Петр Порошенко захотел совершить конституционный переворот. Чтобы все было в европейском, то есть крайне демократическом стиле. Под видом «децентрализации» полномочий центральной исполнительной власти и «предоставления отдельным регионам особого статуса» «лидер нации» планирует в сжатые сроки создать «суперпрезидентскую республику латиноамериканского типа». Это принятое среди экспертов в сфере конституционного права обозначение формы правления, которую страстно возлюбил украинский президент.
Изменения в Основной закон готовились крайне «демократично». Была создана специальная комиссия под руководством спикера Гройсмана, в состав которой вошли семьдесят шесть человек. На протяжении четырех месяцев велась бурная дискуссия на тему «децентрализации». Затем проект засекретили. В глубокой тайне был наработан некий вариант «Х». О его содержании никто не знал, кроме Порошенко, спикера и пяти непосредственных разработчиков. В полном соответствии с принципами демократии и гласности, проект был направлен на экспертизу в… «Венецианскую комиссию» Евросоюза, которая трудится под официальным лозунгом «За демократию через…» (нужное вставить). И никого в Верховной Раде, в так называемой конституционной комиссии ничуть не смутил тот факт, что проект Основного закона страны отправили на «анализ» в ЕС втайне от самих участников процесса.
Все так привыкли к внешнему управлению, что лишь вяло наблюдают за усилиями грузин превратить Одессу во «второй Гонконг» и блестящим планом премьера Арсения Яценюка отдать украинскую таможню в аутсорсинг (внешнее управление) британской фирме, специализирующейся на проектах в Нигерии, Филиппинах и Мали. Никакого публичного обсуждения, полная секретность, загадочные консультации ночью в администрации президента с лидерами фракций, входящих в парламентскую коалицию. И первыми, кто ознакомился с продуктом «интеллектуальных усилий» таинственных разработчиков Конституции, стали финн Карло Туори и полька Ханна Сухоцкая. Именно они должны сделать вывод: подойдет конституционная модель украинцам, или стоит изменить условия эксперимента над людьми?
Справедливости ради стоит отметить, что даже европейские эксперты заподозрили неладное, когда к ним в офис ввалился относительно трезвый Гройсман и стал размахивать какими-то бумажками. Обычно они полгода вяло мусолят какой-то проект, а потом выдают рекомендации. Тут же их буквально насиловали в мозг, рассказывая о необходимости срочно остановить вооруженное вторжение России в Украину. Какое отношение имеет Конституция к «вторжению в Украину» Гройсман предусмотрительно пояснять не стал. В результате финн и полька вынуждены были корпеть над проектом новой украинской конституции полный шестичасовой рабочий день. Даже у них волосы зашевелились от удивления. И, честно говоря, есть от чего. На основании инсайдерской утечки нам удалось узнать наиболее интересные новации, которые родились непосредственно в воспаленной голове Порошенко (он лично контролировал ход «конституционных работ»).
Во-первых, украинский президент получает право распускать почти все представительные органы власти, избираемые в стране: Верховную Раду (в двух случаях), парламент Крыма (в соответствии с официальной доктриной, «Крым является неотъемлемой частью Украины, временно оккупированной российским агрессором»), областные советы депутатов. Таких полномочий не было ни у одного президента страны, включая кровавого диктатора Януковича. И все это называется «децентрализацией», «развитием местного самоуправления». О какой децентрализации может идти речь, если глава государства вправе ликвидировать областной совет по причине «принятия сепаратистских решений»?
В соответствии с украинской юридической практикой под понятие «сепаратизм» попадает все. Недоволен тарифами? Сепаратист. Смотришь российские телеканалы? Вообще террорист. Депутат из радикальной партии Олега Ляшко Андрей Лозовой недавно внес «конструктивное предложение» спиливать спутниковые антенны у граждан силами МВД. Логика проста: есть тарелка, значит, под влиянием пропаганды Путина. В списке запрещенных к показу российских фильмов оказался мультик «Паровозик Тишка». Два раза его смотрел, чтобы найти пропаганду российских силовиков, ФСБ и спецназа. Не нашел. А они нашли. Поэтому если областной совет откажется сносить памятник Ленину, то его распустят по новой Конституции практически мгновенно.
Правда, у депутатов сепаратистского совета есть право обжаловать указ верховного главнокомандующего в Конституционном суде. Учитывая тот факт, что из семнадцати членов КС против двенадцати, включая и председателя, возбуждены уголовные дела за «содействие незаконному захвату власти Януковичем», вердикт будет вынесен правильный. Выбор у них невелик: либо в тюрьму, либо работай на администрацию президента.
