«Цветные революции» — это довольно популярная тема для обсуждений. Однако чаще всего этот вопрос исследуется постфактум и в довольно идеологизированной манере. Между тем, теоретические попытки описания политической реальности устаревают в момент их написания, поэтому крайне важно рассмотреть вопрос «цветных революций» в его эволюционном развитии, попытавшись предугадать возможные тренды развития этих технологий.
Чиполино и бесы
Цензура — вещь неприятная, особенно, когда она касается литературы, особенно, классики, особенно — детской. Год назад в московском театре на Таганке из постановки по всем известной сказки «Чиполино» решили убрать революционную сцену. Джанни Родари, автор сказки о классовой борьбе овощей и ягод, был членом компартии и поэтому не удивительно, что финальной частью сказки стала революция, которая свергла режим принца Лимона. Именно революции в итальянской сказке и убоялся российский режиссер Екатерина Королева:
«Конечно, мы оставили в спектакле социальную остроту, но, так как я ужасно боюсь всяких революций, то переворот совершится в умах героев. Жители этого огромного графского сада поймут, что главное — это уважение к личности, которое не имеет отношения ни к деньгам и положению, ни к тому, сильный человек или слабый. Мне кажется, это должно быть особенно близко детям»[1].
Сложно, конечно представить, что дети, посмотрев мультфильм или постановку по книге итальянского сказочника, в силу этого решили бы совершить революцию. Ничего нового, конечно, российская режиссер не открыла — помнится, еще Платон в «Государстве» утверждал, что следует пересмотреть мифы и убрать те мифы, в которых есть восстание одних богов против других, дабы подрастающее поколение не смущалось таким литературным примером и не замыслило поднять бунт против власть предержащих.
Есть и еще более оригинальные точки зрения на причины революций. Современный учитель тибетского буддизма Намкай Норбу Ринпоче:
«Многие проблемы, стоящие ныне перед нашим миром, порождены классом гьялпо. Один из примеров — Югославия, где есть две или три этнических группы, и каждая считает, что она важнее остальных, а потому они воюют друг против друга.
…Культурная революция в Китае и недавняя резня в Руанде между двумя народами, живущими в одной стране, —тому примеры. Все это спровоцировано гьялпо» [2].
Для читателя не искушенного в тонкостях тибетской демонологии стоит сказать, что гьялпо- это вредные духи, что-то вроде бесов. Примечательно, что и Ф.М. Достоевский назвал роман о революционерах «Бесы»…
Попытки объяснить причины революций влиянием детских сказок или кознями бесов выглядели бы курьезными, если бы проблема так называемых «цветных революций» не была столь сильно мифологизирована в последние годы. Мнения о самом термине «революция», роли внешнего фактора в осуществлении этих переворотов и движущих силах революций вытесняются в иррациональную сферу сознания. Вместе с тем, проблема адекватного ответа на угрозу «цветных революций» может быть решена через демифологизацию этого явления и попытку выявить будущие сценарии осуществления этих политических преобразований.
Слово о словах
«Все без исключения революции в нашем уркистане кончаются кровью, говном и рабством. Из века в век меняется только пропорция. А свобода длится ровно столько, чтобы успеть собрать чемодан».
В. Пелевин, «S.N.U.F.F.»
Слову «революция» не сильно повезло, так как за свою историю оно неоднократно меняло значения. Что всплывает в памяти у среднего читателя, рожденного в СССР, при слове «революция»? Тачанки, неуловимые мстители, уходящие в закат, Ленин на броневике. И еще строчки из песни группы «Любэ»:
«Мертвые с косами вдоль дорог стоят-
Дело рук «красных дьяволят».
Мертвые с косами сбросили царя-
Занималась алая заря».
Парадокс, но первоначально термин «революция» означал как раз восстановление монаршей власти, а не свержение царя. Само слово «революция» в политический обиход пришло из астрономии и означало закономерное, регулярное движение звезд, не зависящее от воли наблюдателя. Позже этот термин использовали по отношению к политическим событием. А 1643 году революцией в книге Франсуа де Греналя революцией было названо возвращение власти монарху в Португалии. Революцией была названа и реставрация британской монархии после диктатуры Оливера Кромвеля и власти Долгого парламента[3][1]. Таким образом, применительно к политике революция означала первоначально примерно то же, что и в астрономии- естественный, закономерный, регулярный цикл перехода власти от одного монарха к другому.
И только к концу XVII века у Джона Локка революция становится синонимом восстания. И, хотя другие авторы продолжали использовать термин в его первоначальном понимании, к концу XVIII столетия революция уже обозначала коренные изменения в политическом устройстве общества[4]. Потом грянула французская революция и термин в его новом значении прижился повсеместно.
