Согласно заявлениям пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, визит саудовского короля Салмана бин Абдулазиза аль-Сауда в Москву в настоящее время обсуждается и согласовывается по дипломатическим каналам. Это свидетельствует о том, что Эр-Рияд готов прийти к «компромиссному решению» по сирийскому кризису, решению, которое может оказаться не совсем таким, какого, судя по всему, добиваются Соединенные Штаты в рамках своего возобновившегося вмешательства в конфликт в Сирии и Ираке, а также своей политики балканизации Сирии путем создания различных «зон безопасности».
Как видно, руководство Саудовской Аравии начинает осознавать, что его авантюры в Сирии и Ираке явно затянулись. Военные издержки в Йемене и огромные ресурсы, истраченные в Сирии привели к общей «усталости», и Саудовская Аравия больше не ощущает прежнего «энтузиазма» в отношении своего вмешательства в этот конфликт, особенно учитывая тот факт, что никакого «рационального» и сбалансированного решения, которое устроило бы Эр-Рияд, не существует.
В то время как чистая «победа» в Сирии, судя по всему, невозможна при сложившихся обстоятельствах, резко ухудшившееся экономическое положение самой Саудовской Аравии, похоже, играет главную роль в изменениях ее внешней политики. На сегодняшний день королевский дом Саудитов прилагает серьезные усилия по выведению своих связей с путинской Россией на абсолютно новый уровень.
Что касается экономического положения Саудовской Аравии, в первую очередь следует обратить внимание на некоторые факты: казна этого регионального лидера находится на грани истощения, кроме того, согласно данным МВФ, «королевство благоденствия» вполне может ожидать банкротство. До сих пор финансовые дыры (в этом году бюджетный дефицит ожидается в объеме 21,6 процента ВВП) закрывались за счет ранее накопленных нефтедолларовых резервов. Однако нынешним летом валютное агентство Саудовской Аравии вынуждено было изъять 70 миллиардов долларов из активов фонда иностранных инвестиций. Можно предположить, что это только начало возвращения капиталов на родину, для компенсации растущих новых издержек.
Основные региональные союзники Саудовской Аравии также, похоже, теряют свои некогда несокрушимые позиции. Уже стало очевидным, что суммарный дефицит бюджета ближневосточных экспортеров нефти в ближайшие пять лет может достичь 1 триллиона долларов.
Именно этим объясняются «дружелюбные» жесты в отношении России. Также следует принять во внимание, как меняется позиция Саудовской Аравии на фоне российской военной кампании в Сирии. Когда Россия начала наносить удары с воздуха по анти-асадовским силам, Саудовская Аравия была одной из трех стран, которые первыми осудили эти удары, назвав их «реакционными» и потенциально «контрпродуктивными».
В этом контексте весьма примечательным является заявление бывшего посла Саудовской Аравии в США и бывшего шефа разведки принца Турки ибн Фейсала Аль-Сауда. Он открыто выразил «уверенность» в том, что российская стратегия в Сирии оказалась более эффективной, чем американская, и что российская точка зрения заслуживает «внимания и уважения».
В то время как позиция России в отношении Сирии и президента Асада как легитимного правителя не менялась с самого начала конфликта в 2011 году, позиция Саудовской Аравии претерпела радикальные изменения. Недавно Эр-Рияд выпустил «секретный документ» для своих посольств в странах Ближнего Востока, в котором содержатся инструкции по прекращению «финансирования» так называемых сирийских «повстанческих формирований». Этот шаг указывает на то, что дом Саудитов более не намерен добиваться своей главной цели – свержения режима Асада.
В случае, если эта тенденция будет продолжена, можно утверждать, что сделан большой шаг в направлении достижения мира в ближневосточном регионе.
Саудовские деньги идут на финансирование многочисленных террористических группировок, предпринимающих отчаянные усилия по уничтожению режима Асада на протяжении правления короля Абдаллы и его шефа разведки принца Бандара, ответственного за войну против Асада. Бандар был отправлен в отставку вскоре после восшествия на трон короля Салмана, что указывает на возможные, хотя и незначительные изменения во внешней политике Саудовской Аравии. Эти изменения были официально провозглашены во время визита саудовского министра обороны в Россию в середине 2015 года.
Упомянутое «конструктивное сотрудничество» продиктовано весьма серьезными экономическими соображениями, поскольку Саудиты, похоже, в высшей степени заинтересованы в том, чтобы открыть для себя и своих союзников двери в самую грандиозную глобальную инфраструктуру в истории – китайский морской проект «Один пояс, один путь» а также евразийский железнодорожный инфраструктурный проект, в рамках которых Россия и Евразийский Экономический Союз интегрируются в единое «экономическое пространство».
Для Эр-Рияда подобное событие, если оно в конечном итоге произойдет, будет гораздо более продуктивным, чем финансирование тысяч террористов, которые раньше или позже будут представлять угрозу самой Саудовской Аравии и ее союзникам, если их полностью не разгромят в Сирии и Ираке.
