Аналитика

Внутренняя кухня корпорации. Интервью с сотрудником крупной аудиторской компании.

Сегодня в мире огромную роль играют Транс-национальные корпорации, которые оказывают огромное влияние уже не только на экономику в глобальном масштабе но и на политические решения в той, или иной стране. Дошли различные отделения этих гигантов и до стран бывшего Советского союза. В их подразделениях работает огромное количество человек. Наш собеседник — Алексей, работает в аудитором в одной из крупнейших ТНК в московском офисе. Название компании, по определённым причинам называть мы не будем, так как информация, которую нам рассказал Алексей является конфиденциальной. В первой части интервью мы расскажем о внутренней кухне ТНК, корпоративной этике и взаимоотношениям между работниками.

   corporation

— Здравствуй Алексей, расскажи как долго ты там работаешь ?

— Здравствуйте, я работал там 1,5 года. Штаб-квартира в Лондоне, но контора — международная корпорация, где 200 тыс. сотрудников штат. Есть практически во всех странах мира, кроме Чада и какой-нибудь Нигерии

— А в Беларуси есть?

— Да и в Беларуси тоже.

— Основной вид деятельности?

— Оказание аудиторских услуг. Есть ещё сопутствующие: консалтинг и юридический отдел, но я не могу сказать, чем они конкретно занимаются. Но они не существенны, если рассматривать в разрезе выручки. Процентов 85 — это аудит. Консалтинг процентов 10 и 5% юристы. Наша компания позиционируется как аудиторская.
В мире в сфере аудиторских услуг есть так называемая большая четвёрка. Это 4 крупнейших аудиторских компании. По факту они являются олигополией, им принадлежит порядка (если смотреть по индексам по рыночной капитализации и брать крупнейшие компании типа GoogleAppleMicrosoft),  99% из 100% услуг на рынке аудита.

logos-big4-en-noticia

4 крупнейших игроков на рынке аудита: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG

— Раньше их было пятеро, до этого шестеро, семеро, но они сокращаются, банкротятся. Банкротятся не от того, что нет клиентов. Это очень специфический вид деятельности. В основе стоит не столько получить выручку и прибыль, сколько сохранить компанию и репутацию на текущем уровне, и не попасть в скандалы, завязанные на мошенничестве и взятках. Смысл аудита заключается в следующем. Любая, даже самая маленькая, компания имеет свою финансовую отчётность. Есть категория людей(например инвесторы), которым нужно знать наверняка, что цифры, которые есть в отчётности по компании, действительно являются правдой. То есть, что не допущено ошибки в расчётах, либо не совершено преднамеренных махинаций. Им нужно авторитетное мнение и это авторитетное мнение предоставляют наши конторы.  В процессе аудита мы подтверждаем (или не подтверждаем), что существенных искажений в отчётностях нет. И уже после нашего заключения с компанией можно работать без опаски: заключать договора, предоставлять инвестиции и т.д. Повторюсь, что в аудите крайне важна репутация. Если у тебя будет подмочена репутация, то не будет доверия со стороны заинтересованных лиц, и обращаться к тебе никто не будет. Все аудиторские компании, которые банкротились,  банкротились не потому, что они управлялись плохо, а потому, что они попадали в различные скандалы, связанные с мошенничеством, которые которые после раздувались в СМИ. Бывали ситуации, когда день назад компания была крупнейшим игроком на аудиторском рынке, а завтра она никого не интересует.

Screenshot_1

Количество персонала и выручка большой четвёрки                                                   

— По поводу этики в компании, каких-либо корпоративных норм, норм поведения, как установленных, так и негласных, они есть у вас, прописаны?

— Да, конечно! Постоянно проходят такие тесты, также проводятся раз в полугодие беседы, на которых подымается масса вопросов, но помимо прочего там обсуждается твоя активность в соцсетях, что ты там пишешь, рассказываешь ли конфиденциальную информацию. Даже был скандал в белорусском офисе, один из сотрудников этого офиса на форуме высказал свое недовольство работой с клиентом. Мы же делаем у них запрос на различную первичную документацию: договора, товарные накладные, расходные, ордера, в целом, что угодно. Таким образом, сотрудник написал о том, что ему не нравится то, как построена работа у них на предприятии с этим клиентом. Он делает запрос, а ему отказывают, не предоставляют документы, т.е. он не доволен тем контактным лицом, с которым он работает. Таким образом он высказал свое мнение, видение ситуации. И получилось так, что кто-то из этой компании, которая заказала аудит, обнаружил это, и в результате подняли очень серьезный скандал, сотрудника даже хотели уволить, но просто до конца не смогли выяснить кто это был на самом деле. А если бы удалось доказать, то его, конечно же, уволили бы, потому что это ставит под угрозу отношения с клиентом, Клиент всегда прав. Здесь все очень серьезно.