Хотя прошлое столетие было богато на революции, XXI век успел принести миру множество новых трансформаций, которые хоть и получили название «цветных революций», по сути вряд ли подпадают под критерии революции. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к восьмифакторной модели мятежей и революций Дж. Голдстоуна.
Присутствие фактора в таблице отмечено значком «+», отсутствие- значком «-»
Пытаясь найти место для «цветных революций» в модели Голдстоуна, российские исследователи Гапич и Лушников отмечают, что «цветная революция» сочетает в себе черты переворота и элитной революции, но полностью этой моделью не описываются. По сути, «цветная революция» — это сравнительно новый тип политических технологий по смене власти, который маскируется под революции прошлого. В связи с этим упомянутые авторы рекомендуют использовать термин «эверсионные технологии» от лат. «eversio»- «разрушение, сокрушение, переворот». По мнению политолога Маркова, «цветные революции» имеют следующие признаки:
1. Оппозиция свергает власть не только насилием, но и при помощи ненасильственных методов.
2. Ключевой момент для переворота — выборы, которые оппозиция объявляет заранее сфальсифицированными.
3. Основной метод — массовые демонстрации в центре города, захват и блокирование административных зданий.
4. Главной политической силой переворота выступает не партия, а широкая коалиция неправительственных организаций.
5. Внешние силы финансируют организаторов, вмешиваются в конфликт в роли арбитра и оказывают давление на действующую власть.
6. Происходит, как правило, не в авторитарных, а в полудемократических обществах.
7. Организуются не контрэлитой, а частью старой элиты, которая была отправлена в отставку.
8. Политическим последствием является смена геополитической ориентации в интересах внешней силы — спонсора революции
9. Не оказывается влияние на степень демократии, демократии может стать даже меньше.
10. Подготовка идет открыто, почти публично [5].
По сути, «цветные революции» чаще всего определяют как комплекс политтехнологий по смене режима в интересах внешних и внутренних сил. При помощи этих технологий, как правило, с участием массовых акций протеста, власть переходит от прежней элиты к контрэлите или к представителям старой элиты. Однако это определение нельзя назвать полным, отчасти и потому, что методы и сценарии «цветных революций» эволюционируют.
От табакерки до твиттера — эволюция сценариев переворота
«…наша революция была последней. И больше никаких революций не может быть. Это известно всякому…
…-назови мне последнее число.
— То есть? Я… я не понимаю: какое — последнее?
— Ну — последнее, верхнее, самое большое.
— Но, I, — это же нелепо. Раз число чисел — бесконечно, какое же ты хочешь последнее?
— А какую же ты хочешь последнюю революцию? Последней — нет, революции — бесконечны. Последняя — это для детей: детей бесконечность пугает, а необходимо — чтобы дети спокойно спали по ночам…»
Евгений Замятин, «Мы»
Дворцовые перевороты совершались в достаточно камерной обстановке, так, императора Павла I по преданию свергли безо всяких «майданов» — ударили тяжелой табакеркой в висок и для страховке додушили шарфом. Времена меняются и арсенал сценариев смены власти стал более разнообразным, хотя в прошлом веке дворцовые перевороты еще случались.
Уже упомянутые российские исследователи (Гапич и Лушников) выделяют семь типов переворотов:
1. Классические «цветные революции» майданного типа. Делигитимизация результатов выборов, выход протестных масс на центральную площадь столицы, столкновения с органами охраны правопорядка.
2. Элитный переворот — заговор части правящей элиты против первого лица.
3. «Поход на Рим» — экспорт революции из провинции в столицу. Столичные и провинциальные элиты сообща экспортируют революцию в столицу. Самый известный пример — поход «чернорубашечников» на Рим, закончившийся установлением фашистского режима в Италии.
4. «Бастион революции» — осадное сидение. Создается анклав революции, формируется параллельное правительство. Яркий пример — события в России в октябре 1993 года
5. Революции вдогонку. Если действия власти вызывают определенную волну протестов (неважно, по поводу налогообложения или роста цен), то эверсоры могут попытаться «оседлать» эту волну и направить ее в революционное русло.
6. Сепаратистский, национально-освободительный сценарий. Элиты, сосредоточенные в каком-либо отличающемся по этническому и/или лингвистическому критерию регионе, в целях реализации своих интересов и на фоне общей дестабилизации могут инициировать видимость «национально-освободительной борьбы» с последующим отделением или созданием зоны «замороженного» конфликта.
7. Силовой захват. Использование вооруженной силы для силового захвата власти. Пример — «бульдозерная революция» в Сербии.
Для того чтобы выжить в изменяющейся среде, надо эволюционировать. Это касается не только животных, но также и некоторых социальных и политических институтов и технологий. Несомненно, эволюционируют и технологии смены власти. Роль фактора отбора играет реакция властей на риски осуществления переворота.
