Все индикаторы прогресса движутся в обратном направлении, а время истекает.
Чем-то вроде клише стало предположение о том, что следующее поколение первым в истории будет беднее, чем их родители. Такие прогнозы можно услышать во время каждого периода затяжного экономического пессимизма, и в итоге это оказывается совершенной неправдой. Как бы не сгущались тучи, тем или иным способом марш прогресса снова заявляет о себе.
Однако ничто нельзя гарантировать, и возможно в современной Британии больше причин для таких пессимистических настроений, чем было в любой другой период последнего столетия. Начиная от прожиточного минимума и до стандартов здравоохранения и образования, почти все критерии, по которым британцы не отставали от технического прогресса, сейчас изменили своё направление на прямо противоположное.
Британская нация стоит на краю потенциально катастрофического упадка, имея наверное последний шанс, измеряющийся лишь в годах, чтобы вернуть всё на свои места. Рост вернулся, но он не будет стабильным без срочных действий, которые должны положить конец многочисленным невзгодам, постигшим англичан.
Первая причина беспокойства: уровень жизни. Опубликованный на этой неделе анализ, проведённый британской статистической службой Office for National Statistics, показал, что наличный доход в целом немного возрос со времён начала кризиса, однако это полностью объясняется ростом населения, сниженными процентными ставками, и высокой занятостью. Показатель реального дохода семьи движется в обратном направлении, и сейчас занимает позицию не выше чем десять лет назад. Это уже кажется самым долгим затишьем, наблюдавшимся в мирное время в уровне жизни современной эпохи.
Причина вторая: всё больше дохода граждан Британии уходит на приобретение предметов первой необходимости. С давних пор англичанам приходилось тратить всё меньше времени и денег на сведение концов с концами. В связи с этим они получили больше свободного времени и больше финансов на дискреционные расходы, создавая цепочку удачи, сопутствующую экономическому росту.
Анализ ONS показывает, что сейчас британцы движутся в другом направлении. Часть их доходов, тратящаяся на предметы первой необходимости – жильё, воду, канализационную систему, счета за электричество и топливо – за десятилетие возросла с 19,9 до 27,3 процента. Если брать в счёт пищу – счета ещё более поражающие. Кумулятивная инфляция, вычисленная индексом Consumer Prices Index – мерой, использующейся Банком Англии – составила примерно тридцать процентов. Однако другой индекс, под названием Tullett Prebon Essentials Index, который охватывает большинство современных предметов первой необходимости, поднялся выше шестидесяти процентов. Дискреционные расходы потребителей сокращены даже сильнее, чем об этом свидетельствует спад в наличном доходе.
Эта инфляция, кажется, является чисто британской напастью. Находясь под воздействием последствий повышения налогов, в целом еврозона сейчас переживает дефляцию, в ходе которой даже цены на электроэнергию год за годом снижаются на 1,7 процента. Дефляционная спираль – это то, во что никогда не захочет ввязаться подобная британской обременённая долгами экономика, однако даже небольшое понижение цен сейчас бы очень порадовало англичан.
Причина третья: образование. Проведённое организацией Organisation for Economic Cooperation and Development международное исследование обнаружило, что стандарт грамотности и математических способностей среди выпускников школ Англии и Северной Ирландии является одним из наинизших среди развитых стран. Удивительно, но старые люди, выходящие из числа рабочей силы, оказались более образованными, чем те которые только в неё вступали. Возможно подобный феномен, когда молодёжь менее образована, чем их родители, зафиксирован впервые за всю документированную историю.
Согласно наблюдению OECD, суть состоит в том, что «по сравнению с другими странами кадровый потенциал высококвалифицированных взрослых людей скорее всего сократится». Последствия этого для уровня жизни могут быть катастрофическими. Средний работник c наивысшим уровнем грамотности будет зарабатывать на 94 процента больше чем кто-то наименее грамотный. За редкими исключениями, которые обычно представляют целеустремлённые и предприимчивые люди, при столь низком уровне образованности человек и мечтать не может об участии в «глобальной гонке», не говоря уже о победе в ней.
Устанавливая причины данного явления, мы можем с уверенностью исключить сумму государственных средств, выделенную на образование, которая в процентах к ВВП занимает средние позиции в списке OECD и является внушительней, чем в некоторых более преуспевающих странах. К тому же слишком просто было бы обвинить низкие стандарты обучения и/или сравнительно высокое количество низкоквалифицированных эмигрантов, хотя эти факторы, несомненно, играют свою роль.
Более фундаментальной причиной являются повышающиеся уровни социального неравенства с их возрастающим спутником – недостаточной целеустремлённостью. Проведённые в США исследования демонстрируют, что разрывы в уровне успеваемости начинают увеличиваться ещё когда ребёнку исполняется всего восемнадцать месяцев. К трём годам дети родителей-профессионалов слышат на тридцать миллионов больше слов чем их сверстники из малообеспеченных семей.
Причина четвёртая: здоровье. Согласно предоставленному Всемирной организацией здравоохранения отчёту, общественное здоровье Британии сейчас подобно бомбе замедленного действия. Показатели ожирения, продолжительности жизни женского населения и детской смертности – в числе наихудших в Европе. Опять же, проблема состоит не в сумме, потраченной на общественное здравоохранение, которая примерно одинакова для всех стран OECD. Намного более важным является тот факт, что плохое начало жизни значительно усугубляет здоровье в дальнейшем.
Для решения вышеупомянутых проблем принимаются действительно необходимые меры – особенно в сферах образования и социального обеспечения – однако этот процесс протекает слишком медленно, а также недостаточно уверенно для того, чтобы привести к решительному улучшению. В результате Британия доживает последние дни. Однако большинство политических дебатов по-прежнему разворачивается вокруг совершенных неуместностей – контроль цен, налог на непредвиденную прибыль, государственная поддержка оптимистического настроя на рынке жилья, и так далее. Прискорбно, но заслышав о столь необходимой Соединённому Королевству революции предложения, англичане до сих пор прячут головы в песок.