Площадка напротив здания знаменитой Дрезденской Оперы «Semperoper» была заполнена людьми. Три дня спустя после терактов в Париже, на регулярную акцию, обычно проходящую по понедельникам, пришли 100 тысяч человек, чтобы выразить свой протест против миграционной политики германского правительства. Это на несколько тысяч больше, чем на прошлой неделе, но почти в два раза меньше, чем во время пика протестов движения «PEGIDA» в январе после нападения на редакцию французского журнала «Charlie Hebdo».
Сторонники движения «Патриоты-европейцы против исламизации Старого Света», известного как «PEGIDA», получили в результате парижских терактов дополнительную поддержку и связали эти кровавые события с проблемой беженцев в Германии. Они призывают к пересмотру чрезмерно гостеприимной миграционной политики Германии.
Старики с российскими флагами
«Меркель должна уйти», выкрикивали демонстранты, в основном мужчины, на фоне барочной архитектуры саксонской столицы. Их лозунги уносились в вечернее небо, а над площадью развевались флаги, причем среди множества германских знамен было замечено несколько флагов России.
Один седовласый мужчина, на вид около 60 лет, размахивал самым большим флагом. Он заявил, что выступает за политику разрядки в отношениях с Россией и боится возможной войны между Россией и Америкой. Ему нравится российский президент Владимир Путин, поскольку он «человек действия», и «предпринимает реальные шаги, в то время как наши политики только болтают».
Этот мужчина, не пожелавший назвать своего имени, никогда не видел Путина лично, но его начальник однажды встречался с ним, еще в те времена, когда существовала Германская Демократическая Республика. Путин в 1980-е годы служил в качестве офицера КГБ в Дрездене. Некоторые эксперты, такие как политолог Кристиан Демут, не исключают, что «многие люди», участвующие в протестных акциях движения «PEGIDA» «занимали определенные посты при восточно-германском режиме в Министерстве государственной безопасности ГДР «Штази» или в Социалистической единой партии Германи (СЕПГ). Впрочем, он отмечает, что это лишь гипотеза. А вот фактом является то, что большинство людей, несущих российские флаги во время маршей движения «PEGIDA» — пожилые мужчины.
«Помоги нам, Путин»
С момента своего возникновения в октябре 2014 года, организация «PEGIDA» отличается исламофобией, ксенофобией и пророссийскими настроениями. Одним из ее постоянных лозунгов является «немедленная нормализация отношений между Германией и Российской Федерацией и прекращение любых шагов по разжиганию войны». В феврале одна женщина была представлена в ходе традиционного вечернего митинга как «Анастасия из России». «Она агитировала за признание законности российской аннексии Крыма и отмену западных санкций», говорят очевидцы.
Основатель движения «PEGIDA» Лутц Бахман также встречался с «Ночными волками», группой байкеров, известных своими связями с Кремлем. Он сопровождал байкеров во время церемонии возложения венков на российское солдатское кладбище в городе Торгау в северо-западной Саксонии. Вместе с российскими байкерами он позировал фотографам на фоне знамени «PEGIDA».
Путин пользуется среди сторонников этого движения большим авторитетом, чем кто-либо другой из политиков. Бахман надевает майку с его портретом на демонстрации, во время которых нередко можно услышать крики вроде «Меркель – в Сибирь, а Путина – в Берлин» или «Помоги нам, Путин».
ГДР, антиамериканизм и Путин
Корни пророссийского характера движения «PEGIDA» остаются неясными, хотя экспертами уже были проведены исследования относительно исламофобских, и в какой-то степени, антидемократических подходов организации. Специалисты заявили репортеру «Немецкой Волны», что симпатии к Москве объясняются тремя факторами: бывшая Восточная Германия (ГДР), антиамериканские настроения, а также привлекательность лично Путина и его системы власти.