Можно попытаться создать хронологическую последовательность эверсионных технологий. Хотя, как и любая модель — она условна, естественно, что на первом этапе история знала и народные восстания, на втором этапе, в основном в странах третьего мира, не были редкостью и дворцовые перевороты, но удельный вес эффективных средств смены власти все-таки позволяет выделить такие три этапа:
1. С древнего времени до Великой Французской революции. Эверсионные технологии, условно говоря, первого поколения совершались насильственным путем, в тайне и ограниченным кругом заговорщиков – классические дворцовые перевороты. Хотя перевороты этого рода и встречаются, но все реже, поскольку власти уже научились заблаговременно выявлять и нейтрализовать заговоры.
2. От Великой Французской революции — до 1986 года. Технологии второго поколения включают большее количество людей и предполагают как скрытый подготовительный этап революции, так и открытый, насильственный этап революции — штурм Бастилии, штурм Зимнего дворца. И к этим сценариям смуты власти развитых стран довольно хорошо готовы.
3. От 1986 года до 2014-2015 гг. Технологии третьего поколения также готовятся открыто, но позиционируются в качестве ненасильственных акций протеста. Круг лиц — широкие народные массы, собранные на площади. Обязательно декларируется ненасильственный характер, хотя это не отрицает провоцирование власти на силовые методы разгона «майдана», что используется потом против самой же власти.
Почему же датой начала третьего этапа указан 1986 год? Дело в том, что, можно сказать, что первый «майдан» произошел на территории тогда еще КазССР в декабре 1986 года. На описании декабрьских событий в тогда еще Алма-Ате стоит остановиться поподробнее. Все началось с того, что Михаил Горбачев решил снять с должности первого секретаря компартии КазССР Кунаева (этнического казаха) и заменить его Колбиным (этническим русским) из Ульяновского обкома партии. 16 декабря 1986 года казахская молодежь вышла на главную площадь Алма-Аты, была предпринята попытка осуществить штурм здания ЦК в последующие двое суток демонстрации повторились [6]. В результате решение Центра о назначении Колбина осталось в силе и он был первым лицом КазСССР в 1986-89 гг. Использование молодежи, главная площадь республики как эпицентр протестных настроений, попытки штурма административных зданий- вполне знакомые признаки того, что позднее повторялось еще не раз.
Технологии этого поколения поначалу вызвали неожиданность у властей ряда стран, чем можно объяснить тот поразительный успех, который стяжали эверсионные технологии майданного типа в последние годы. Однако и против этой «болезни» было найдено «лекарство». Захлебнулась «революция зонтиков» в Гонконге, на акции протеста по результатам президентских выборов в Беларуси вышло ничтожное количество демонстрантов, в десятки раз меньшее, чем пять лет назад. И тот сценарий, который пытались проиграть в декабре 2010 года, осенью 2015 даже не начался проигрываться. То есть провал «революции зонтиков» в Гонконге осенью 2014 года и несостоявшуюся белорусскую «плошчу» 2015 года можно назвать если не концом этапа «цветных революций», то, по крайней мере, свидетельством того, что против них уже подобрано эффективное противоядие.
«Революция зонтиков» в Гонконге (Сянгане), КНР, 2014 год. Источник- http://www.japantimes.co.jp
Исходя из этой классификации можно выявить такие тенденции в эволюции эверсионных технологий:
1. Число участников возрастает (заговорщиков можно иногда пересчитать по пальцам одной руки, счет революционеров идет уже на сотни, массовка «майданов» исчисляется тысячами).
2. Возрастает открытость подготовки и проведения акций (в атмосфере наибольшей конспирации происходит переворот, революции, хоть и предполагают конспирацию на фазе подготовки, тем не менее, нуждаются в широкой рекламе, акции «майданного» типа планируются заранее и открыто, например, могут заранее сооружать сцену, на которой будут выступать артисты, поддерживающие акции протеста, информация о предстоящих акциях протеста широко распространяется, в том числе, и посредством соцсетей).
Каким же будет четвертое поколение эверсионных технологий? Если проследить выявленные тенденции эволюции этих технологий, то они должны быть более массовыми, более открытыми и менее насильственными. Также необходимо вначале посмотреть, для чего вообще нужны цветные революции, то есть, какую выгоду из них извлекают заказчики, они же, как правило, бенефициары? Революции делаются для того, чтобы отстранить от власти одну группу лиц и привести к власти другую. А для чего нужна власть? Для принятия политических решений в интересах определенной группы внутренних и внешних заказчиков революции, что мы можем видеть на примере, скажем Украины.
