Что такое новизна впечатлений? Почему повторяющаяся информация перестает удовлетворять человека, и он ищет нового? Потому что новизна ощущений вызывает чувство интереса, который помогает концентрировать внимание на данном предмете или событии. Это взаимодействие человека с объектом познания включает в себя эмоциональные переживания, которые доставляют чувство определенного удовлетворения; при повторении одних и тех же впечатлений творческое восприятие ослабевает, - оно как бы сделало свое дело, - и тогда остаются механизмы памяти: запоминание и припоминание. Смысловая расшифровка символов слов также ослабевает: семантика как бы прячется под скорлупу фонетико-графической структуры слова.
Как человек перекладывает свою работу на машину, так творческо-эмоциональная память перекладывает работу над словом на механическую память, в которой есть что-то косное и мертвящее. Конечно, мы чужды примитивного биологизма, но все-таки можно провести определенную параллель, хотя бы как сравнение между процессами человеческого тела и души. Человеку необходимо чувство голода, чтобы он ощущал наслаждение от пищи, и чтобы его организм усваивал пищу, как строительный материал для тела. Человек с полным желудком теряет естественный вкус к пище; а постоянное переедание не дает возможности правильно обрабатывать и усваивать пищу, она откладывается как балласт жира. Здоровый организм должен испытывать хотя бы небольшое чувство голода; пресыщение уже ненормальное состояние. Птица дает своим птенцам строго определенное количество пищи; если она даст птенцу столько, сколько он хочет, то птенец может заболеть и погибнуть. Часто звери в неволе умирали от того, что люди перекармливали их. Душевная пища – это информация, которую получает человек; а здесь нет никаких ограничений, не учитываются никакие нормы, хотя силы и способности души далеко не безграничны. Поэтому душа становится неспособной правильно усвоить информацию, эмоционально и семантически воспринять слово; оно становится достоянием механической кой памяти, а для творческой памяти такое неусвоенное слово превращается в шлак.
У нас не всегда правильно употребляются такое понятие, как здоровье. Пополнел человек, и о нем говорят: как он поправился; на самом деле он не поправился, а только отяготил свой организм излишним весом. Ожирение – это вид болезни, где нарушается правильный обмен веществ, страдают все внутренние органы и на несколько лет укорачивается жизнь человека, и вместо того, чтобы сказать: человек излишней пищей и ленью испортил себе здоровье, говорят: «Он поправился».
Тоже самое происходит с умом человека, у которого переразвита механическая память. В Англии в прошлом веке демонстрировал свою память на сцене человек, обладающий удивительным даром – помнить огромную информацию. Он выучил наизусть Британскую Энциклопедию и мог читать все ее статьи, как бы мысленно переворачивать лист за листом. И в тоже время у этого человека наблюдалось притупление умственных способностей: он терялся, когда ему надо было оценить непосредственные ситуации или войти в общение с незнакомым человеком, тогда он путался и не мог продолжать простую беседу. Психолог Лурье описывал подобный случай. Он наблюдал за одним журналистом, который обладал феноменальной памятью – знал наизусть сотни телефонных номеров и мог, прочитав газету, повторить ее. В тоже время он не сумел подняться выше сообщений об уличных происшествиях и только надеялся, что в будущем раскроется его талант.
Александр Блок описывает свою встречу с юношей, у которого любовь к стихам перешла в какую-то манию. В своей памяти он держал огромное количество стихотворений, но когда прочитал Блоку несколько своих стихов, то тот увидел полную бездарность и только перепевы чужих слов. Масса информации как бы придавила его собственные творческие силы. Он мог только питаться соками чужих корней, как омела, впившаяся в ствол, а сам творить не мог ничего.
У нас часто человека, нахватавшегося внешних знаний и не переработавшего их, называют ученым и умным. А на самом деле он не научился ничему и вовсе не поумнел. Еще более ошибаются те, кто, проводя часами у телевизора, говорят: «Мы должны знать, что происходит в мире, а то превратимся в невежд и дикарей. Но на самом деле эти «телевизиоманы» ничего путного не знают, они живут в театре, ставшим их домом; они теряют способность критически воспринимать полученную информацию и вообще творчески мыслить; в эмоциональном плане у них теряется чувство любви и сострадания. Им дали рафинированную пищу, которая в большом количестве отравляет организм; из них выжали человеческие чувства. Они, как глухой, перестают слышать тихие звуки-флейты, а только пробуждаются при громком стуке барабана, а именно, - картин концентрированных страстей, секса и убийств. И они говорят: «Мы должны смотреть телевизор, чтобы быть культурными людьми».