— А в контракте прописывается, что за какое-либо нарушение корпоративной этики или норм поведения могут уволить?

— Да, это прописывается, но там не говорится конкретно, что можно, а что нельзя делать. Это идет такой строчкой, что ты не имеешь права разглашать конфиденциальную информацию, т.е. информацию о работе компании, о клиентах. Ведь сотрудник, когда аудирует какие-то банки может полностью видеть счета клиентов, их договора, остатки на счетах, то, что является конфиденциальными сведениями, к которым никто кроме сотрудников банка доступ не имеет. Сотрудников предупреждают, что нужно быть осторожными по ходу действия.

— А отношение внутри коллектива у вас какое?

Коллектив в нашей компании очень молодой, средний возраст сотрудников составляет порядка 26 лет, это в принципе одно поколение, поэтому общий язык очень легко находится. На самом деле люди почти все неконфликтные, с определенным типом мышления что ли, с ними легко работать, складывается такое ощущение, что пришел с друзьями посидеть, что-то поделать вместе. Работа ведется командой. Есть проект, под него в зависимости от его размера и создается команда. Если он огромный, то команда может включать до 20 человек, если он поменьше, то человек 5 может быть. И  эта команда работает, выезжает в офис клиента, обедает, в общем живет месяца 2-3 пока ведется проект. Потом команда меняется, и ты выходишь на другой проект. Складываются очень дружеские отношения, потому что ты очень плотно взаимодействуешь с  людьми. Во время проекта идет распределение кто чем будет заниматься, но не строго.

— Т.е. такого нету как в Макдональдсе? Подставь товарища, заложи его?

— (смеется) Нет, такого нет. И что еще интересно, даже к директорам, которым по 35-40 лет, вы общаетесь на “ты” и не по имени-отчеству, а просто по имени. Нет заморочек, нет какого-то психологического внутреннего барьера между людьми. Всё делается для того, чтобы мы чувствовали себя дружелюбно, когда внутренняя среда, где ты работаешь, очень напряжена, то КПД вообще падает.

— У вас напряженности такой нет?

— Она бывала,  в зависимости от того, с кем ты работаешь, но ее было мало.

— Как ведётся подбор  сотрудников?

— На самом деле отбор жесткий. Но все равно он больше направлен на твои прикладные умения, а не на жизненную позицию, мировоззрение, взгляды на какие-то вещи. Конечно, это зависит от офисов. Когда отбирали в белорусском офисе, то здесь у вас как-то все больше по местечковому (смеется), попроще. Грубо говоря, нет этих всех инноваций в плане управления, координирования. В моем случае проверяли чисто знания, в принципе никого толком не интересовало чем я занимаюсь и что я думаю в нерабочее время.

— Есть ли в вашем офисе иностранцы? Как уживаетесь с ними-разный менталитет не мешает?

— В Минске я, например, не работал вообще. Я в Минске устроился и буквально сразу уехал в Москву. В Москве половина офиса составляют иностранцы, т.е. в компании популярны обмены, когда один человек едет работать в офис другой страны. Это как я из Беларуси поехал работать в Москву. Но на самом деле я не замечал какой-то особой разницы. У них вырабатываются одинаковые взгляды на вещи, касающиеся работы, конечно. Не знаю как это описать, но я не замечал каких-то конфликтов в работе с иностранцами. Они тоже нормальные люди, интересно послушать, что они расскажут, работают тоже нормально, поэтому в принципе все в порядке.

— Т.е. в данной сфере качественно мы не отличаемся?

— Европейцы меньше ”впахивают”. Американцы работают очень много, много работают японцы, те же казахи готовы ночевать на этой работе, но не европейцы. У них же 7-часовой рабочий день в Европе, и то, что они работают здесь 8 часов, это для них уже как переработка. А у нас же какая схема — мы очень много работаем. У нас официальный рабочий день с октября по май составляет 10 часов в день — это тот минимум, который ты должен быть. И смысл в том, что все же упирается в твой проект — если у  вас что-то идет не так, или у вас работы оказалось больше, чем вы рассчитывали, или тот, кто планировал команду под проект, запланировал мало людей, то получается, что мы должны работать по 16 часов в день, чтобы успеть закрыть проект. Европейцы не очень заинтересованы в этом, они готовы уходить. Допустим, есть команда, и европейцы отработав 10 часов — уходят.  А вы остаетесь работать дальше, хотя проект совместный по факту. Это, конечно, не совсем понятно.

— А переработки поощряются премиями, например?

— Нет, премий за переработки у нас  нет. Т.е. сколько бы ты ни работал, зарплата от этого не меняется.

— Получается, что у вас есть выбор: вы можете работать, можете не работать, но зарплата будет одна и та же?

