Аналитика

В данной справке приведена короткая аннотация проблем, возникших в Российском образовании в ходе реформ 2001 – 2010 годов. Вопреки заявлениям чиновников, проводимые под давлением «экономического блока» правительства нововведения в образовательной среде стали причиной серьезных и весьма опасных для российского общества проблем. Перечислим лишь самые заметные из них:

Перевод на подушевое финансирование образовательных учреждений.

Логика этого нововведения объясняется просто: «деньги следуют за учеником», то есть финансирование школы из бюджета зависит от ее наполняемости, и не зависит от того, какие реальные затраты несет школа на содержание здания, территории и прочие нужды. Главным результатом данного нововведения стало стремление «укрупнять» школы. В результате за а последние несколько лет в России были закрыты почти 13000 образовательных учреждений. Финансирование «богатых» на учеников школ стало больше, а «бедные» оказались на грани закрытия, вне зависимости от педагогических успехов их коллективов. Кроме этого, подушевое финансирование привело к тому, что во всех регионах, где не хватает местного бюджета, сокращены все «непрофильные» должности: воспитателей, социальных педагогов, психологов. Вместо педагогически оправданных классов с наполняемостью в 15 — 20 учеников, формируются «полные» классы по 30 – 35 человек, где половина учащихся успешно бездельничают на уроках, поскольку успеть поработать со всеми в таком классе у учителя нет возможности. Из-за отсутствия финансовых возможностей у школ, в некоторых регионах уже додумались до введения совмещенной должности уборщика и воспитателя группы продленного дня. Перечень «прелестей» подушевой системы финансирования можно продолжать и далее.

ЕГЭ стал обязательным и единственным экзаменом.

Без общественного обсуждения результатов экспериментального внедрения, были приняты поправки в законодательство, сделавшие ЕГЭ единственным экзаменом, и изменившие в корне систему контроля качества образования. Теперь ученки знают, что учить надо только те предметы, которые будут сдаваться в форме ЕГЭ, учителя не учат предмету, а «натаскивают» учеников на сдачу ЕГЭ, а суть аттестата зрелости сведена почти к нулю, поскольку «тройки» в него ставятся даже без наличия знаний по «не — ЕГЭ» – предметам.

Внедрение новой системы оплаты труда учителя.

При ней заработок учителя очень существенно зависит от «стимулирующих надбавок», распределяемых местными чиновниками и директором учреждения. При этом учителю оказывается выгоднее работать с несколькими «талантливыми» учениками и получать правдами и неправдами награды и поощрения за победы в конкурсах, а качество текущей работы с классом теряет значение. С введением новой системы оценивания «эффективности» работы школы, которая так же влияет на заработную плату учителей, сложилась еще одна тенденция, связанная с погоней за показателями: оценки «единица» и «двойка» исключается из педагогической работы, как «понижающие общую статистику». Это незамедлительно повлияло на мотивацию учеников, которые понимают, что даже не изучая предмет, «тройку» в диплом, они получат все равно. В том же случае, когда учитель не стремиться за наградами и ставит честные оценки, из-за низкого уровня «базовой» составляющей ставки, он вынужден брать на себя 1,5 — 2 нагрузки, что, естественно, влияет на физическую возможность работать полноценно.

Разрабатываются и внедряются новые образовательные стандарты.

Кулуарно и без внятного объяснения причин, на уровне руководства страны было принято решение об отказе от существующих образовательных стандартов среднего образования и переходе на «Болонскую систему» в области высшего образования. Новые стандарты в образовании предусматривают переход от классической российской модели образования к западным «новым технологиям». В частности предлагается отказаться от изучения конкретных единиц знаний, перейдя к «формированию компетенции». В рамках этого существенно сокращаются учебные часы и конкретные единицы знаний и увеличивается доля «творчекого поиска» знаний самими учениками. На практике им предлагается самообразование «под контролем учителя». Кто учился — тот знает: мотивация искать знания в реальной жизни есть у очень малого числа учеников, и учитель тут не является инструментом управления мотивами. А если учесть степень влияния массовой культуры, проповедующей «красивую и беззаботную жизнь», ясно, что большинство детей не будет сильно мотивировано на полусчение знаний. По оценкам специалистов новые стандарты и Болонская система — очень серьезный шаг, понижающий уровень среднего образования и создающий почву для разделения системы образования на «элитную» и «простую».

Изменение учебных программ в соответствии с требованиями времени и региональных особенностей.

В течение нескольких лет по всей стране беспрерывно идет эксперимент: меняются учебные программы и учебники, из программ выхолащиваются предметы научного цикла и заменяются на предметы «общественной» тематики. На местном уровне «чехарда» с учебниками и программами приводит к тому, что родителям приходится ежегодно покупать новые учебники за свой счет. Общее образование св стране все больше и больше начинает походить на лоскутное одеяло, стройная когда-то система учебных планов ушла в прошлое, в итоге превратившись в набор каледоскопических, не связанных между собой никакой логикой, предметов. Последними из нововведений этого рода стали введение курса «духовно-нравственного воспитания», и предложение рассмотреть возможность выноса за рамки обязательной школьной прграммы ряда «необязательных» предметов.

Образовательная услуга.

Стараниями чиновников и прессы в общество насильственно внедряется термин «образовательной услуги». Вопреки базовому принципу педагогики, как системы тонкого и индивидуального сотрудничества учителя, родителей и ученика насаждается идеология рынка: родители (и дети) – заказчики, учитель и школа – нанятые исполнители. В реалиях жизни такой принцип разделения участников учебного процесса на роли противостоящих друг другу лагерей приводит к тому, что родители и учащиеся относятся к учителям как к нанятой прислуге, а знания, получаемые в школе становятся необязательным элементом, сопровождающим процедуру получения «корочки».

Профессия учитель России не нужна.

С подачи руководства страны уже в этом году начата подготовка к закрытию педагогических ВУЗов и их «слияния» с обычными университетами. Это приведет к сокращению числа профессионально подготовленных педагогических кадров в стране, а так же к существенному сокращению научной педагогической деятельности. Как это скажется на образовании через 5 – 10 лет – можно только догадываться.

Эффективное управление.

Начата подготовка и обучение новых «эффективных менеджеров образовательных учреждений», привлекаемых из различных отраслей экономики, в обязанности которых будет вменено «налаживание эффективного образовательного бизнеса» на базе некогда народного образования. Уместно будет напомнить, что министр Фурсенко на заседании правительства озвучил, что по прогнозам его ведомства, к 2015 году школы в стране должны выйти на уровень 50% – 60% самоокупаемости. Это сообщение министра, по сообщениям информагенств, было «воспринято кабинетом министров с одобрением».

Приведенный перечень нововведений – далеко не полный, но уже даже это перечисление дает повод задуматься: а туда ли мы идем (точнее – а туда ли нам предлагают идти)??

Источник: http://stopreform.org

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"