Саудиты, похоже, осознали всю бесполезность своих попыток утвердится в качестве гегемона на Ближнем Востоке. Изменение политики также безусловно означает, что они гораздо более заинтересованы в укреплении своей экономики за счет создания «нефтяного альянса» с Россией. Важным признаком зарождения этого «нефтяного альянса» стало заявление российского министра энергетики Александра Новака, появившееся всего через три дня после переговоров между принцем Салманом и Владимиром Путиным в Сочи. Новак объявил о том, что Россия планирует в ноябре провести встречи с саудовскими и иранскими партнерами, с целью обсуждения нынешнего состояния нефтяного рынка.
В то время как Саудовская Аравия может получить значительные экономические выгоды от альянса с Россией, Москва также весьма заинтересована в возобновлении сотрудничества с домом Саудитов. На самом деле, соглашение с Саудовской Аравией может принести ей дополнительные нефтяные доходы в объеме около 180 миллиардов долларов.
С другой стороны, под давлением экономических обстоятельств Саудовская Аравия, согласно заявлению министра нефти Али аль-Наими, стремится повысить внутренние цены на энергоносители. Отвечая на вопрос репортеров, намерено ли королевство сократить в ближайшем будущем субсидии в сфере энергетики, чиновник ответил: «Вы интересуетесь, рассматриваем ли мы подобную возможность? Да, мы ее рассматриваем».
Для властей Саудовской Аравии повышение внутренней цены на нефть приобрело особую важность, поскольку королевство несет огромные потери, продавая нефть на внутреннем рынке значительно дешевле, чем на внешнем. В настоящее время Саудовская Аравия вынуждена тратить ежегодно около 86 миллиардов долларов на субсидии для производителей нефти.
Очевидно, что для модернизации и укрепления своей экономики, Саудовской Аравии нужны более высокие цены на нефть и на мировом рынке. А их повышения в сложившихся обстоятельствах невозможно добиться без объединения усилий с Россией и Ираном.
В случае повторения с ее стороны попыток нанести им «ущерб», Саудовская Аравия неминуемо попала бы в собственную ловушку, приготовленную для других. Эр-Рияд, судя по всему, извлек уроки из того хаоса, который он годами создавал на Ближнем Востоке.
«Нефтяной альянс» может привести к противоположным изменениям. Соглашение по ценам на нефть, предусматривающее ее постепенное доведение до уровня в 100 долларов за баррель и выше, отвечает как политическим, таи и экономическим интересам России и Саудовской Аравии. Впрочем, для того, чтобы это произошло, королевскому дому Саудитов придется пойти гораздо дальше, чем просто «прекращение финансирования террористов в Сирии».
Для стабилизации нефтяного рынка, «арабская коалиция», содействующая коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами, должна будет прекратить бомбежки сирийских нефтяных месторождений и не позволять в дальнейшем так называемому «мини нефтяному халифату», то есть «Исламскому государству», накачивать рынок нефтью по цене 10 долларов за баррель. Только при этих условиях из хаоса может возникнуть порядок.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов
Йеменцы призывают Москву помочь разорвать блокаду их страны Саудовской Аравией
Протестующие обращаются к России как постоянному члену Совета безопасности ООН за помощью в снятии блокады Йемена, установленной Саудовской Аравией. Эта осада поставила миллионы йеменцев на грань нищеты и привела в упадок экономику страны. Среди митингующих распространились слухи о позитивной реакции Москвы на их чаяния.
Они также просят Россию и всех честных людей всего мира оказать им гуманитарную помощь.
Как говорит глава Партии свободного Йемена Абдулла Яхья: «Мы собрались здесь, чтобы выразить огромную благодарность России за оказываемую помощь и выражаем негодование по поводу действий Саудовской Аравии, препятствующей попыткам мирового сообщества урегулировать кризис».
«Мы просим Россию помочь положить конец блокаде, которая негативно сказывается на экономике и безопасности страны», — сказал он.
Протестующие также выразили протест против систематического ущемления Саудовской Аравией прав и свободы слова йеменцев и выкрикивали лозунги в поддержку местного канала новостей «Аль- Маадин», который Эр-Рияд постоянно глушит в отместку за ту роль, которую играет канал в разоблачении преступлений саудитов против гражданского населения страны.
Несмотря на безжалостные удары саудовской авиации, йеменские повстанцы продолжают борьбу с незаконным вторжением, нанося ощутимые удары по войскам саудитов и их наёмникам с целью освобождения Йемена из кольца блокады.
Эр-Рияд в марте 2015 года начал интервенцию в охваченном гражданской войной Йемене для борьбы с шиитскими повстанцами-хоуситами, захватившими власть в некоторых регионах Йемена на волне «арабской весны», что подняло градус нетерпимости в суннитско-шиитском противостоянии.