Число спутников в группировке российской космической навигационной системы ГЛОНАСС не уменьшится с введением более совершенных аппаратов, сообщил директор Главного испытательного космического центра (ГИКЦ) имени Титова генерал-майор Андрей Ильин.
В составе группировки космической навигационной системы ГЛОНАСС в настоящее время 28 космических аппаратов. Из них 24 спутника используются по целевому назначению, один находится в орбитальном резерве, один исследуется конструкторами, а два аппарата «Глонасс-К» проходят лётные испытания.
«Нет, их так же останется 24, но точность поля будет улучшена за счет того, что мы ставим на космические аппараты всё новое и новую аппаратуру, и, соответственно, наземный комплекс управления совершенствуется», — сказал Ильин.
Директор ГИКЦ отметил, что ГЛОНАСС превосходит американский аналог, навигационную систему GPS, по ряду параметров, которые закладывались в нее изначально.
«Она превосходит GPS в точностных характеристиках в северных широтах. Если американская система изначально создавалась для южных широт, то наша — для северных. Это и меньшее количество аппаратов, участвующих в системе: у американцев в GPS 30 аппаратов обеспечивают те же характеристики, что у ГЛОНАСС — 24 аппарата», — сообщил Ильин.
Американский скандал с ГЛОНАССом
Федеральное агентство по связи США (FCC) рассматривает возможность использования российской спутниковой системы ГЛОНАСС для определения местонахождения звонящих в службу спасения 911 с мобильных телефонов, пишет The Washington Times. Эта идея уже вызвала обеспокоенность в американском конгрессе.
В распоряжении газеты оказалось письмо республиканца Майка Роджерса министру обороны США и главе национальной разведки. В этом послании говорится, что данную инициативу нельзя рассматривать всерьез. Роджерс возглавляет подкомитет по стратегическим силам комитета по вооруженным силам при палате представителей.
В разработке проекта по использованию ГЛОНАСС принимали участие операторы AT&T Mobility, Sprint, T-Mobile USA и Verizon, а также Ассоциация официальных представителей служб связи органов общественной безопасности и Национальная ассоциация систем реагирования на чрезвычайные ситуации (NENA).
Авторы инициативы надеются, что российская спутниковая система позволит американским полицейским, пожарным и врачам точнее определять местонахождение людей, позвонивших в службу спасения с мобильных телефонов.
Как объяснил Трэй Фогерти из NENA, соответствующие американские системы не покрывают достаточно территории. В свою очередь, представитель Sprint Рэй Ротермел уточнил, что дорожная карта не предполагает того, что операторы будут полагаться исключительно на ГЛОНАСС.
Пресс-секретарь Пентагона отказался обсуждать опасения, высказанные в письме из конгресса, но отметил, что министерство обороны США обязательно ими займется. В посольстве России в Вашингтоне комментариев пока не предоставили, добавляет газета.
Навигация и земледелие
На обычном тракторе необычная начинка — навигационный комплекс на базе системы ГЛОНАСС. Георгий Транько, технический директор центра точного земледелия «Аэросоюз», рассказывает:
«Даже на самом неровном поле трактор пройдёт ночью и внесёт столько удобрений, сколько нужно. Даже, если скорость будет разная, даже если машина развернётся и соприкоснется с пройденным участком — лишние форсунки опрыскивателя отключатся. Экономия. Агронавигатор — разработка новосибирского центра точного земледелия. Простой и понятный. Заказы на систему принимают со всей страны».
Борис Скрынник, директор центра точного земледелия «Аэросоюз», отмечает:
«Мы создали прибор, в котором совместили две функции — это функция навигации и функция управления. Импортных аналогов с совмещением этих функций нет».
Сейчас испытывают новые опции, в том числе разработки информационной навигационной системы контроля транспорта. Всех карт не раскрывают до открытия форума «Технопром». Его проведение — инициатива правительства Новосибирской области. Надёжная площадка, где можно заручиться господдержкой и найти новых партнёров. Марина Ананич, помощник губернатора Новосибирской области по науке, образованию и инновациям, поясняет: «По сути, система ГЛОНАСС — это система демонстрирующая возможности новых технологий от космоса до навигационного прибора, от спутника до трактора».
В регионе самая широкая сеть наземных станций — их 35. Сейчас Новосибирская область — лидер по использованию системы ГЛОНАСС в России.
ГЛОНАСС станет полностью отечественным
ОАО «Российские космические системы» совместно с ИСС имени Решетнева начали разработку перспективного спутника системы ГЛОНАСС, оснащенного комплектующими исключительно российского производства. По мнению генерального директора РКС Андрея Тюлина, такой аппарат российской промышленности под силу создать за 4-5 лет.
Перспективный космический аппарат «Глонасс-К», серийное производство которого планируется начать в этом году, по техническому заданию спроектирован преимущественно на импортной электронной компонентной базе, — пояснил генеральный директор РКС Андрей Тюлин в интервью «Известиям». В настоящее время, чтобы не рисковать с поддержанием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, изготавливается необходимое количество таких аппаратов, а параллельно ведутся разработки нового космического аппарата на отечественной электронной компонентной базе.
По словам Тюлина, РКС заинтересованы, чтобы отказаться от использования зарубежной электронной компонентной базы как можно быстрее. В прошлом году Роскосмос подписал соглашение с Минпромторгом РФ о взаимодействии.
Крупнейшим разработчиком и производителем электронной компонентной базы в России является холдинг «Росэлектроника». В рамках стратегии его развития планируется, что к 2019 году 80% электронной компонентной базы полезной нагрузки спутников будет отечественного производства, отметил Генеральный директор «Росэлектроники» Андрей Зверев.
Сейчас в серийных российских спутниках доля иностраных комплектующих колеблется от 25% до 75%. Большая часть этой электроники либо производится в США, либо там разработана.
Летом 2013 года у США и России наметились разногласия — случился скандал с Эдвардом Сноуденом, также страны разошлись в оценках событий, происходивших в Сирии. Охлаждение отношений вскоре сказалось на режиме поставок: в 2013 году Госдеп не санкционировал поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2». На фоне украинского конфликта ситуация еще более усложнилась: американцы стали запрещать поставки для научных космических аппаратов. Так, британской компании E2V не удалось получить разрешения на импорт в РФ оснастки для космической обсерватории «Спектр-УФ». Российские предприятия стали искать замену американским комплектующим в Европе и Китае, а на правительственном уровне была принята программа импортозамещения.
«В 1990-е годы, когда создавалось первое поколение спутников „Глонасс“, действовал запрет на применение в наших военных системах импортных комплектующих. Потом этот запрет сняли, и наши конструкторы стали строить спутники сплошь из зарубежной электронно-компанентной базы, чем сами себя сейчас загнали в непростую ситуацию. Если за 4 года взять и заменить 90% иностранных деталей на спутнике „Глонасс-К“ на отечественные, то мы, боюсь, получим спутник не следующего, а предыдущего поколения», — рассказал «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
По его мнению, тут важно соблюсти баланс, не полагаться вчера исключительно на импортное, а завтра исключительно на отечественное. Определенный набор критических технологий надо развивать самим, а какие-то вещи приобретать за рубежом.
По материалам журнала «Сделано у нас»
Источник: russkivek