В Латвии задержали “главного железнодорожника страны” — Угиса Магониса. Какое дело до этого России? Задержание произошло по внутренним делам и законам страны, обвинение еще не доказано: якобы, при закупке локомотивов он получил взятку за выгодный кому-то контракт. У задержания есть интересная деталь: Айвар Стракшас, внезапно вознесшийся на вершину руководства благодаря этому событию, говорит, что решение принимал не сам Магонис, оно было комиссионным и коллегиальным. То есть, вероятность благополучного исхода для фигуранта имеется, но нас интересует иная сторона этого дела. В конце концов, со взяткой разберутся следствие и суд, но как-то интересно сложилось, что фигурантом скандала и возможного обвинения стал человек, который весьма последовательно долгие годы проводил политику, ориентированную на сотрудничество с Россией в транспортной сфере.
Не будем заниматься спекуляциями, только отметим, что вскоре после задержания главы латвийской железной дороги на перегонах между Россией и Латвией российской стороной были обнаружены изношенные рельсы, которые требуют срочного ремонта. И все бы ничего, но этот ремонт может протянуться очень долго, а за это время регулярное прохождение угля через латвийский порт в Вентспилсе станет неактуальным, и поток транзита пойдет через российские порты…
Что означает для Латвии? Приведем стороннее мнение:
Бизнес FM: “В прошлом году объем транзита ... в латвийские порты составил 46,33 миллиона тонн, по железной дороге — 32,56 миллиона тонн. Потеря одного миллиона евро в железнодорожном транзите означает потерю 0,75 миллиона евро брутто-добавленной стоимости и 0,22 миллиона евро налогов, а также убытки в размере 2,39 миллиона евро для вовлеченных в перевозки предприятий. В особой ситуации из-за санкций оказался Вентспилсский порт, где более высок удельный вес транзитных грузов. В 2014 году его грузооборот упал на 8,9%.”
Может ли прослеживаться связь между ремонтом путей и задержанием чиновника, занимавшего позицию экономически обоснованную, но при этом еще и пророссийскую, точнее, подчеркивающую необходимость тесного транспортного сотрудничества? Наверное, может, и вот почему: остановка движения поездов на этом маршруте — это своего рода санкции России против Латвии. А вызваны они тем, что с уходом Магониса может пострадать очень интересный проект, в котором заинтересованы все страны Европы, Россия, Китай и сама Латвия.
Дело в том, что Магонис весьма упорно препятствовал переводу латвийской железнодорожной колеи на европейский стандарт ширины 1435 миллиметров. Действующая колея советской постройки имеет ширину 1520 миллиметров, и это делает Латвию сильнейшим транзитером железнодорожных грузов в направлении Россия-Европа и одновременно позволяет ей сохранять роль необходимого звена между Европой и Казахстаном, Китаем — через свои и российские порты и российские же железные дороги. При территориальном положении Латвии она может замыкать на себя транзитные пути из Беларуси и Прибалтики, что, кстати, плохо сказывается на транзитном же авторитете Украины.
Могли ли Магониса “уйти” таким образом (метод, проверенный на Доминике Стросс-Кане и многих других лицах), чтобы нарушить одно из звеньев европейского транзита, поколебать российские позиции и открыть кому-то дорогу к огромным доходам? Думается, могли. И вот какие обстоятельства наводят на эту мысль.
Политика. Действия и планы, связанные с Россией, откровенно не приветствуются в Европе и Прибалтике. Поддерживаемый Магонисом “Проект 1520” — это возможность железнодорожного транзита с участием России, причем до самого “сердца Европы”, до Австрии.
И этот проект “висит” уже не первый год. Отнесем к политике и еще одну деталь: если учесть, что для наших “американских партнеров” Прибалтика стала антироссийским форпостом, то Магонис со своим пониманием выгод транзита, просто не ко двору. Мало того, он с 2005 года активно сопротивляется изменению ширины колеи на европейскую, ибо понимает, что это сделает страну транзитно несостоятельной, значит, не такой важной для Европы. Но есть еще одно политическое соображение: американский Большой Брат европейских политиков продавливает соглашение о свободной торговле с ЕС, и мощная транзитная территория в направлении Китая, всей Юго-Восточной Азии, да еще и через Россию — это серьезная помеха. Убирая Магониса, господа партнеры ставят под удар этот транзит и таким образом загоняют ЕС в логистический тупичок, не самый страшный, но еще один… И тут... Ба, да у нас уже есть одесский наместник-губернатор Саакашвили! А там и порт! А если есть одесский порт, то можно успешно перенаправить туда товары из Китая и Азии, чтобы Европа окончательно оказалась в руках своего Большого и Доброго Брата. Ах, как вовремя на Украине все случилось! Есть, куда перенести центр тяжести транзита, мало того, у Китая уже возникали виды на строительство порта на Черном море, но потом эти нужды отпали, а теперь они снова могут появиться. А премьер Латвии уже спешит заявить, что пока нет информации о прекращении угольного транзита из России. Ничего, надо полагать, будет информация. Об этом уже и в прошлом году задумывались и считали вероятные потери, сокрушаясь о зависимости от России. Господа, так ведь если беретесь менять друзей, надо хотя бы строить экономические расчеты!
Еще одна интересная деталь. Перевод целой страны на европейский стандарт ширины колеи — это невероятные по объему и стоимости работы, перекладка путей, реконструкция инфраструктуры, закупка или переоснащение подвижного состава… Наверное, кому-то очень хотелось бы урвать столь масштабные контракты, а Магонис со своей взвешенной транзитной позицией оказался в роли собаки на сене. Мало того, его позиция — сотрудничество с Россией — сейчас совершенно не к месту в “цивилизованном мире”, и его могли вполне красиво цивилизованно "попросить", благо, опыт имеется.
Интересно и то, что Латвия без своего транзита становится совершенно безвольной игрушкой в руках Брюсселя и американских друзей, которые долго не берегут такие сувениры… Европейцы демонстрируют готовность склониться перед США окончательно, видимо, много поводов оказаться в такой же ситуации, как Магонис, у политиков и более высокого ранга! А для прибалтийских лидеров русофобия вообще становится “проходной картой” для получения преференций от Штатов: “Дайте нам скорее сломанный танк и денег на его ремонт, а то Россия вот вот нас проглотит!”
Источник: PolitRussia