Недавнее "закрытие" правительства в США заставило понервничать американцев, а вместе с ними и весь мир. Противостояние между парламентом и исполнительной властью в США началось из-за реформы здравоохранения - главного проекта президента Барака Обамы.
Республиканская партия наотрез отказывалась повышать расходы. Пока чиновники и конгрессмены спорили, истек финансовый год, и США остались совсем без бюджета. Госслужащим пришлось уходить в неоплачиваемые отпуска, а все госучреждения, не связанные с обеспечением безопасности, были закрыты.
Даже эта экстраординарная ситуация показалась бы цветочками, если бы республиканцы и демократы не договорились по другому принципиальному вопросу - потолку госдолга. Временное перемирие было заключено в самый последний момент. В ночь перед объявлением дефолта Конгресс договорился о финансировании правительства до 15 января 2014 года, а Минфин получил возможность выпускать облигации для обслуживания госдолга.
Несмотря на лихо закрученный сюжет, в этой истории нет ничего оригинального, считают профессор экономической истории Мадридского университета имени короля Карлоса III Карлос Альварес-Ногал и профессор экономики Бостонского университета Кристов Чемли. Первый шатдаун случился еще в 1575 году в Кастилии. Тогда события развивались по очень похожему сценарию.
История повторяется дважды
При Филиппе II Испанская империя была единственной мировой сверхдержавой. Ее ценные бумаги считались очень надежным финансовыми инструментами и высоко ценились за стабильный доход.
Основная часть внутреннего госдолга приходилась на долгосрочные облигации (Juros ), доходность которых составляла 7% при инфляции в 1%. Административные способности центрального правительства в то время были очень ограничены - сборщиков налогов было мало и работали они не очень эффективно. Поэтому для того, чтобы главным источником финансирования juros были целевые поступления в бюджет (налоги с продаж, таможенные сборы и т.д.).
Juros свободно торговались на территории всего королевства. В каждом городе правом первого требования обладали местные правительства. При этом 18 главных городов империи ежегодно платили королю фиксированную сумму - encabezamiento. Таким образом, королевство создавало личную заинтересованность городских властей в стабильности гособлигаций.
Суммы ежегодных платежей устанавливалась для каждого города на несколько лет при помощи голосования в испанском парламенте - Кортесах, где каждый регион имел по два представителя. Фактически они и определяли потолок госдолга - их взносы использовались для обслуживания juros.
Другая часть долга состояла из контрактов с генуэзскими банкирами и называлась asientos. Банки выдавали королевству кредиты со сроком погашения от года до трех лет под 12% и переводили за границу средства для финансирования военных кампаний Испании, большинство из которых происходили во Фландрии. Эти кредиты помогали переживать временные экономические шоки.
Вся система функционировала бесперебойно, пока у короля имелось достаточно доходов для обслуживания juros.
Битва за бюджет
В середине XVI века внутренний государственный долг Испании в первый раз в своей истории достиг "потолка". Если говорить в сегодняшних терминах, то размер госдолга составил около 60% ВВП. К началу 1570-х годов на обслуживание гособлигаций стали уходить почти все получаемые бюджетом деньги. Тогда король решил поднять ежегодные платежи городов в два раза.
Поскольку Филипп II не был абсолютным монархом, для того, чтобы увеличить размер городских налогов, ему было нужно одобрение кортесов. Сами города не могли остановить бесконечный рост платежей. Зато они могли задержать принятие решений парламентом, вступая в длительные переговоры. Именно так и поступили власти Кастилии - самого развитого региона страны.
После нескольких лет переговоров, король отказался от идеи увеличить encabezamiento и в сентябре 1575 приостановил выплаты по asientos - отказался возвращать кредиты генуэзским банкам.
Кастильцы были счастливы. Но очень скоро их радость сменилась разочарованием. Генуэзские банкиры финансировали большую часть asientos с помощью кастильского рынка коммерческих кредитов. После демарша Филиппа II иностранные банки приостановили выплаты по кредитам.
Кредитная пирамида развалилась. Финансовые сделки не совершались на территории всей Кастилии, два основных банка Севильи обанкротились.
