Генеральный конструктор ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота рассказал, от чего зависит появление нового российского корабля и с кем американцы полетят на Марс [инфографика]
- Виталий Александрович, давайте сначала об ощущениях. Сейчас на Международной космической станции работает уже 39-я экспедиция! Тридцать девятая! Шесть человек. Никто уже не знает имен космонавтов, которые сейчас на ней, мало кто вообще понимает смысл, зачем держать столько народу на орбите и тратить кучу денег для доставки их и снабжения водой, едой, воздухом и чистым бельем. Все важные для землян задачи - навигация, зондирование Земли, телекоммуникация, даже наблюдение за дальними мирами - прекрасно выполняют автоматы... Ну нет прорывов вроде полета Гагарина!
- То, что во всем можно рассчитывать на автоматы, - заблуждение. Автомат подготовили, отправили на работу. И все. А Международная космическая станция - уникальная лаборатория для самых разных исследований - и нашей Земли, и космоса. Но не только это. Смысл именно в том, что на станцию постоянно доставляют грузы, экипажи, новые модули. Идет генерация знаний, отработка технологий для создания будущей техники. Медики разрабатывают методики, чтобы обеспечить длительное присутствие человека в космосе.
И почти без перехода:
- Вы в небо смотрите? Мечтаете? Десять тысяч лет человечество хотело приблизиться к звездам. В 1687 году Исаак Ньютон обосновал, с какими скоростями нужно лететь, чтобы человек оказался на орбите. Потребовалось еще 270 лет, чтобы С. П. Королев эту мечту реализовал! И вот мы накапливаем силы, чтобы сделать новый рывок.
|
Мы наш, мы старый «Мир» затопим...
- Нашу станцию «Мир» затопили, когда ей исполнилось 15 лет. Сейчас двум российским модулям, которые входят в состав МКС, уже тоже по 15. Но МКС никто топить не собирается...
- Хороший вопрос! - Лопота откидывается на спинку кресла и вдруг резко подается вперед. - А вы мне назовите фамилии людей, которые принимали решение топить «Мир»? А?! Мы, специалисты, такое решение не принимали! Мы предлагали совершенствовать станцию. После того как утопили «Мир», мы, но уже в кооперации с США, Европой и Канадой, Японией, потратили десять лет, чтобы появилась полноценная инфраструктура на орбите для продолжения исследований! А на «Мире» все было!
- Сколько, на ваш взгляд, может проработать МКС?
- Десятилетия! Пока технологически мы готовы к 30-летней эксплуатации подобных сооружений. Как и «Мир», МКС строилась с открытой архитектурой. Один модуль устарел - заменяем его на новый. Если в вашем доме прохудились окна…
- …не нужно сжигать всю хату!
- Вот именно! Сейчас «Энергия», американские «Боинг» и «Локхид», европейский «Эйрбас» и японская «Мицубиси» разрабатывают амбициозную программу освоения космоса. Без опыта МКС она невозможна.
- Например?
- Мы уже придумали, какой должна быть обитаемая или посещаемая станция у Луны. Мы на троих - «Энергия», «Локхид» и «Боинг» - готовы ее делать! Совместные ракеты - «Энергия» и «Локхид».
- То есть пока политики чешутся…
- …Мы рисуем проектные облики техники будущего. У нас есть согласие в том, что станция должна находиться на орбите вокруг так называемой точки Лагранжа L2. То есть за обратной стороной Луны, с Земли она видна не будет. Это самое удобное место для космопорта, где можно готовить длительные экспедиции - и для исследования поверхности Луны, и для полетов на Марс.
- Вы так говорите, как будто это возможно уже завтра...
- Технологически мы можем это сделать уже сегодня! Американцы согласились, что для такой станции научно-энергетический и узловой модули должна разрабатывать Россия. Космические корабли для доставки экипажей - «Орион» «Локхида» и наш, «Энергии».
- А вдруг объявят санкции против России в космосе?
