Аналитика

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов — о школьной форме, едином учебнике истории и нежелании заниматься поиском крайних

«РАН хочет заниматься оказанием ритуальных услуг»

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал «Известиям» о готовящихся изменениях в системе образования в Крыму, спецуроках для школьников, посвященных присоединению полуострова к составу России, а также о новом уставе Российской академии наук.

— Дмитрий Викторович, как крымские школьники будут поступать в вузы в этом году и что ждет следующую волну выпускников? Все-таки системы образования разные, и школьникам, как и преподавателям, нужно будет перейти на новые стандарты.

— Системы образования действительно разные, но они не отличаются принципиально. Я не думаю, что интеграция системы образования Крыма и Севастополя в российскую систему образования займет много времени. Сейчас мы работаем в тесном контакте с нашими коллегами из Крыма и Севастополя и прорабатываем конкретные вопросы, но, безусловно, это дело ближайшего будущего.

В этом году все выпускники Крыма и Севастополя будут сдавать выпускные экзамены в своих школах, на основании которых они получат российские аттестаты; соответствующие закупки бланков будут осуществлены уже в ближайшее время. Для каждого выпускника создадут все условия для поступления в российские высшие учебные заведения либо на территории Крыма, либо за его пределами. Для этого будут внесены необходимые изменения в нормативную базу, и если необходимо, то и в закон «Об образовании».

Выпускники, которые покажут хорошие результаты итоговой аттестации и пройдут соответствующие вступительные экзамены в вузы, смогут в дальнейшем получить высшее образование в российском вузе. Это будут вступительные экзамены, скорее всего, в форме собеседования. Сдавать ЕГЭ крымские выпускники этого года смогут на добровольной основе, по желанию.

— Что будет со школьными стандартами?

— В целом системы дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования в течение короткого времени перейдут на российские стандарты и соответствующие программы. Например, в течение лета мы проведем переобучение всех учителей крымских школ, а это порядка 20 тыс педагогов. Также каждого школьника Крыма и Севастополя обеспечим комплектом российских учебников, чтобы с 1 сентября школы начали обучение по российским программам.

За лето также планируется начать приведение инфраструктуры школ в соответствие с современными требования, хотя полностью доведение школ Крыма и Севастополя хотя бы до среднероссийского уровня потребует серьезных средств и длительного времени.

Если говорить о 2015–2016 годах, то полная ясность наступит в начале нового учебного года. Мы исходим из того, что для выпускников крымских и севастопольских школ следующих лет должны быть созданы максимально благоприятные условия для завершения общего образования и максимальные возможности получения высшего.

— Сейчас в России вводится дошкольный образовательный стандарт, который даже у нас применяется впервые, а какие последствия будут для Крыма?

— Проблема доступности дошкольного образования в Крыму стоит остро, и есть большая очередь дошколят на получение места в детском саду. Мы сделали всё, чтобы крымские детские сады включились в российскую программу модернизации дошкольного образования. 10 апреля правительство примет решение о распределении 40 млрд рублей в пользу региональных бюджетов на модернизацию дошкольного образования. Крым и Севастополь примут участие в распределении в соответствии с общими правилами. Таким образом они уже в апреле или начале мая получат серьезные денежные средства на создание новых мест в детских садах. Мы рассчитываем, что уже с мая-июня начнется масштабный процесс по строительству новых детских садов и созданию дополнительных мест за счет расширения действующих детских садов в Крыму и Севастополе.

— Будут ли вузы Крыма участвовать в мониторинге эффективности вузов в этом году и какие изменения ждут их?

— Вузы Крыма и Севастополя будут участвовать в мониторинге эффективности деятельности вузов начиная со следующего года. Сегодня у нас есть полная информация об их состоянии, но самое главное здесь — вывести уровень их оснащения, обеспечения оборудованием, качество образовательных программ и научных исследований на современные стандарты.