Эхо кризиса прокатилось по всей Европе. К марту 1577 года Филипп II поставил Кортесам ультиматум - он возобновит платежи по государственным кредитам, если города согласятся на повышение налогов. Городам ничего не оставалось сделать, как принять эти условия.
Однако Кастилия так и не смогла оправится от ущерба, нанесенного двумя годами экономического коллапса. Город Медина-дель-Кампо перестал быть главным финансовым центром Европы. Простой имел далекоидущие последствия - до конца XVI века экономика региона находилась в стагнации.
Когда американские парламентарии начнут новый раунд переговоров в январе, им следует вспомнить об этом кризисе, советуют ученые.
Источник: ФИЛИПП II, КОРОЛЬ ИСПАНИИ
Китай станет новым "мировым жандармом"
Торонто. 23 октября - Прошлый месяц стал знаковым для мирового рынка нефти: Китай сместил Соединенные Штаты с поста крупнейшего в мире потребителя иностранной нефти с импортом в 6,3 млн. по сравнению с американскими 6,24 млн. баррелей в день.
Разрыв вырастет, уверен Рори Джонстон из Школы международных отношений им. Мунка при университете Торонто: Wood Mackenzie прогнозирует, что объем китайского импорта нефти в 2020 году достигнет 9,2 млн. баррелей в день - 70% от мирового спроса.
- США снизили объемы импорта благодаря буму собственного производства, медленному восстановительному росту и повышению энергоэффективности.
- В Китае, однако, продолжается экономический рост, который сопровождается и ростом среднего класса. Автомобильный рынок хоть и остыл в начале этого года, но сентябрь показал рост продаж на 21%. Это говорит о том, что спрос на нефть будет расти, нагрузка на инфраструктуру увеличиваться, а качество воздуха падать.
- Власти Китая уже озаботились последней проблемой, особенно в крупных городах. Они пытаются развивать технологии использования синтетического природного газа для замены угольной электроэнергии, но увеличение потребления нефти неизбежно и оно лишь усугубит эти проблемы.
- Уровень потребления на душу населения говорит о том, что Китай будет расти гигантскими темпами: средний китайский гражданин тратит всего 2,9 баррелей нефти в год по сравнению со средним американцем, который использует 21,5 баррелей. Это означает, что рост потребности Китая в нефти не собирается замедляться в ближайшее время.
Новый миротворец
Почему это так важно? Потому что на мировой арене появился новый "миротворец", который, как и США, будет постоянно вмешиваться в дела других государств для защиты своих нефтяных аппетитов:
- Растущее потребление - это главный признак того, что Китай будет все больше зависеть от мировых рынков для удовлетворения своих постоянно растущих аппетитов на нефть.
- Это означает, что страна будет с удовольствием интегрироваться и быть дипломатом во всех вопросах для того, чтобы защитить свои интересы.
- Опасения вызывает лишь то, что этот сдвиг может перевернуть мир: нефть будет оцениваться в юанях, а не в долларах.
- Этот переход может произойти, если юань станет полностью конвертируемым, а Пекин откажется от своей нынешней политики манипуляции валютным курсом. Это, по прогнозам HSBC, произойдет не раньше 2017 года.
- Конвертируемость юаня сразу сделает его в главным претендентом на резервную валюту "номер два" и повысит его использование в мировой торговле.
- Но Соединенные Штаты вряд ли откажутся от своей любимой роли защитника мировой добычи нефти или гаранта судоходных маршрутов, и растущая зависимость от иностранной нефти будет подталкивать Пекин также принимать в этой деятельности более активное участие.
- Вполне вероятно, что в ближайшее время мы станем свидетелями изменения позиций Пекина в вопросах международного вмешательства и антитеррористических инициатив.
- В будущем все, что дестабилизирует нефтяной рынок, будет больше вредить Китаю, чем США. И Пекин пойдет на все, чтобы обеспечить глобальную стабильность.
- Если китайские власти рассматривают повышение зависимости от импорта как стратегическую слабость, то те, кто видит Китай новым мировым лидером, наоборот, будут только рады новому гегемону.