- Санкции могут коснуться поставок электронных компонентов. Часть из них мы закупаем в Европе и Америке. Но для нас это будут временные трудности. От санкции в области космонавтики, если их введут, Соединенные Штаты пострадают гораздо сильнее, чем мы. Сумма их потерь может составить миллиарды долларов. Летать на МКС на своих пилотируемых кораблях они пока не могут - техника еще не готова.
Это между политиками тут, на Земле, могут быть натянутые отношения. Может быть мощная конкуренция между бизнесменами - и мы, и США предоставляем услуги по запуску грузов на орбиту. Но среди специалистов, которые занимаются пилотируемыми полетами и думают о перспективе, разногласий нет. Вот еще один проект: мы с «Боингом» вместе думаем над созданием солнечного буксира. Он сможет доставлять космические аппараты в дальний космос.
И про полет на Марс, который провозгласили американцы. Мы-то, инженеры, понимаем: одна страна такой проект не потянет. Он может быть только совместным.
|
ИЗВОЗЧИКИ?
- Ну вот, американцы готовятся к Марсу. Пока они разрабатывают новые корабли, мы возим старыми «Союзами» экипажи на МКС...
- На Московском авиакосмическом салоне в прошлом году мы показали полномасштабный макет возвращаемого аппарата. Уже полностью готово его внутреннее оснащение, двигательные установки, системы жизнеобеспечения, новые теплозащитные материалы. С кораблем мы опаздываем, думаю, года на два-три против фирмы «Локхид», которая делает аналогичный корабль для дальнего космоса - «Орион». Но у нас сейчас есть «Союзы» - мы не сидим на земле и не ждем «у моря погоды» и можем продолжать пилотируемую программу, ни от кого не завися!
- Когда начнутся испытания корабля?
- Мы не можем их начать, пока для корабля не будет соответствующей ракеты-носителя! Технологий, которые сейчас есть у нас, достаточно, чтобы не только новый пилотируемый корабль построить, а межпланетный или марсианский экспедиционный комплекс создать! Но нет ракеты, грузоподъемности которой будет достаточно для выведения его на нужную траекторию (к Луне, Марсу и др.) с разгоном до второй космической скорости.
Виталий Лопота достает листок бумаги и записывает столбиком цифры:
- Чтобы не просто вокруг Луны слетать, а организовать на ней серьезные исследования, необходимо поднять в космос большие массы. Считаем: 20 тонн - вес корабля с космонавтами. Еще 50 - 55 тонн - разгонный блок с ракетным топливом, чтобы уйти с низкой околоземной орбиты Земли к орбите, например Луны, а затем вернуть экипаж обратно. Это 70 - 75 тонн. Масса же марсианского комплекса с экипажем 4 человека (а это минимум) будет около 500 тонн.
|
А сегодня самые мощные наши ракеты (и существующие, и создаваемые) могут поднять на околоземную орбиту грузы около 20 тонн.
- То есть, пока у России не будет сверхтяжелой ракеты, Марс и Луна нам не по зубам?
- Абсолютно. Американские коллеги к 2017 году хотят на базе технологий программы «Шаттл» создать ракету-носитель грузоподъемностью 70 тонн. Как только он появится, они смогут всерьез заняться лунной и марсианской экспедициями.
- А мы?
- В 1987 году в Советском Союзе реализовали великую программу «Энергия» - «Буран». Ракетой «Энергия» мы подняли на орбиту 105 тонн!
БЕЗ «ЭНЕРГИИ»
- Но ракету «Энергия» создавал весь Советский Союз! Может ли сейчас Россия одна возродить проект?
- Может, и в более совершенном современном варианте.
- Сколько времени нужно?
- Сделать ракету с грузоподъемностью 70 - 80 тонн, думаю, можно в течение 4 - 5 лет.
Генеральный конструктор неожиданно поднимается из кресла:
- Идемте со мной, идемте!
Он открывает дверь, ведущую из большого кабинета в святая святых - маленький рабочий кабинетик, куда посторонних не приглашают. На тумбочке - деревянная коробка, похожая на сигарную. Виталий Александрович бережно ее открывает. На темно-красном атласе выложены... блестящие модели - копии частей новой ракеты.
