10 сентября будущий президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (который начнет исполнять свои полномочия 1 ноября) объявил состав новой коллегии ЕК.
Как известно, в состав ЕК входят 28 комиссаров, по одному от каждой страны-члена ЕС.
Комиссия является исполнительным органом Евросоюза, условно говоря – аналогом нашего Кабмина.
Однако назначение "чиновников ЕС" происходит совсем не так, как в Украине.
Профессиональная направленность и опыт будущего комиссара практически не принимаются во внимание при определении сферы, за которую он будет отвечать. Значительно более важной является принадлежность к той или иной стране, а также партийность.
Если в Украине (пусть с определенными неприятными "вариациями") ищут кандидата под каждую министерскую должность, то в ЕК процесс от начала идет в обратном направлении – сначала формируется вся коллегия, а уже затем 28 "портфелей" распределяются между теми политиками, кого выдвинули страны-члены.
А профессионализм и качество работы механизма должен обеспечивать многотысячный аппарат служащих.
Добавим также, что распределение портфелей в ЕК осуществляет лично новый президент Комиссии (сейчас это – люксембуржец Жан-Клод Юнкер), что только увеличивает субъективность.
Из-за этой процедуры некоторые назначения могут казаться странными.
К сожалению, в этот раз такие "чудеса" зацепили именно украинский вектор политики ЕС.
Австрийский акцент
Самой большой неожиданностью стало назначение профильного комиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства. Такая должность впервые появилась в комиссии Жозе Мануэла Баррозу 2009–2014 годов, ее занял Штефан Фюле.
За пять лет чешский дипломат заработал имидж "друга Украины", который был готов дружить хоть с Ющенко, хоть с Тимошенко, хоть с Януковичем или кем-то другим, чтобы достичь сближения Киева и Брюсселя.
Многочисленные источники ЕвроПравды уверяют, что в этом стремлении Фюле "любви к Украине" было несравнимо меньше, чем карьерного расчета. Комиссар ожидал, что успешное заключение Соглашения с Киевом станет трамплином для его дальнейшей карьеры.
По этой причине Штефан Фюле неоднократно выходил за рамки своего мандата, делал заявления и принимал решения, на которые его не уполномочивала ЕК. Но после фиаско в Вильнюсе и начала Евромайдана на карьерных чаяниях Фюле был поставлен крест.
Между тем период работы чешского политика поставил под сомнение саму идею существования должности комиссара с такой сферой ответственности. Юнкер хотел отказаться от данного портфеля, распределив его между двумя "непрофильными" членами коллегии, но под давлением восточных стран вернул объединенную должность.
Но президент ЕК сделал "ход конем", назначив комиссара, который точно не соответствует пожеланиям Восточной Европы.
Преемником Фюле стал австриец Йоханнес Хан.
Хан никогда не занимался внешней политикой. Рискнем даже сказать, что разъезды и дипломатия для него – чуждая сфера. Интересная деталь – европейские журналисты называют австрийца домоседом и приводят данные о том, что до назначения в Брюссель он 24 года подряд, несмотря на карьерный рост, жил в Вене в одной и той же квартире.
Однако даже у домоседов есть свое мнение об отношениях со странами-соседями.
В случае нового комиссара имеющаяся информация не дает повода для оптимизма.
"Европейская правда" уже сообщала о "бэкграунде" этого комиссара – еще в конце мая он заявлял в интервью австрийским СМИ, что не является сторонником санкций против России и стремится к расширению диалога с Москвой.
Конечно, это еще не означает, что впоследствии – после катастрофы MH17 – его позиция не изменилась.
Но можно быть уверенным: еще одного "адвоката Украины" мы иметь не будем.
К слову, австрийцы издавна известны весьма скептическим отношением к сближению Украины с ЕС.
Специалисты помнят период "первой комиссии Баррозу" (2004–2009), когда вопросами соседства также занималась австрийский комиссар, а именно – Бенита Ферреро-Вальднер. Этот период, мягко говоря, не стал прорывным в отношениях Киева с Брюсселем.
Будут ли у австрийского комиссара Хана все полномочия для формирования "украинской политики" ЕС?
Нет, это не так.
Но, к сожалению, другие "центры влияния" не слишком отличаются в лучшую сторону.
Традиционное двоевластие
Австрийские СМИ в среду сообщили, что в компетенцию Йоханнеса Хана будет входить стратегически важный для ЕС вопрос украинско-российского конфликта.
Некоторые издания даже отметили, что это – на пять лет.
"Европейская правда" не рискнет говорить об этом с такой же уверенностью.
Распределение портфелей комиссаров еще может измениться в течение пятилетки – это является привычной для ЕК практикой в ситуации, когда один из комиссаров "не тянет" свою сферу деятельности. Не будем утверждать, что такое произойдет с Ханом, но исключать эту возможность тоже не стоит.