— Нет, не работать нельзя. Просто, зачем  брать большой штат людей, если, например, на один участок  можно поставить двоих вместо трех работников, кстати, мне кажется, что они это взяли из эффективного менеджмента западного образца. И я, если честно, еще нигде не встречал, чтобы все у всех было выполнено в точный срок, специфика такая И ты можешь, конечно, взять уйти в 6 или 8, но тогда вы не выполните проект, а ведь в конце года будет проходить “круглый стол”. “Круглый стол” — это оценка твоей работы, по результатам, которой можно получить повышение. Собираются люди определенной иерархии: низший менеджмент,средний менеджмент и высший менеджмент. Низший менеджмент обсуждает аудиторов, помощников, средний менеджмент обсуждает низший менеджмент, а высший менеджмент, соответственно, обсуждает средний менеджмент. Те, кто работают до 3-х лет, считаются помощниками низшего менеджмента, низший менеджмент — это начиная с 4-го года, старший аудитор — это, грубо говоря, как сержант в армии. Поднимается повестка дня, рассматривается конкретный сотрудник, а потом делается вывод, исходя из отзывов. Т.е. набрал 10 положительных, — можно его дальше повышать, можно ему доверять какие-то проекты поинтересней. Или, если высказываются о ком-то негативно можно его на 2 год на той же позиции, или же отправить его на менее существенный проект, где его ошибки не так заметны будут.  

3bb0cf06d4145c0994c40925724ec3a6

— У вас много работы, а зарплата как по объему, есть ли задержки? В сравнении со среднебелорусской, среднероссийской зарплатами.

— Задержек никаких нет, а зарплата ориентируется на среднюю по стране, потому что делая одну и ту же работу в разных офисах мира, ты будешь получать разные зарплаты. Самые высокие, к примеру, в Швейцарии, т.е. они там получают в десятки раз больше, чем в России. После Швейцарии идет Германия, а самые низкие зарплаты в Беларуси, азиатских странах, африканских страна. Когда я работал в Беларуси, то моя зарплата в первый год составляла 550 долларов. Это то, на что ты можешь рассчитывать придя сразу после университета, без опыта работы где-либо. Т.е. тебе сразу предлагают 550 долларов. И это очень неплохо. Если ты не конфликтный человек и у тебя с головой все нормально, то ты очень быстро там растешь. Растут, в принципе, процентов 90 людей. Идет рост по карьерной лестнице и зарплата существенно меняется. И спустя лет 5 можно выйти по показателям для Беларуси в 2,5 тысячи долларов. Это все очень просто на самом деле, если голова на плечах и нет конфликтов — ты нормально уживаешься в команде. Если здесь ты вырастешь до 2.5 тысяч, то опять же в Швейцарии ты бы вырос до 150 тысяч франков в год. Это, конечно, совсем другие цифры. Все зависит от страны.

— А есть ли сложность перехода между странами?

Нет, сложности никакой нет, все упирается в то, что с точки зрения их законодательства, все наши дипломы о высшем образовании — просто бумажка, с которой можно сходить куда-нибудь. Диплом серьезно не воспринимается, а образование в этой сфере у тебя должно быть. У нас есть обязательное обучение, от которого ты не можешь отказаться. Итогом обучения является диплом международного образца. Так что помимо того, что мы дико работаем, мы еще должны и учиться, сдавать 2 экзамена раз в полгода, а всего 14 экзаменов нужно сдать, чтобы получить этот диплом. А все экзамены на английском проходят.  Кстати, аудит мы тоже делаем на английском полностью.

— Вне зависимости какая компания? Российская или другой страны?

— Да, вне зависимости! Потому что все наши документы, тесты, бумаги, весь аудит, который мы сделаем, должен быть в случае чего доступен для проверки в штаб-квартире. А штаб-квартира находится в Лондоне.

— А как у вас в компании относятся к корпоративам, алкоголю, вредным привычкам?

1_52553319404d75255331940514

— Корпоративы проходят очень часто, есть корпоративы, которые компания проводит общие, т.е. в целом — это Новый год, конец финансового года, который происходит в июне, а начинается в октябре-ноябре, и еще Хеллоуин! (смеется) Это корпоративы, которые проходят от самой компании.У каждого департамента есть свой бюджет. Допустим, у департамента банков и кредитных организаций — свой бюджет, у департамента добычи, — свой. Корпоративы департаментов проводятся очень часто, если от компании у нас где-то 3 корпоратива, то от департамента стабильно раз в месяц. Да, на корпоративах всегда много алкоголя, это, конечно, качественный алкоголь, но сути это не меняет, почти все выпивают, но я сам не пью, хотя вопросы часто задают на этот счет, интересуются. В компании работает много иностранцев, есть, которые ближе к нам — это Казахстан, Азербайджан, которые достаточно хорошо русский знают, они это любят, а есть и мусульмане, которые вообще на корпоративы не ходят, им это неинтересно.

