Аналитика

Это статья посвящена НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ до 2030 года.

Да есть у нас и такая. Точнее еще нет, но будет. 

Документ был найден на сайте минэкономики в разделе общественные обсуждения. Хотя отмечу, что данный формат общественного обсуждения такой программы конечно выглядит работой для галочки. В узком кругу интернет-пользователей заглядывающих на сайт минэкономики. Уверен, что реальные отзывы были, но заявленная тема — среднесрочное развитие страны, явно достойна более широкого формата. Потому рекомендую каждому прочитать лично.

Сначала общие впечатления. Если вы когда-нибудь видели грузовик с бочкой, на которой написано "вода", то это именно оно. Много разных "хочу" реальных и не очень, упакованных в полное отсуствие "могу" и "как", скучно, но для эфира какой-нибудь вечерней панорамы на тв сойдет. Понятно, что это не окончательная версия документа, будет доработана, а, чем черт не шутит, и вовсе переработана. Зачем же, спросите вы, уделять внимание и тратить время на чтение 150 страниц весьма странного текста. А вот зачем, текст, на мой взгляд, помогает понять состояние умов нашей бюрократии, дает так сказать, срез для подробного рассмотрения. Это уже куда интереснее. Ибо состояние умов в любом случае является неким ограничителем в матрице возможных вариантов развития. Чиновники — продукт системы нашего образования в широком 
смысле. Вот и посмотрим, что наше общество производит.

Итак, что же такое устойчивое развитие. по мнению авторов можно выделить три компонента Социальный компонент («развитие человека»), 

Экономический компонент устойчивого развития, Природный компонент («окружающая среда»).

По первому пункту сразу упоминается Индекс человеческого развития. Тут у нас, вроде все хорошо. Но это если не считать, что пункт "образование" в данном показателе не поддается качественной оценке. Но о образовании позже.

Экономический компонент описан традиционно по-белорусски "все хорошо, но надо напрячься и сделать лучше". Удивили в списке потенциальных рисков "медленные темпы трансформации экономических отношений". Это переход к рыночной экономике, если кто не знает. На первый взгляд конечно звучит умно, но определения и примера рыночной экономики в законодательстве я до этого не встречал. Думаю экономическая наука так же не сможет выдвинуть единого мнения, если с определением еще что-то можно найти, то с конкретными примерами уже хуже. Поэтому такую мантру я лично не пойму.

Природный компонент. Тут главное в сказанном то, что страна на данный момент потребляет больше, чем наше территория способна восстановить. 

Живем в долг у будущих поколений. Если кто-то считает, что мы должны потреблять еще больше, то это повод задуматься.Экология — судя по всему самое слабое место в устойчивом развитии.

Далее в разделе "видение будущего облика страны" расположена отличная предвыборная программа, которую можно зачитывать с трибуны в любой год в любой стране. Слегка напоминает и мечты Остапа о нью-васюках. Конечно в таких документах хочется немного более конкретные планы увидеть. 

Наверное автор рассчитывал, что последующие главы раскроют все пожелания детальнее. Вот вам выдержка, чтобы сами могли оценить стиль документа, и это не самое худшее:

3.3 Цели и задачи долгосрочного развития

Стратегической целью устойчивого развития Республики Бела-русь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высо-коэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений. 

Поставленная стратегическая цель предусматривает два этапа ее реализации. 

Первый этап – 2016–2020 годы. Основная цель – переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно–институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

Второй этап – 2021–2030 годы. Главная цель – поддержание ста-бильной устойчивости развития, в основе которой рост духовно-нравственных ценностей (ни слова во всем документе каких именно ценностей) и достижение высокого качества человеческого развития, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление «зеленой экономики» при сохранении природного капитала.

Справедливости ради отмечу, что далее есть конкретные показатели, по которым будут судить о удачности выполнения заданий:

1. войти в первые сорок стран с очень высоким уровнем человеческого развития

2. сокращение к 2030 году в два раза разрыва производительности труда со среднеевропейским уровнем

3. Критерием оценки создания благоприятной бизнес-среды является 30 позиция Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка «Doing business»

4.рост доли белорусских товаров на мировом рынке и выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Тут надо сказать, что это не очень интересно задавать показатели таким образом, что-то может измениться в худшую сторону за рубежом, что повлияет и на соотношение с нашими условиями. Добавлю еще, что европа в сравнениях упоминается в документе около 40 раз. Еще есть упоминания "международных" показателей в том или ином контексте. Естественно в большинстве случаев наш чиновник продолжает мечтать "догнать", а может даже и перегнать.