Но самое главное – то, что даже при сохранении нынешней должности австрийцу могут не достаться ключевые рычаги влияния на украинскую политику.
Дело в том, что европейская система не лишена внутренней конкуренции.
Йоханнесу Хану придется соревноваться за полномочия с мощным игроком – итальянкой Федерикой Могерини, высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности.
Однако здесь уместна народная поговорка про хрен, который вряд ли слаще редьки.
Сомнительно, что оба они являются "друзьями Украины". Но у Могерини есть хоть какой-то, хотя бы небольшой, опыт работы во внешнеполитической сфере.
"Европейская правда" летом уже писала подробный материал о Могерини и вероятных последствиях ее назначения.
Но к написанному стоит добавить последние новости. По данным брюссельского издания Euractiv, Италия и Австрия - две из трех стран, которые на этой неделе активно блокировали санкции против России. Теперь представители этих государств будут заниматься Украиной...
Напомним, в комиссии Баррозу также было "двоевластие" в сфере внешней политики, когда эти полномочия были у Штефана Фюле и предшественницы Могерини, баронессы Кэтрин Эштон.
Тогда Эштон проиграла кулуарную борьбу. Еще в начале действия своего мандата она, не имея дипломатического опыта, допустила несколько ошибок на украинском направлении и в конечном итоге просто бросила его, отдав Киев комиссару Фюле.
Кто из игроков победит сейчас, пока неизвестно.
И, наконец, не забываем, что в "европейской колоде" есть еще один "украинский король" – в лице бывшего польского премьера, будущего президента Европейского совета Дональда Туска.
Поляк Туск – безусловно, проукраинский политик.
Вот только его полномочия сейчас кажутся ограниченными, ведь он не имеет влияния на исполнительную вертикаль ЕС.
Между тем чрезвычайная ситуация часто порождает чрезвычайные решения. Поэтому остается вероятность, что Туск сможет "переиграть" европейскую модель внешнеполитической деятельности и получит неофициальные полномочия ключевого переговорщика по Украине.
"Европейская правда" тоже сообщала, что юридические основания для этого существуют.
За пределами тройки
"Украинский вектор" Еврокомиссии не ограничивается Ханом и Могерини. Есть несколько других комиссаров, которые будут работать с Киевом по более узким, но от того не менее важным вопросам.
Здесь есть и приятные, и не очень приятные новости. Последних – больше.
Но начнем с приятного. Ключевую для Украины должность комиссара по торговле заняла представительница Швеции Сесилия Мальмстрем.
Это назначение – положительное не только потому, что Швецию издавна считают другом Украины.
Лично Мальмстрем давно известна украинской власти. Она уже пять лет работает комиссаром по внутренним делам, в ее компетенции находился визовый диалог Украины и ЕС.
Скажем откровенно, Киев очень недорабатывает в выполнении плана действий визовой либерализации (ПДВЛ). Реформы выполнялись некачественно (или не выполнялись вообще) еще во времена Януковича, и после смены власти в Украине ситуация остается далекой от идеальной.
Но по предложению профильных служб, которые курирует Мальмстрем, ЕК приняла решение о переходе Украины ко второй фазе ПДВЛ, "закрыв глаза" на недоработки.
Есть надежда, что в торговой политике Мальмстрем будет такой же гибкой. Ведь нас еще ждет сложный процесс просмотра беспошлинных квот в рамках Соглашения об ассоциации.
К сожалению, дальше особо приятных новостей нет.
С 1 ноября за визовую политику ЕС будет отвечать грек Димитрис Аврамопулос.
Греция – одна из "проблемных" стран в плане поддержки Киева. Здесь всегда были сильны пророссийские настроения. К слову, визовая практика Греции в России традиционно более либеральна, чем в Украине.
Назначения в сфере энергетики также не дает веских оснований для оптимизма. В комиссии Юнкера есть сразу два профильных комиссара. За энергетику в целом будет отвечать испанец Мигель Ариас Каньете, а за "энергетический союз" – словенка Аленка Братушек.
Пока не очевидно, кто из них будет курировать именно украинский вектор, но ясно, что это будут слабые комиссары (особенно Братушек, которая, несмотря на все, имеет статус вице-президента ЕК). А полное отсутствие опыта по специальности у обоих комиссаров лишь ухудшает впечатление от этих назначений.
Вместо эпилога
Конечно, ситуация не катастрофическая.
Отсутствующий опыт будет приобретен. Европейская бюрократическая машина смягчит и исправит ошибки. Наконец, власть комиссаров и Еврокомиссии в целом далеко не безгранична.
В ЕС последнее слово имеют правительства стран-членов. Именно они подтверждают вступление в силу ключевых решений, а ЕК только готовит к утверждению их проекты.
В то же время в нынешней сложной ситуации очень помогли бы сторонники в верхушке исполнительной власти.
К сожалению, в комиссии Юнкера надежды на это не слишком много.
Источник: eurointegration.com.ua