— А вот касательно твоего личного времени, отпусков, выходных? Возможности уехать домой?

— Когда у нас начинается бизнес-сезон,а это с октября по май, то мы работаем 7 дней  в неделю, без выходных, и при этом не 8 часов в день,а  минимум по 10 часов! А когда требуется отчетность, время уже поджимает, то там вообще работа адская! Мы эти 2 месяца работали приблизительно в следующем ритме: приходишь на работу к 9 утра, работаете до половины первого ночи, это просто чтобы на метро успеть, приходите домой, ложитесь спать и к 9 утра опять в  офисе. Особенно зимой, когда постоянно темно, тебе кажется, что еще часов 7 вечера, а смотришь на часы — там уже 11, а ты не можешь поверить, что уже так поздно. Вот такое вот погружение в работу происходит, и это у  многих так. У меня есть коллега, девушка, с который мы, наверное, 90% проектов вместе отработали, так она еще дома до 3-4 ночи работала, спала по 3-4 часа и приходила утром на работу. Но уже ей надоело, конечно, замуж хочется, все-таки 25 лет! Поэтому поводу нашу компанию даже назвали “кладбищем невест”, просто у девушки, которая там работают, практически нет шансов построить какую-то личную жизнь, 8 из 10 женщин — это одинокие женщины, им уже по 30.  
1308558102_vorsorge_renteninfo_lead

— А внутри корпорации нет что ли возможности устроить свою личную жизнь? Вы там столько времени проводите, что и ребенка можно там родить! (смеются)

— Вообще такого нет у нас. Может, только если пара случаев были. Иногда шутим, что “О, Таня, мы здесь с тобой столько работаем, у нас уже просто выхода нет! Давай  замутим, а то так одинокие и останемся!”, но а вообще такого нет. Да и у нас опять же пример берут с западного эффективного менеджмента, когда из работников выжимают все соки, какая там личная жизнь! Мы постоянно работаем в дедлайне, все время что-то не успеваем. Еще за все время моей работы не было такого, что ты сел и думаешь “что же еще нужно сделать”, работа есть всегда, она еще и добавляется!

— Часто ли в  вашей компании проводят встречи с психологами, проверку вашего эмоционального настроя?

— Что касается психологов, то такой схемы работы нет. В нашей компании у каждого сотрудника есть свой старший помощник, это особенно популярно на Западе, и ты  с ним проводишь встречи. Вы с ним договариваетесь, встречаетесь в неформальной обстановке, но это всегда целевые встречи. Т.е. вы можете, что называется, за жизнь поболтать, но там обсуждают цели человека, его цель работы в компании, проблемы, с которыми он сталкивается, твои результаты, т.е. это твой помощник, гид и, в то же время, психолог. Мне через 4 года тоже дадут новичка, который придет как первокурсник, я буду вводить его в  курс дела, буду ему помогать, беседовать.

— А ты проводил такие встречи?

— Да, постоянно! Раз в полгода стабильно встречи с высшим руководством, на которых ты ставишь какие-то свои задачи. Ты пишешь письмо, в котором описываешь задачи и твои цели на ближайшие полгода и вы потом вместе отслеживаете как ты успешно их достигаешь или не достигаешь, а потом общаетесь по поводу того, что тебе мешает, почему не смог.

— А эти часы оплачиваются, которые вы тратите на встречи?

Нет, это все как личная инициатива.

— А если ты отказался? Например, тебе предложили, а ты не хочешь и просишь перенести через месяц? Может на этой почве развиться какой-то конфликт, можешь ли ты получить штраф или что-то подобное?

— В компании существует такая система “фитбэков”, обратных связей. У нас  есть своя корпоративная сеть, где ты можешь зайти и написать,что хочешь сменить своего конселора, так называются помощники, о которых мы говорили. Поэтому если будет какой-то подобный конфликт, то это все пойдет в отзыв в итоге. Во время проектов мы работаем в команде, и в конце проекта мы на каждого человека из команды тоже пишем отзыв. Потом все эти отзывы отправляются в отдел кадров, они их формируют, и позже эти отзывы учитываются на “круглом столе”.

— Слушая тебя понимаешь, что сама система построена таким образом, что нет жизни вне корпорации, все завязано на ней!

— Так и есть! Ты должен просто всю свою жизнь положить на эту корпорацию! Там очень сильная текучка, потому что люди просто не выдерживают такого темпа. Однако он позволяет тебе в очень короткие сроки стать профессионалом своего дела, достигнуть многого.

Источник: 4esnok.by

От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Обеспечение полной занятости

 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.05: 1 222 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также