Также мы планируем создание нового федерального университета в Крыму на базе Таврического университета имени Вернадского. Мы сделаем так, чтобы этот проект был открыт для всех вузов Севастополя и Крыма, чтобы любой крымский вуз мог войти в состав создаваемого федерального университета. Я также не исключаю, что в состав нового федерального университета войдут и некоторые научные организации, которые работают сегодня в Крыму, но это будет сделано только при условии их готовности и желания.

— Недавно президент РАН Владимир Фортов заявил, что планирует открыть научный центр Академии наук на территории Крыма. Как вы смотрите на это?

— Мне трудно комментировать такие высказывания. На территории Крыма есть десятки научных организаций, и часть из них действительно работает на высоком уровне и имеет хорошую научную репутацию, а также уникальные объекты инфраструктуры. Эти организации также будут максимально быстро интегрированы в российскую научную систему. Войдут ли они в состав Федерального агентства научных организаций, нового федерального университета или станут отраслевыми научными организациями — будет определяться их профилем, анализом результатов деятельности, пожеланиями органов исполнительной власти Крыма и коллективами этих организаций.

— Система дополнительного образования в Крыму также потребует модернизации?

— Здесь такая же история — хроническое недофинансирование в течение многих лет. Нам предстоит также максимально быстро преодолеть отставание от российских стандартов. Это касается и зарплаты педагогов дополнительного образования, как и во всех других уровнях образования, оснащения организаций и содержания программ.

— Не секрет, что сейчас российский бюджет испытывает некий дефицит и многие федеральные программы проходят через перераспределение бюджета. Крым — это очередные бюджетные траты и довольно значительные. Не получится ли так, что Крым мы будем поднимать за счет средств, выделенных в том числе и на образование?

— Государственная программа развития образования имеет статус приоритетной среди всех госпрограмм. Те расходы, которые были утверждены год назад, не подлежат сокращению, и это решение правительством уже принято. Что касается расходов на доведение системы образования Крыма до российских стандартов, то этот проект потребует дополнительного финансирования. Сейчас ведется оценка расходов по каждой позиции, и цифры очень серьезные. Необходимо увеличить зарплаты преподавателей в два, а то и в три раза, нужно заложить расходы на будущее обновление инфраструктуры образования и так далее.

— Касательно устава РАН, который был внесен в правительство на прошлой неделе. Был ли он рассмотрен правительством и будет ли утвержден в редакции академии?

— В прошлом году мы перешли к новой схеме организации фундаментальной науки, когда РАН, объединившись с РАМН и РАСХН, стала ведущей экспертной организацией, а все научные организации, которые были раньше им подведомственны, перешли в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). В течение года, а может и больше будет идти аудит имущества этих организаций, потому что ситуация очень запущенная. Примерно половина объектов не зарегистрирована в установленном порядке. Сейчас этим вопросом занимаются ФАНО и Росимущество.

Действительно, общее собрание РАН уже приняло устав и сейчас он внесен в правительство, где идет его доработка. Тот вариант, который был представлен, противоречит федеральному законодательству по целому ряду позиций. Устав будет доработан и приведен в соответствие с законом, уже после чего будет утвержден правительством и вступит в силу.

— Были выявлены уже какие-то принципиальные расхождения между уставом РАН и федеральным законом?

— Правительство сформулировало целый ряд замечаний. В уставе, представленном в правительство, есть ряд полномочий, которые Академия наук за собой записала, но они не вытекают из закона и являются избыточными. Например, в РАН очень хотят заниматься строительством и таким странным видом деятельности, как оказание ритуальных услуг. Об этом можно говорить с улыбкой, но это трагикомическая ситуация, и очень жаль, что приходится тратить время на обсуждения таких вещей. Причем в президиуме РАН разговор об этом ведут очень серьезно, считая это крайне важным. На мой взгляд, все-таки вопрос обсуждения будущего, путей развития российской науки является более приоритетным, но пока дискуссии у нас ведутся вокруг возможности предоставления ритуальных услуг. Хотя этим должны заниматься совсем другие специализированные организации. 

— Академики пояснили, зачем они хотят предоставлять такие услуги?

