Ватикан перевел своего бывшего представителя в Киеве на новую работу — в Лихтенштейн. Антимосковская риторика нунция Галликсона вступала в острое противоречие с политикой Ватикана, и американского архиепископа убрали с ответственного участка работы
Несколько дней назад апостольский нунций на Украине архиепископ Томас Галликсон получил новое назначение. Он стал представителем Ватикана в Швейцарии и Люксембурге. Имя нового представителя папы в Киеве пока неизвестно.
Апостольский нунций — главный политический представитель Ватикана в государстве. Он не является главой общины (эту роль играет епископ), но на него возлагается особая ответственность за политику и дипломатию.
Томас Галликсон был назначен в Киев в 2011 году. С самого начала майдана, сначала мягко, потом все отчетливее, он занимал промайдановскую позицию и постепенно стал щеголять антимосковской риторикой. Все это входило в прямое противоречие с политикой самого Ватикана. Административный аппарат раскачивался больше года, но все же убрал американского архиепископа с этого поста.
За эти полтора года Галликсон успел осудить «аннексию» Крыма, заявить, что Россия ведет с Украиной «необъявленную войну», несколько раз сказать о «российской агрессии», призвать Москву «блокировать поток боевиков и оружия на Донбасс».
По некоторым пунктам слова нунция входили в слишком уж явное противоречие с реальностью. Так, он сказал, что Ватикан не признает аннексию Крыма. Это неправда: чтобы не выступать ни на чьей стороне, Ватикан вывел Крым из прямого подчинения украинской епархии.
Также нунций говорил, что «если Россия будет управлять Крымом, туда не позволят вернуться католической жизни». Это тоже неправда: все католические приходы в Крыму перерегистрированы, местные власти оказывают необходимую помощь, а все проблемы с перерегистрацией были вызваны тем, что церковные власти просто не подавали документов на перерегистрацию. Никаких следов преследований не наблюдается.
Несложно увидеть, насколько иначе смотрят на украинскую историю в Ватикане. Не прозвучало ни единого слова осуждения в адрес Москвы. Перед встречей папы Франциска с Арсением Яценюком пресс-секретарь папы в особом заявлении попросил «не считать эту встречу знаком поддержки» новой украинской власти. Госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин неоднократно заявлял, что нужно прислушиваться к обеим сторонам и искать компромисс.
Дальше — больше: папа Франциск подарил Яценюку ручку, чтобы тот «подписал этой ручкой мир для своей страны». Мир, а не победу над оппонентом. Глава католической церкви за этот период дважды встречался с Владимиром Путиным (в самом начале майдана и этим летом), также не проявляя никаких признаков нелюбви к нему. Продолжается подготовка к исторической встрече папы и патриарха Кирилла, которого майдан ненавидит ненамного меньше президента России.
Наконец, глава католической церкви прямым текстом назвал события на Донбассе братоубийственной войной, тем самым положив конец дискуссии о том, поддерживают ли майдан из Ватикана. Нет, не поддерживают. Там считают, что Киев должен слушать своих оппонентов и стремиться к миру, а не к победе.
Заявления нунция Галликсона на таком фоне, выглядели явным диссонансом. Некоторые наблюдатели склонны считать нунция «рукой Вашингтона» в Ватикане, а через него в Киеве. Но куда более вероятно, что нунций, будучи не самым мудрым стратегом, решил присоединиться к поддержке майдана, рассчитывая извлечь из этой «победы демократии» пользу для католической церкви.
Ключевым моментом истории стала, по-видимому, поддержка, оказанная Галликсоном греко-католической церкви. Эта последняя (также известная как униатская) вопреки своему названию напрямую Ватикану не подчиняется, а уж в период майдана и вовсе встала на сторону наследников УПА, Волынской резни, стягов со свастиками и прочих подобных вещей. Вероятно, именно тут Галликсон перешел красную черту.
Почему решение об отставке нунция не было принято раньше? Кроме уже упомянутого аргумента (сложный и медлительный административный аппарат) есть и еще один. Это для России происходящее на Украине — в центре внимания. А у Ватикана, кроме этой истории, есть еще Ближний Восток, беженцы, проблемы с западными правительствами, принимающими один антихристианский закон за другим, войны в Африке, конфликты в Америке. Мутная и странная украинская история — далеко не в центре внимания. Потребовалось немало сил и времени, чтобы в ней разобраться.
Ватикан воспринимает Украину как пограничное между западом и востоком пространство. Повторять ошибки прошлого и поддерживать униатов там не хотят. В прошлом году папа Франциск поразил любителей майдана в самое сердце, сказав, что путь униатства более не актуален. Вместо этого сделана ставка на прямые переговоры с Москвой — центром крупнейшей православной церкви.
Именно папа является инициатором встречи с патриархом Кириллом. Встреча откладывается, потому что в РПЦ хотели бы увидеть от католической церкви не нейтралитет, как сейчас, а прямое осуждение действий майданных властей. Учитывая, что большинство украинских католиков живут на западе страны, сделать такой шаг не так уж просто. Тем не менее, обе стороны признают, что историческая встреча все ближе.
Пока же продолжается диалог: папа встречается с помощниками Кирилла, патриарх, в свою очередь, принимает кардиналов. Обе стороны регулярно выступают с комплиментарными заявлениями в адрес друг друга. Обе стороны прекрасно осознают, что нужны друг другу как никогда: католическая церковь — крупнейшая христианская конфессия, папа — главный моральный авторитет запада, РПЦ — самая представительная и мощная из православных церквей, а Россия — едва ли не единственное сильное государство, где можно, хоть и с оговорками, говорить о христианской политике.
Поэтому диалог продолжается — и уже без нунция Галликсона.
Источник: regnum.ru
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту