Расследование показало, что USAid вербовало музыкантов, "чтобы прорвать информационную блокаду", в рамках секретного социального проекта.
Мэтью Уивер и "Ассошиэйтед Пресс"
В динамичной хип-хоп культуре Кубы зародилась наиболее резкая низовая критика с тех пор, как Фидель Кастро пришел к власти в 1959 году. Фотография: "АП"
Хип-хоп оказался новейшим секретным оружием в незадачливых попытках правительства США свергнуть коммунистическое правительство Кубы.
Как и его предыдущие попытки, включая взрывающиеся сигары, кубинский "Твиттер" и халтурную высадку в заливе Свиней, попытка использовать рэпперов закончилась постыдным провалом, как показывают новые документы.
В течение более чем двух лет американская организация по оказанию помощи развивающимся странам USAid тайно пыталась проникнуть в неофициальное кубинское движение хип-хопа, согласно документам, полученным "Ассошиэйтед Пресс".
Идея заключалась в том, чтобы использовать кубинских рэпперов для "прорыва информационной блокады" и создать сеть из молодых людей, стремящихся к "социальным переменам", чтобы воодушевить молодежное движение против правительства президента Рауля Кастро.
Эта операция следовала знакомой схеме других методов секретной войны Америки на Кубе - она была дилетантской и крайне провальной.
По крайней мере в шести случаях кубинские власти задерживали или допрашивали людей, участвовавших в операции. Они также конфисковали компьютерную технику, которая в некоторых случаях содержала информацию, ставившую под угрозу кубинцев, которые, как считается, понятия не имели, что оказались вовлечены в тайную программу.
Операция USAid также скомпрометировала кубинскую динамичную хип-хоп культуру, в которой зародилась самая резкая низовая критика с тех пор, как Фидель Кастро пришел к власти в 1959 году.
Музыканты, которых пытались продвигать подрядчики USAid, уехали из страны или прекратили выступать после давления со стороны кубинского правительства, а у одного из самых популярных независимых музыкальных фестивалей Кубы было сменено руководство после того, как чиновники связали его с USAid.
В программе USAid, представленной в документах, участвовала компания Creative Associates International - вашингтонский подрядчик, которому заплатили миллионы долларов для дестабилизации кубинского правительства. На тысячах страниц документов представлены контракты, электронные письма, сохраненные чаты, бюджеты, отчеты о расходах, презентации power point, фотографии и паспорта.
Работа включала создание социальной сети "Кубинский Твиттер" и отправку неопытной латиноамериканской молодежи для вербовки активистов - эти операции находились в центре предыдущих разоблачений.
USAid отрицала, что программа являлась секретной. В своем заявлении агентство сказало, что целью программы было укрепление гражданского общества "часто в местах, где гражданская активность подавляется и где людей преследуют, арестовывают, подвергают физическому воздействию или даже хуже". Creative Associates пока не дала комментариев.
Сначала операция хип-хопа управлялась на Кубе сербским подрядчиком Райко Бозичем. Его проект был вдохновлен протестными концертами студенческого движения, которое помогло дестабилизировать бывшего сербского президента Слободана Милошевича в 2000 году.
Подрядчики вербовали множество кубинских музыкантов для проектов, закамуфлированных под культурные инициативы, но на самом деле нацеленных на то, чтобы существенно повысить их узнаваемость и разжечь движение фанатов для выступлений против правительства.
Бозич сконцентрировал большую часть своих усилий на хип-хоп группе "Los Aldeanos", раздраженной официальным давлениеми и широко популярной среди кубинской молодежи за нелицеприятные тексты песен.
"Люди маршируют слепо, у вас нет авторитета", - звучала рэп-группа в Long Live Free Cuba! - "Идите скажите капитану, что этот корабль быстро тонет".
Creative использовала подставную компанию в Панаме и банк в Лихтенштейне, чтобы скрывать денежный след с Кубы, где были потрачены тысячи долларов для финансирования телепрограммы, в которой главную роль играла группа "Los Aldeanos". Телепрограмма распространялась на DVD-дисках, чтобы обойти кубинскую цензуру.
Затем колумбийская рок-звезда Хуанес объявил о концерте в сентябре 2009 года в центре Гаваны. Менеджеры Creative провели двухдневное заседание о стратегии в отношении того, как убедить Хуанеса позволить "Los Aldeanos" выступить вместе с ним.
Это у них не получилось, но Хуанес публично поблагодарил рэпперов после концерта и сфотографировался с ними. Подрядчики были довольны; они считали, что такого рода публичная поддержка со стороны крупной "звезды" защитит "Los Aldeanos" от давления государства.