— Для них это важно. И это только один из примеров, которых достаточно много. Наша принципиальная позиция такова, что РАН должна заниматься только тем, что вытекает из федерального закона, принятого осенью прошлого года. После принятия устава в жизни академии начнется новая полоса. Но пока, как мне кажется, руководство РАН не в полной мере адаптировалось к новой реальности. Важно, чтобы научное сообщество выдвигало новых лидеров, чьи помыслы будут устремлены не в прошлое, а в будущее.

— Финансирование Академии наук изменится?

— Изменится, потому что меняются функции академии. Ранее она выполняла функции учредителя в отношении сотен подведомственных научных организаций, а сегодня они находятся в ФАНО, поэтому все деньги на проведение исследований и содержание имущества перенаправлены туда. Финансирование работы академических институтов при этой передаче не меняется. Касаемо финансирования самой академии, то оно будет осуществляться в зависимости от функций и штатной численности, которые будут утверждены правительством. На сегодня мы определили, что предельная штатная численность основного персонала будет составлять 284 человека, из которых 60 станут работать в региональных отделениях (Уральском, Сибирском и Дальневосточном), и 224 человека в Москве.

— Недавно академик Евгений Велихов предложил отменить званием член-корреспондента академии и оставить только академиков, как вы смотрите на такое предложение?

— Я считаю, что это внутреннее дело академического сообщества. В проекте устава, который внесен в правительство, сохранена двухуровневая система избрания в члены Академии наук. 

— Вы сказали, что почти половина имущества академии нигде не зарегистрирована. Сейчас проводится аудит, а кто будет нести ответственность?

— Сегодня наша задача просто навести порядок и не заниматься поиском крайних. Это задача не столько для Минобрнауки, сколько для ФАНО и Росимущества. Я хочу обратить внимание на то, что все вопросы, которые касались личных интересов членов прошлого президиума РАН, решались, в отличие от других имущественных вопросов, очень быстро и эффективно. Например, есть элитный дом по адресу улица Косыгина, 2, где исторически была территория Института физических проблем РАН. Там был реализован инвестиционный проект. Взамен на передачу земли президиумом РАН инвестор проекта предоставил Академии наук ряд квартир, каждая стоимостью более 100 млн рублей. Но вместо того чтобы реализовать на рыночных условиях эти квартиры, а вырученные деньги направить, например, на строительство жилья для молодых ученых, члены президиума распределили их между собой. В списке жильцов можно найти и директора этого института Александра Андреева, и бывшего президента РАН Юрия Осипова, и других. У некоторых там по две квартиры, и это только верхушка айсберга.

— Когда в школах будет введена единая форма?

— Школьная форма должна была введена начиная с 1 сентября 2014 года, но требования к ней на федеральном уровне устанавливаются только самые общие — по здоровью, безопасности и так далее. Конкретные требования по фасону и цвету устанавливаются самой школой на основе региональных нормативных актов, которые приняты во всех субъектах России. Но хочу подчеркнуть, что речь не идет о единой школьной форме, поскольку мы говорим о том, что форма должна подчеркивать как индивидуальность школы, так и учитывать местные особенности.

— Есть какое-то понимание, каково будет содержание единого учебника истории?

— Наша образовательная политика основывается на вариативности, свободе учителя выбирать учебник и свободу школы в реализации преподавания того или иного предмета. Вопрос с учебником истории отдельный, потому что было решение президента по формированию учебника, основанного на единой концепции преподавания истории в школах. Речь фактически о едином учебнике не идет. Говорится о том, что все учебники истории будут соответствовать единой концепции. Она была принята в ноябре 2013 года, и сейчас идет работа по подготовке конкурса на создание такого учебника, а возможно, и нескольких. 

— Была информация о том, что со школьниками проведут разъяснительную беседу по ситуации в Крыму уже в сентябре, действительно ли планируется такое мероприятие?

— Да, мы планируем проведение такого урока во всех школах России либо в мае, либо в сентябре. Здесь важно, чтобы маленькие граждане России были в курсе тех событий, которые происходят сегодня, и получили из рук учителей адекватную и правдивую информацию.

Источник: Известия

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также