«Парадоксально, но восточные немцы ассоциируют себя с германско-советским прошлым, несмотря на то, что они всегда хотели, чтобы русские наконец ушли», объясняет историк Зилке Сатьюков (Silke Satjukow) из Магдебургского университета. Образ России в сознании населения восточных земель гораздо более позитивный, чем в западной части страны, и украинский кризис ничего не изменил в этом отношении, добавила она. Согласно результатам ее исследований, немцы из бывшей ГДР склонны принимать российскую сторону в вопросе о Крыме.
Дрезденский историк Юстус Ульбрихт отмечает, что в регионе широко распространены антиамериканские настроения. «Быть пророссийским значит выступать против США», говорит Ульбрихт, которому довелось вести дискуссии в городском совете с участниками движения «PEGIDA».
Ультраправые – за Путина
Эту мысль подтверждает политик Керстин Кёдиц (Kerstin Köditz). Она является членом Левой Партии, второй по числу мест в саксонском ландтаге. «Совсем немногие из участников маршей и митингов движения «PEGIDA» на самом деле знают, что происходит в России», полагает Кёдиц. «Они воспринимают лишь образ сильного лидера. Они видят его фотографии, с голым торсом, верхом на коне. Вот такие картинки явно нравятся сторонникам «PEGIDA».
«Путин является образцом для подражания в глазах многих людей в Европе, придерживающихся правых взглядов», говорит политолог Кристиан Демут. Главным образом это относится к членам ультраправой Национал-демократической партии Германии (НДПГ), которые всегда принимают участие в акциях «PEGIDA».
Эта националистическая партия обладает в Саксонии сильными позициями, ее представители в течение многих лет занимают депутатские кресла в ландтаге. Однако, во время выборов в 2014 году ей не удалось преодолеть 5-процентный барьер, за НДПГ проголосовали лишь 4,9 процентов избирателей. Нынешней весной бывший председатель партии Уго Фогт приезжал в Санкт-Петербург на конференцию европейских праворадикальных движений. Он высказывал одобрение политике Путина и выступал за отмену западных санкций. По оценке Демута, в составе «PEGIDA» члены НДПГ составляют около пятой части.
Особое отношение Дрездена к России
Глядя на сторонников движения «PEGIDA», марширующих по улицам Дрездена, следует иметь в виду, что это происходит в городе, у которого особые отношения с Россией. Они призывают Путина прийти им на помощь всего в нескольких метрах от того места, где российский президент в 2009 году был награжден «Саксонским орденом благодарности» за содействие культурному обмену между двумя странами. Дрезден и Санкт-Петербург, родной город Путина – города побратимы. Кроме того, до начала нынешнего политического кризиса Дрезден пользовался особой популярностью среди российских туристов.
Финансируемый государством фонд «Русский мир» открыл свое первое германское отделение именно в Дрездене. Впрочем, руководство этого фонда, координирующее свои акции с Немецко-российским институтом культуры, дистанцировалось от «PEGIDA». Председатель правления института Вольфганг Шелике (Wolfgang Schälicke) заявил, что Бахман – это преступник.
Ранее 42-летний Бахман был неоднократно судим за различные преступления, в том числе за кражу. Государственный прокурор в настоящее время ведет следствие в отношении него по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам. Шелике полагает, что движение «PEGIDA» стремится использовать Россию и Путина в своих целях. Его заместитель Виталий Колесник называет это «провокацией».
Согласно сообщениям СМИ, в городе живет более 15 тысяч русскоговорящих. В беседах с репортерами «Немецкой Волны» при выключенном диктофоне, некоторые иммигранты, приехавшие в Дрезден из бывших советских республик, также выражают симпатии «PEGIDA», и говорят о своих опасениях в связи с растущей преступностью мусульманских иммигрантов.
Однако, некоторые из этих «русских» понимают, что находятся перед дилеммой: «PEGIDA» для них слишком радикальна. По словам одного тридцатилетнего мужчины, если бы это движение пришло к власти, они потребовали бы, чтобы такие как он тоже покинули страну. Именно поэтому он предпочитает держаться на расстоянии от «PEGIDA».