В германских школах бушует пропагандисткая вакханалия. Вызвана она, как нетрудно догадаться, обострением мигрантской темы.
Вообще немецкое образование крайне идеологизировано – каковым и надлежит быть любому образованию. Когда говорят, что в школе не должно быть политики и идеологии, то это означает всего-навсего, что промывать мозги школьникам надо мягко, ненавязчиво и незаметно. В некоторых странах, в некоторых школах так и делается – до поры до времени, в тихие и спокойные года, когда особо нервничать повода нет.
Когда моя дочь ходила в начальную школу, идеологический прессинг еще не ощущался. Так, например, когда учителя по какому-то поводу вспоминали времена ГДР (мы живем в одной из восточных земель), то воспоминаних не было никакого негатива, равно впрочем как и восхвалений – все было выдеражано в сдеражно-ностальгическом духе.
С переходом в гимназию все резко поменялось. Гимназисты – потеницальные питомцы университетов, те, кто должен со временем стать, говоря оруэлловской терминологией, «внешней партией». Накачать их нужными идеями – задача из числа приоритетных. И вот теперь ни одно упоминание о ГДР не обходится без подчеркивания, что там была «диктатура» (а вот у нас теперь демократия, дети, радуйтесь и ликуйте), о Советском Союзе нельзя и заикнуться, не упомянув о диктаторе Сталине. Да что там Союз – о России современной упоминается исключительно в негативном ключе.
При этом никаких отдельных уроков политинформации, как в мое пионерское детство, само собой, нет. Наиболее политизированный из всех предметов – это, конечно, этика. Но и на этике, и на всех других уроках, идеологическая пища подается мелкими порциями, в разговорах «по случаю», в виде случайных вроде бы реплик.
Однако же в последние недели, с тех пор как началось всеобщее бурление по поводу беженцев, от ненавязчивости не осталось и следа. По рассказам дочери, их классная руководительница на уроках немецкого языка не менее половины учебного времени посвящает разъяснению того, как идеологически правильно подходить к этому вопросу.
Учителя – самые лучшие и самые надежные пропагандисткие рупоры. Из того, что они говорят детям, можно безошибочно понять, какую идеологию стремятся навязать массам власть придержащие олигархи («внутренняя партия» по Оруэллу).
Вот каковы, вкратце, тезисы относительно беженцев, озвучиваемые немецким школьникам.
Это, хорошо, что беженцы идут к нам. Мы обязаны их принять. Они будут работать и приносить пользу. Очень здорово, что в Германии будет еще больше разных культур и традиций. Из разных культур каждый человек может позаимствовать что-нибудь хорошее. Беженцы все очень несчастные, им нужно помочь. Будет хорошо, если некоторые особо сознательные граждане согласятся приютить беженцев у себя дома. Да, среди них, честно говоря, могут попадаться отдельно взятые террористы и другие нехорошие люди, но это тот риск, с которым нужно смириться ради хорошего дела. В возникновении проблемы беженцев виновата и Россия, ей следовало бы принять часть беженцев у себя.
Еще классная руководительница поделилась с детьми радостной новостью, что с будущего года, возможно, к ним в гимназию добавят учеников из лагерей для мигрантов. Не совсем понятно, как они будут учиться в гимназии, куда не всякого немца берут и которую далеко не всякий местный тянет – загадка, но властям, конечно, виднее. Впрочем, это пока еще в проекте, равно как и другое не менее радостное мероприятие – праздник для беженцев, планируемый городскими властями. На нем, само собой, должны присутствовать и школьники (петь? танцевать? пока не сказано точно). Когда учительница из параллельного класса выразила было сомнение в целесообразности участия детей – ведь не исключены провокации, столкновения, тем более что в нашем городке не так давно правые радикалы серьезно пободались с леваками) – наша классная руководительница в присутствии учеников выразила возмущение ее недостаточным гражданским мужеством.
В целом, пропаганда в школах страны, которая считает себя образцом демократии, по форме мало чем отличается от той пропаганды, которую я успел застать в школе советской. Думается, и эффективность ее примерно такая же.
Мать одной из одноклассниц моей дочери, выслушав идеологические тезисы классной, сказала примерно следующее: будет смешно, когда ее первую заставят надеть паранджу и учить наизусть Коран.
Смешно-то оно смешно, но все-таки хочется надеяться на более благоприятный исход.
Источник: muennich.livejournal.com/