Во-вторых, Кабинет министров становится карманным органом власти для АП. Не парламентская коалиция вносит кандидатуру премьера, а президент. Может внести. А может и не внести, что приведет к роспуску парламента. Состав правительства формируется либо с подачи Порошенко, либо напрямую. Роль Кабмина формальна. Как, в принципе, и парламента. Ну не утвердил, к примеру, парламент кандидатуру главы СБУ. Так он может сколько угодно работать в статусе «исполняющего обязанности». Министерство иностранных дел вообще напрямую подчиняется «гаранту нации», который «определяет основы внешней политики». Не Рада определяет, а президент.
Правительство даже формально не может воздействовать на процесс назначения губернаторов, которые теперь именуются префектами. Разве что чисто проконсультировать главу государства. А решение принимает только он. При этом полномочия префектов настолько обширны, что они становятся наместниками президента на местах. Своего рода институт смотрящих. Все силовые структуры подчиняются им. Они подают главе государства представления на роспуск областных советов.
В-третьих, ликвидируется институт неприкосновенности депутатов и судей. Генеральной прокуратуре больше не нужно будет просить Раду дать согласие на лишение парламентария иммунитета. Просто приходи прямо в зал с решением суда и бери кого хочешь. Тоже и в отношении судей. Не требуется вердикта высшего совета юстиции относительно передачи дела в разработку МВД. Заходи и клади лицом в пол. Но вот с президентом подобный фокус не пройдет, поскольку полностью сохранена конструкция процедуры импичмента времен Леонида Кучмы, реализовать которую невозможно даже теоретически.
Принцип разделения властей, который является краеугольным камнем любой нормальной конституционной модели, в проекте Порошенко заменен принципом авторитарной власти. Развитие местного самоуправления в формате «децентрализации» сводится к тому, что на местные власти «вешается» вся изначально убыточная социальная сфера: здравоохранение, школы, детские сады, пенсии. Вот за все это теперь действительно отвечают местные советы. Центральная власть не при чем.
Поэтому даже эксперты Венецианской комиссии, которым подсунули чисто латиноамериканский вариант «модернизации» Основного закона, были крайне сдержанны в своих оценках. Думаю, они просто офигели от такого перераспределения полномочий. В тексте своего заключения они через абзац подчеркивали, что их выводы «являются предварительными», «не оценивают предлагаемый проект исчерпывающе» и «затрагивают только некоторые вопросы». План Гройсмана провалился. Он же рассчитывал заручиться поддержкой Венецианской комиссии, чтобы затем шантажировать Раду «выводами европейских специалистов». Типа все демократично, Европа с Украиной, надо начинать реформы. Однако получил весьма расплывчатый документ с осторожной критикой. В частности, было рекомендовано расширить полномочия правительства в части назначения префектов. Просто удар в спину.
Надо понимать, почему спикер Гройсман так суетится. Конституционная реформа — эта его лебединая песня на должности председателя парламента. За полгода Гройсман фактически развалил коалицию, утратил контроль над прохождением законопроектов и неоднократно подставлял своего патрона. Дело дошло до того, что сам гарант нации всю ночь решал с лидерами фракций вопрос об одобрении отставки главы СБУ Валентина Наливайченко. А Гройсман, спрашивается, на что? Поэтому ему был поставлен ультиматум: либо ты проводишь конституционную реформу, либо идешь на выборы мэра Киева. Шансов реализовать реформу в редакции Порошенко у спикера практически нет. Голосование по отставке Наливайченко продемонстрировало, что гарант нации не контролирует даже собственную, именную фракцию. Выход один — возбудить триста уголовных дел против депутатов с обещанием их закрыть в случае успешного голосования. Либо же начать активные боевые действия, чтобы вынудить Раду соглашаться на все в условиях полувоенного времени.
Кроме того, возникает абсурдная коллизия. Если Рада проголосует за проект Порошенко до выборов местных органов власти, запланированных на конец октября 2015 года, то она сама подставляется под роспуск. Полномочия органов власти изменились, поэтому надо обновить представительный орган власти. Если голосуют реформу после проведения избирательной кампании на местах, то придется повторно избирать областные советы. Причина та же: полномочия изменились, новая Конституция и так далее. Идиотизм в квадрате. Однако Порошенко упрямо продвигает идею конституционной реформы, которая обеспечивает ему суперпрезидентские полномочия. Он же ничего не теряет. Не проголосуют? Значит, сепаратисты и пособники Путина. Проголосуют? Значит, он получает право в любой момент распускать и парламент, и местные представительные советы. Такая вот украинская демократия в духе позднего Стресснера. Настоящий европейский Парагвай
Источник:: regnum.ru