Далее пройдемся по отраслям

Демография: ожидаем уменьшение доли трудящегося населения. Увеличение отношения нетрудящихся к трудящимся. Нагрузка возрастет, а значит на социалку понадобится еще больше денег, где их взять — молчок."Одним из инструментов финансирования социальной сферы будет стимулирование привлечения инвестиций коммерческих организаций". Это как? Пока такого в стране не было, и есть конкретные опасения, что чиновники не знают как такое организовать. Вообще "частно-государственное" партнерство в коммерчески неинтересных проектах упоминается не один раз. Денег нет, откуда их взять чиновник не знает, а финансировать надо. Один из выводов, пенсионный возраст будет повышен. И нашему поколению к этому надо быть готовым.Пока говорят о добровольном позднем выходе на пенсию, далее будут говорить об этом в более строгих тонах.

Занятость населения: количество безработных вырастет в 2 раза. Спокойно, это с 1 процента до двух, официально. Загадка, это будет отражение роста реальной безработицы или попытка государства немного вывести из тени безработных. Не знаю, но цифру в 2 процента нарисовать можно при любом раскладе.
Попробуем нарастить долю работников с высшим и средне-специальным образованием — это отражения желания наращивать высокотехнологичные отрасли.

Доходы населения: Бедных должно стать меньше, снижение доли бедного населения с 5.5 процентов до 4-5. Рост доли населения с уровнем среднедушевых распо-лагаемых ресурсов выше среднереспубликанского уровня с 42 до 60 процентов. Тут предлагаю вам вспомнить немного математики. Как увеличить долю в распределении попадающих за середину? Снизить минимум (но бедных станет меньше, а соответственно и их доходы по идее немного но вырастут), или снизить максимум. Вы верите, что богатые станут беднее или станут активнее делиться с остальными? Ни слова о том, как такое будет организовано.

Образвание: Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны. Вы знаете, что такое постиндустриальная экономика? Есть какое-то четкое определение? Боюсь, что нет. Остается верить, что для минобра это дело понятнее, чем для обывателя вроде меня.

По старой доброй традиции в образовании продолжат экспериментировать. Дошколятам желают изучения иностранных языков и больше белорусскоязычных садиков. 

В среднем образовании — скорее всего сокращение числа сельских школ с увеличением городских, что называется оптимизацией количества, подушевое финансирование. Планируется участие в международных оценках качества образования, вместе с тем и обещают разработать свои методики оценки качества образования. Ну и конечно — вступление в болонский процесс, как давняя мечта нашего минобра.

Здравоохранение: главное — цель почти в два раза снизить потребления алкоголя в стране. Пожелаем удачи минздраву и всячески поможем в утверждении трезвого образа жизни. К сожалению ни слова о табаке. Логично было бы связать употребление этих ядов в одно звено. Кроме этого увеличение продолжительности жизни.

Культура: отмечу план на увеличения доли белорусско-язычных программ на телевидении до 25 процентов, развитие национально ориентированного гуманитарного образования, упрочение всебелорусского гражданского самосознания и духовной общности белорусской на-ции.Ну и не могу не процитировать "развитие фандрайзинга в сфере культуры", если кто не знает, посмотрите, что это такое. 

Экономика: главный план — наращивать экспорт, уменьшать импорт. Диверсифицировать поставки энергоносителей. Сразу скажу, что по моим впечатлениям экспорт — это загон своих товаров в Россию. Больше они никому не нужны, и это наш чиновник понимает. Экспорт это еще одна мантра нашего чиновника. Даешь показатели экспорта — имеешь хорошие погоны.

Наука: будем развивать, улучшать и оптимизировать. Желаем увеличения эффективности экономической науки. Скорее всего гуманитариям придется тяжеловато, ибо у них экономическая эффективность дело весьма туманное.

Сельское хозяйство — цель безубыточность, повышение рентабельнти продаж. Ну и по просьбам зрителей добавили увеличение доли органического сельского хозяйства. Ну и как всегда — экспорт, это мантра, я уже говорил.

Лес: тут как любитель лесных прогулок скажу больше. Площадь лесов увеличат, но при этом для вырубки леса отведут в два раза больше. Восстанавливать искусственным путем планируют до 45 процентов. Чувствую, леса станет меньше, но по бумаге его будет больше.

Строительство: строить больше, экологичнее, экспорт! К сожалению сами по себе площади говорят мало, многое зависит от градостроительных концепций, но это не обсуждается, будем гнать панельки и многоэтажки продолжая градостроительный геноцид.

ТЭК: единственный путь для нас — увеличение эффективности использования топлива, и это похоже понимают. Среди целей — увеличение доли местного сырья, уменьшение доли российских поставок с 98 до 75 процентов. Это к слову о интеграции с восточным соседом. Ну такой общеевропейский тренд.

Торговля: торговать хотим больше и самое главное — своим. Получится ли в рознице продавать 75 процентов своего, большой вопрос, но цель поставлена.

ИТ: ну и о своем конечно надо сказать, долю в ВВП хотят видеть в два раза большую = 6 процентам. Уж и не знаю, что сказать, потенциал роста на мой взгляд есть, но реализовать его еще надо уметь. Надеюсь, сдюжим. Но беда в том, что почти полностью это сектор экспортный, полностью зависим от внешнего мира. Вторая волна экономического кризиса может это дело спугнуть, но это другой разговор.

Вообщем все будет хорошо, причем везде. Почти все отрасли включая работу с отходами ждут позитивные изменения, там правда экспорта похоже не будет, но ладно. 

В сфере совершенствования механизмов устойчивого развития нам обещают приватизацию, IPO и " передача (безвозмездная либо по сниженной стоимости) наиболее активным и успешным отечественным менеджерам акций государственных предприятий". Это такое послание народу, трудитесь в поте лица, работайте хорошо, а мы потом все заберем. Даже если такого пункта не будет в финальной версии документа, то это однозначно дает понять цели белорусской элиты, обычному работнику сколь хорошо и много бы он не работал на свое предприятие безвозмездной передачи акций никто не обещает.

И все-таки большие вопросы со всеми этими пожеланиями. Как? Откуда у меня подозрения в несостоятельности нынешней нашей бюрократии? Ну вот вам цель банковской политики "Процентные ставки будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем привлекательность хранения вкладчиками средств в национальной валюте." В переводе на человеческий — вклады должны быть выгоднее вложений средств в экономику. Лучше ничего не делать и иметь процент, чем вкалывать и иметь не гарантированный результат. При этом ни одного слова по ставкам на кредиты. А это основной источник финансироания всех проектов. А с текущими ставками в 50 % годовых добра не предвидется. Так что для меня вывод о состоянии умов нашей бюрократической элиты весьма печальный. Хотят много, а как сделать вряд ли знают. 

Читаем, делаем выводы, работаем на благо людей в меру своих способностей!

Источник: vk.com

Судья Нашим-Вашим

Каждый белорус должен около десяти зарплат ("Салiдарнасць", Белоруссия)

Пункт обмена валюты в Минске

 

За последние пять лет внешний долг Белоруссии удвоился. «Салідарнасць» предлагает вспомнить, как изменялся валовой внешний долг страны за последние двадцать лет. Цифры впечатляют. По данным Национального банка, на 1 января 2015 года валовой внешний долг Белоруссии составил 4225 долларов на душу населения, сообщает БелаПАН.

Опираясь на официальные данные, вспомним, как росли долги белорусов за последние два десятилетия.

1996 — $ 148
1997 — $ 187
1998 — $ 211
1999 — $ 234
2000 — $ 221
2001 — $ 209
2002 — $ 298
2003 — $ 393
2004 — $ 423
2005 — $ 503
2006 — $ 525
2007 — $ 705
2008 — $ 705
2009 — $ 1290
2010 — $ 2327
2011 — $ 2996
2012 — $ 3595
2013 — $ 3568
2014 — $ 4185

Таким образом, с 1996 по 2015 год внешний долг Белоруссии на душу населения вырос чуть больше, чем в 28 раз. И если два десятилетия назад каждый белорус был должен за свою страну около двух средних заработков, то на сегодня этот долг составляет около десятка зарплат.

История жизни в долг

Статистика свидетельствует, что до начала 2000-х годов внешний долг рос достаточно плавно. В этот период Александр Лукашенко любил подчеркивать, что при нем страна не живет в долг и впредь не собирается.

«Мы не разбазарили народное достояние, не нахватались иностранных займов, не влезли в долги, отдавать которые пришлось бы детям и внукам!» — заявил он на Втором всебелорусском собрании 18 мая 2001 года.

Но на носу были вторые президентские «выборы», а следом за ними — очередной «референдум», позволивший участвовать и далее в президентских кампаниях без ограничений. В моду стало входить взятие очередного зарплатного барьера, приуроченное к новым выборам президента. Обещанные к 2010 году 500 долларов стоили новых долговых рекордов — к началу 2009-го задолженность каждого белоруса перевалила далеко за тысячу долларов.

Череда кризисов, сопровождавшихся масштабными девальвациями национальной валюты, потребовала новых заимствований для спасения экономики. Что еще больше погрузило нас в долги.

Но и само отношение к долгам у властей изменилось. Теперь жизнь в кредит фактически стала нормой, а каждая новость об очередном кредите подается едва ли не как достижение. Так и живем последние годы: берем новые долги, чтобы вернуть старые.

Оригинал публикации: Салідарнасць

Опубликовано: 24/03/2015 11:33

Источник: inosmi.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также