Он быстро, как в конструкторе ЛЕГО, собирает одну конфигурацию, потом другую -повыше, пониже.
|
- Новую ракету типа «Энергия» можно собирать из частей под разные цели. В зависимости от того, какой груз надо вывести на орбиту, можно наращивать тягу. Основные технологии изготовления «Энергии» не утрачены, несмотря ни на что. Первая ступень ракеты «Зенит», которую Россия производит вместе с днепропетровским Южным машиностроительным заводом - это, по сути, модуль советской ракеты «Энергия».
- Днепропетровск - Украина. В нынешней ситуации мы можем рассчитывать на Южмаш?
- У нас надежное партнерство, профессиональное и человеческое. Сейчас как раз идет подготовка к запуску европейского космического аппарата ракетой «Зенит» с нашего космодрома «Морской старт». Команда из российских и украинских специалистов работает слаженно. Нет никаких проблем. Мы всегда помогали и помогаем друг другу.
- Виталий Александрович, как верите, что серьезные прорывы в космосе состоятся еще при нашем поколении?
- Создание на Луне или около нее обитаемой станции, где будут работать экипажи и могут подготавливаться марсианские пилотируемые экспедиции, вполне реальны. Реален и полет к Марсу. Я считаю, что Роскосмос должен раз в десять лет предлагать нам такие амбициозные задачи. Тогда мы будем развиваться. Тогда в отрасль будет приходить молодежь.
|
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Виталий Лопота - президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королева. Он руководит той самой фирмой, которая выросла из КБ Королева. РКК «Энергия» и сейчас отвечает за пилотируемую программу России, создает автоматические станции и ракеты.
ВОПРОС ДНЯ
А зачем нам лететь на Луну и Марс?
Александр ЛАВЕЙКИН, летчик-космонавт, Герой Советского Союза:
- На Луну - понятно зачем. Там стратегические запасы гелия-3, альтернативного топлива. А на Марсе можно основать первые космические поселения землян. Мне кажется, это дело ближайшего будущего. Где-то после 2030-х годов.
Владимир УЙБА, руководитель Федерального медико-биологического агентства, которое занимается космической медициной:
- В XXI веке полеты на Луну и Марс - не научная фантастика, а прикладная сверхзадача. Если она будет выполнена, у страны появятся не только уникальные технологии и фундаментальные научные знания, но и живая, творческая энергия миллионов талантливых людей. И они точно будут знать - то, что сегодня кажется невозможным, завтра может стать реальностью. У нас такой момент уже был, когда 12 апреля 1961года Юрий Гагарин полетел в космос. Хотелось бы это пережить еще раз!
|
Сергей ГОРБУНОВ, бывший пресс-секретарь Роскосмоса:
- Задача даже не в том, чтобы летать на Луну и Марс. А вообще летать хоть куда-то. Иначе разучимся это делать, потеряем технологии. А человечеству рано или поздно придется улетать с Земли. Потомки должны будут уметь это сделать.
Николай ЛАПИН, старший научный сотрудник Нижегородского планетария:
- Человеку ни на Луне, ни на Марсе делать нечего, а вот роботам там самое место. С их помощью мы сможем искать полезные ископаемые. А также понять, почему Марс оказался непригоден для жизни и может ли то же повториться на Земле.
Юрий ХОДЗИЦКИЙ, вице-президент Федерации космонавтики Краснодара:
- Землю ждет перенаселение, надо уже сейчас задумываться о колонизации этих планет. Важен поиск и новых форм жизни.
Сергей ГОРЯИНОВ, начальник управления Госаэрокосмического университета, Самара:
- Да тут все просто! Если не мечтать, то ничего и не случится. А если серьезно, подготовка подобных полетов - это и огромное количество новых рабочих мест на космических предприятиях. И еще, конечно, престиж государства.
Елена КЛИМОВА, читательница сайта KP.RU:
- Как зачем? Изучая другие миры, мы лучше узнаем свой собственный. И уже это огромный плюс!
Игнат, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):
- Думаю, для нас программа-минимум - создать планету Россия. И чтобы никаких звездных войн!
Комментарий редакции "Закон Времени":
« Мы не ищем никого, кроме человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами. » Станислав Лем. Солярис