Представитель Хуанеса, Джон Рейли, сказал, что у концерта не было политической повестки дня и что "Хуанес и другие организовавшие концерт артисты не знали" о том, чем занимались другие.
Позднее харизматичный солист группы "Los Aldeanos" Альдо Родригес был задержан за незаконное владение компьютером.
Ксавье Атсет, руководивший этой программой для Creative, посчитал арест идеальной проверкой того, поможет ли повышение значимости Альдо спасти его от тюрьмы.
В конце концов, родственник Альдо позвонил Сильвио Родригесу, легендарному певцу. Родригес сказал "Ассошиэйтед Пресс", что он позвонил другу в кубинском министерстве культуры и попросил вернуть компьютер. Если проблема в этом, сказал он другу, то "скажи им, что это я подарил им компьютер".
"Очевидно, что он сделал то, что я сказал", - рассказал Родригес. "Я никогда не представлял себе, что такая программа могла существовать... Когда вы узнаете, что вокруг вас заговор, то это шокирует".
В какой-то момент подрядчики обратились в правительственный институт сексуального воспитания, которым руководит дочь Рауля Кастро, Мариела, чтобы институт стал частью фестиваля "Exit" в Сербии, хотя организаторы фестиваля и управляли хип-хоп операцией против Кастро.
Мариела Кастро сказала, что ее институт послал двух представителей на фестиваль, но не установил более тесных связей с ним, так как фестиваль "никак не был связан с той работой, которую мы проводим".
Подрядчики заплатили 15000 долларов, чтобы профинансировать фестиваль искусств и музыки, устроенный семьей Пабло Миланеса, хорошо известного певца музыки "nueva trova", имевшего тесные связи с правительством. Их тайной целью было "заронить семена новых идей в умы организаторов фестиваля" и убедить их сделать "впечатляющие послания" для аудитории, говорится в одном отчете.
Дочь Миланеса Сайлен Миланес сказала, что за день до фестиваля появились правительственные чиновники и предупредили ее, что она связалась с сомнительными личностями. Они даже показали ей копии электронных писем Бозича, которые они назвали подозрительными, вспомнила она.
Бозич был задержан по приезду в Гавану с оборудованием, включая потенциально разоблачительную флеш-карту, что вызвало тревогу у подрядчиков. Он неожиданно прервал свою поездку, а другим подрядчикам сказали, что он вернется теперь не скоро.
Затем кубинские власти задержали фотографа, работавшего с Адрианом Монзоном, единственным кубинцем, который, как показывают документы, работал на Creative Associates по хип-хоп программе осознанно. Органы госбезопасности допросили затем виджея Монзона. Он сообщил Creative, что кубинские власти встревожены в отношении Бозича и подозревают связи с ЦРУ.
Четыре месяца спустя группа "Los Aldeanos" покинула Кубу для своей первой поездки за пределы острова, чтобы выступить на фестивале "Exit" в Сербии.
В дополнение к этому они стали ничего не подозревающими объектами обучения лидированию с целью "сконцентрировать их немного больше на их роли как агентов социальной мобилизации", написал Атсет, опытный участник кубинских продемократических усилий.
Монзон был снова задержан по возвращению в Гавану в апреле 2011 года, его компьютер и флеш-карта были конфискованы. Когда их вернули, он понял, что в них содержался документ с именами двух менеджеров Creative Associates. Монзон и Атсет отказались дать комментарии. Альдо сказал лишь, что его "совесть чиста".
В августе 2010 года "Los Aldeanos" выступили на "Rotilla" - одном из крупнейших независимых музыкальных фестивалей Кубы. Выступая перед толпой из 15000 человек, они критиковали правительственных чиновников по именам и насмехались над полицией.
"Полиция, вместо того, чтобы заставить меня их ненавидеть, вызывает у меня жалость, потому что они такие говноеды, что даже не понимают, что они жертвы системы. Вива Куба либре", - пел партнер Альдо.
Через несколько месяцев один подрядчик USAid сообщил своим кураторам, что кубинцы сказали, что USAid проникло внутрь фестиваля, и уже вскоре кубинцы взяли на себя руководство фестивалем.
Группа "Los Aldeanos" со временем перебралась в южную Флориду после жалоб на то, что кубинское правительство сделало невозможным для них работу в их стране. Их самые последние опубликованные тексты песен являются менее резкими.
В отлично снятых видеоклипах Альдо играет с собаками и детьми, делая лишь разрозненные упоминания о политике, и поет о помощи людям, чтобы они любили друг друга, и о том, что нужно сделать мир лучше.
Публикация: “Guardian”, Великобритания - 11 декабря 2014 г.
"US agency infiltrated Cuban hip-hop scene to spark youth unrest"
Источник: perevodika.ru