Следовательно, технологии четвертого поколения не должны таить в себе угрозу смены власти как таковой, то есть не должны вообще давать повод идентифицировать их как революции или сценарии смены власти. Технологии этого поколения не будут претендовать на мгновенное свержение актуальной политической элиты, но будут постепенно вынуждать ее принимать те политические и экономические решения, которые выгодны заказчикам. Как внешним, так и внутренним. При такой «тихой революции» высшие эшелоны власти могут постепенно заполняться выгодными для заказчика кандидатурами, поскольку для принятия новых решений будут нужны соответствующие люди, например, для осуществления курса приватизационных реформ вряд ли подойдет кондовый сторонник плановой экономики, если процесс приватизации будет запущен, то место «старой гвардии» будет обязательно занимать поросль младореформатовров с либеральными взглядами. То есть революции нового типа сложно будет даже назвать революциями, они могут выступать под флагом постепенных реформ, либерализации и так далее.
С учетом этого этапа развития, надо подкорректировать то определение эверсионным технологиям, которое дали его авторы — российские исследователи Гапич и Лушников.
Эверсионные технологии — это комплекс политтехнологий, которые направлены на изменение процесса принятия властных решений в интересах заказчика и могут предполагать как смену элит, так и сохранение элиты при понуждении ее к совершению действий выгодных заказчику.
«Кто хочет стать революционером?»
«В оркских деревнях до сих пор приходят в религиозный ужас при виде СВЧ-печек. Им непонятно, как это так — огня нет, гамбургер никто не трогает, а он становится все горячее и горячее. Делается это просто — надо создать электромагнитное поле, в котором частицы гамбургера придут в бурное движение. Оркские революции готовят точно так же, как гамбургеры, за исключением того, что частицы говна в оркских черепах приводятся в движение не электромагнитным полем, а информационным».
В. Пелевин, «S.N.U.F.F.»
Можно выделить следующие категории так называемых «эверсоров», то есть лиц, участвующих и/или заинтересованных в применении эверсионных технологий:
- заказчики (внешние и внутренние силы, представители контэлит, представители действующей элиты заинтересованные в переменах и повышении своего статуса, зарубежные правительства, финансово-промышленные группы и так далее).
- выгодоприобретатели (как правило, совпадают с предыдущей категорией, однако, при должном уровне реагирования, плодами революции могут успеть воспользоваться и те, кто ее не заказывал).
- исполнители (те, кто берут Зимний дворец, стоят на площади, дерутся с полицией, как правило, кроме разочарования, синяков и обморожений они ничего от революции не получают).
Но зачем исполнители участвуют в чужой игре? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к нашей классификацией этапов эволюции эверсионных технологий и попытаться заглянуть в сознание исполнителей:
1. На этапе переворотов исполнитель осознает последствия своего участия, желая наступления последствий. Так, те, кто убивали императора Павла, скорее всего, знали, что убив его, они открывают дорогу Александру I.
2. На этапе классических революций участники характеризуются меньшей степенью осознанности, декларируемая и реальная цель революций отличается. Люди, бравшие штурмом Зимний дворец вряд ли шли на это ради установления власти большевиков, но при этом они точно осознавали, что с оружием в руках свергают действующую власть.
3. На этапе «цветных революций» осознанность участника снижается еще больше. Люди думают, что они вышли на площадь постоять за «европейский выбор», а не ради того, чтобы передать власть от одного олигарха — другому.
4. На четвертом этапе, если тенденция к снижению осознанности будет сохраняться, участники вообще не будут сознавать того, что они участвуют в антиправительственных мероприятиях, при этом их действия будут направлены на постепенную реализацию так называемой «тихой революции». На этом этапе уже не будет необходимости в прицельно обработке сознания исполнителей определенной идеологией, достаточно того, что они будут добросовестно выполнять свои непосредственные функции реализуя те решения вышестоящих, которые отвечают интересам заказчиков «мягкой трансформации». Поэтому Чиполино и кума Тыкву можно оставить в покое — они не заставят детей выйти на «майдан», а вместо внимания к сказочным персонажам лучше было бы внимательнее следить за тем, какие сценарии преобразований предлагают осуществлять в каждой конкретной стране внешние и внутренние «доброжелатели».
Источники:
1. Из постановки «Чиполлино» на Таганке изъяли революцию http://litcult.ru/news2/7455
2. Намкай Норбу Ринпоче: «Войны и революции вызываются духами» http://vnimatelnost.com/2014/04/02/намкай-норбу-ринпоче-войны-и-революци-2/
3. Политология (проблемы теории), СпБ, 2000, стр. 304-305.
4. Г. А. Завалько, «Понятие «революция» в философии и общественных науках» М. 2005 г., стр. 11-13.
5. А. Э. Гапич, Д. А. Лушников, «Технологии «цветных революцй»», М. 2010, стр. 9-12.
6. Декабрьские события 1986 года http://www.elimai.kz/dekabrskie-sobytiya-1986-goda.html
Источник: 4esnok.by
От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Революция - старые сценарии на новый лад
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту