бы эффективно пользоваться офисными программами? Да-да, в школе! Сейчас это нужно давать в школе! Я имею в виду не просто в игрушки играть и чатиться, а заниматься осмысленной, продуктивной деятельностью с помощью данных инструментов? А вас, студенты, трудоустраиваться-то учили (вести переговоры о приеме на работу)? А публично выступать? А руководить проектом в коллективе 3-5 человек? А вести учет личных и семейных финансов? А управлять своей сетью контактов? Это же основные базовые навыки любого нормального человека! "А как же диплом?", спросите вы. А никак. Сейчас его требуют только те, кто будет платить вам по минимуму и грузить скукотой. Остальные тестируют вас и смотрят на список ваших проектов.

4) СВОБОДА. Научитесь управлять временем. Составьте свое расписание, но оставьте свободный день. Пусть у вас будут дела "баня", "массаж", "лыжи", и пусть будут "встреча", "звонок", "сделка", "работа". Пусть будут "прогулка с сыном", "смотрю кино", "тусим с друзьями". И пусть будут "танцы", "бассейн", "костер с гитарой", "пляж". И пусть будут "математика", "написать статью", "химия", "русский язык", "инженерный проект", "едем на коллайдер", "в музее", "вяжем вместе", "3д-моделирование". Сейчас так просто переносить, переименовывать, назначать, договариваться! Собирайтесь где хотите - у себя, у друга, во дворе, в кафе, с ноутбуками, в форме и с инструментами, занимайтесь спортом и наукой, пишите и спорьте, документируйте и анализируйте, делайте открытия и пишите отчеты. Возрождайте в себе дух творчества и изобретательства. Пусть для вас слова "учеба" и "отдых" навсегда перестанут быть антонимами.

5) АДАПТИВНОСТЬ. Вы можете делать разное (писать стихи, рисовать, петь, танцевать, инженерить, измерять, моделировать, вязать, лепить, выжигать, вырезать, проектировать, тестировать, программировать, готовить, воспитывать, плавать). Вы можете делать это с разными людьми и в одиночестве, а также в компании. Вы можете делать это в разных местах (дома, на работе, в Интернете, на улице, сняв помещение, в машине, в другом городе, в другой стране, на вокзале, в гостинице, в кафе...). Проявляйте инициативу, ищите способы достичь своих целей. Документируйте свои достижения. Распространяйте информацию, делитесь ей, говорите о своих интересах публично. И вы обязательно найдете своих, и вас обязательно заметят единомышленники. Вы не поверите, но на любое увлечение, чем бы вы ни намерены заняться, в 99,9% случаях уже есть специализированный форум в Интернете! А если нет - бинго! - создайте его сами и станьте основателем нового тренда!

6) УНИКАЛЬНОСТЬ. Да, это правда. Вы уникальны. Никто вам не говорил, но я скажу - вы чудо! То, что вы появились на свет, выросли и смогли дожить до этого момента (и дочитать до этого места :) ) совершенно определенно говорит о том, что вы очень живо чувствуете и понимаете то, о чем я говорю, и при этом совершенно точно вы - другой человек! У вас своя жизненная траектория, приоритеты и цели, психологические характеристики, физические данные, генетика, а также набор привычек, родственных связей и круг общения. И никому у вас это не отобрать. Это ваше богатство, и только ваше. А у меня - своё.

Эй, это же классно! Развивайся и дальше в том же духе! Успехов! Я так рад за тебя!

Вот бы в школе такое услышать...

Источник: Андрей Нуждов

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.12: 4 822 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также