Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали договор о создании ЕАЭС, который должен стартовать 1 января 2015 года. Главные принципы договора — консенсунс, поэтапность, привлекательность. Близкие по духу, истории, культуре страны формируют новый политический союз? Или это имиджевый проект Путина?
ЕАЭС — это уже третья, не считая СНГ, площадка сотрудничества на постсоветском пространстве с участием России. Чем отличается новый проект от ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) и Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан)? "Если говорить о ЕврАзЭс, она была площадкой для культурно-гуманитарного правового содружества, которое позволяло сблизить интересы стран и готовить почву для экономических отношений, — сказала Pravda.Ru Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ. —Таможенный союз в большей степени был ориентирован на урегулирование только лишь торговых отношений. Именно ТС помог улучшить торговлю между странами, снизив торговые барьеры, и создает все предпосылки для единого рынка товаров, который только-только начал складываться в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП)".
Важно понять, что подписание договора о создании ЕАЭС это не политический, а экономический союз, который предполагает единый рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов, стандартизированные формы регулирования, взаимодействия, общую макроэкономическую политику и так далее. Все решения должны приниматься на условиях консенсуса, если его нет, то отношения регулируются двусторонними договорами. Так, на сегодня, например, РФ удалось защитить свои позиции по рынку топливно-энергетических ресурсов (отмена таможенных пошлин будет происходить поэтапно), Белоруссия изъяла свободное обращение некоторых товаров. Правовая база будет разрабатываться до 2018 года и вплоть до 2025 года "мы будем поэтапно, последовательно, секторально отпускать регулирование, передавая регулирование от национальных в наднациональные органы", сказала Аза Мигранян. Эксперт предупредила, что эффект функционирования единого рынка мы почувствуем только после 2025 года. "Поэтапность перехода можно засчитывать как одно из достижений в области защиты именно национальных экономических интересов", — подчеркнула эксперт.
"Россия, Белоруссия и Казахстан создают общий рынок"
Однако несмотря на чисто экономический характер подписанного договора, активно обсуждается и политический аспект. Прежде всего, это вопрос суверенитета стран-участниц. Президенты трехстороннего договора в один голос твердили, что данный договор не нарушает суверенитет трех вступивших в него республик. "В полной мере сохраняя государственный суверенитет, мы обеспечиваем при этом более тесное и слаженное экономическое сотрудничество и кооперацию, — сказал Владимир Путин. - Важное отличие евразийской интеграции от интеграции в ЕС в том, что здесь страны сами формулируют правила, сами формируют модель", — сказал Pravda.Ru Вадим Гигин, главный редактор журнала "Беларуская думка", белорусский историк, политолог и публицист. - В ЕС странам навязывают модель, выработанную кем-то когда-то. И там, даже на стадии подписания соглашения, идет через ущемление суверенитета. Здесь ничего подобного нет. Здесь все на добровольных началах. Страны сами формулируют правила, это их суверенное право и делание, в отличие от европейской интеграции".
Надо сказать, что эти опасения, конечно, прежде всего касаются Казахстана и Белоруссии, поскольку Россия имеет в ЕАЭС 80 процентов ВВП, населения и территорий, кроме того, присутствуют исторические аналогии с СССР. Так, этот аспект активно обсуждается на Западе в контексте призрака СССР, "который бродит по Европе". Что же, из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и так далее", — подчеркнул заместитель министра иностранных дел Казахстана Самит Ордабаев. Но даже это не исключило опасений на этой почве.
Например, очевидно, что имея общий рынок труда, потребуется принимать интеграционные решения решений в области образования (признание квалификации), социального и пенсионного обеспечения. Эти вопросы, по настоянию казахстанской стороны, не были включены в данный договор, все здесь пока остается в формате двухсторонних отношений.
Критикуются на Западе также протекционистские торговые барьеры, защищающие рынок от проникновения импортных товаров. "Представителям среднего класса страны теперь приходится покупать произведенные в России машины низкого качества вместо тех, что импортируются свободно", — написал в прошлом году экономист Андерс Аслунд из вашингтонского Института международной экономики имени Питерсона. Но, господин Аслунд, ЕС в рамках своего союза делает то же самое в отношении товаров из РФ!
Формальный уровень интеграции ЕАЭС сегодня сопоставим с уровнем интеграции Евросоюза в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Не является ли в связи с этим этот проект скорее имиджевым, как воплощение амбиций Владимира Путина, и не приносящий России конкретных результатов? "Россия получит большие выгоды в плане углубления интеграции на финансовом рынке, сказала Аза Мигранян, "что может позволить улучшить финансовую структуру рынка, дифференцировать инвестиционные источники и получить дополнительные возможности для вложений в странах ЕАЭС. А косвенно это может сыграть положительную роль для улучшения инвестиционного климата, что является на сегодня одной из главных задач России. Это позволит улучшить, в том числе, и политический имидж России.
Сразу после подписания Армения и Киргизия заявили, что подадут заявки на вступление в ЕАЭС в течение текущего года. Значит он привлекателен для других стран, единственно, что не надо торопиться, иначе это может привести к разочарованию и усталости, как было в СССР и теперь в ЕС. В рамках ЕАЭС можно и попробовать в будущем решить застарелые конфликты, например, решить карабахский вопрос, пригласив в Евразийский союз Азербайджан. В этом случае Карабах станет, так или иначе, субъектом Евразийского союза.
В заключение скажем, что не все на Западе называют ЕАЭС "неудачным проектом" и "призраком СССР". Так, например, в эфире радио France Culture французский писатель, журналист Эммануэль Тодд заявил, что Россия, в отличие от ЕС, сейчас выглядит привлекательно. "В России упала детская смертность, увеличилась рождаемость, миграционный баланс стал позитивным, население перестало сокращаться, безработица снизилась до 4 процентов, даже сельское хозяйство России вернулось на международные рынки. Мы были ослеплены этой дурацкой русофобией, или "путинофобией", если хотите, — и мы не заметили возвращения крупного игрока на международную и европейскую арену.
"СССР возродить нельзя, никто этого не стремится сделать, но никто не может запретить близким по духу, по истории, по культуре, по экономике, по взглядам на жизнь странам строить интеграционное сообщество, - сказал Вадим Гигин. - Сближение этих стран пойдет и дальше, жизнь будет подталкивать к координации действий и в других сферах, политических, военных. И союзное государство России и Беларуси — это тот образец, в который нужно подтягивать и наш евразийский новый союз. Плюс важно, что свое желание присоединиться заявили Армения и Киргизия, я знаю, что и другие страны, причем не только бывшего СССР, cтремятся присоединиться к этому союзу страны Балкан, в Сербии. Все нужно делать поэтапно, не нужно здесь допускать никакой спешки, но и чрезмерного промедления быть не должно. Очень важно сохранить этот хороший темп и взаимное понимание, которое продемонстрировали лидеры трех стран на пути строительства союза".
Источник: pravda.ru