Аналитика

("Foreign Policy", США)

Важные новости пришли сегодня из России. Авторитетное информационное издание "РБК daily" сообщает, что российское государство может вскоре запустить "национальную поисковую систему". По словам анонимного источника РБК из Кремля, цель поисковика будет заключаться в удовлетворении "государственно ориентированных" потребностей, таких как "обеспечение доступа к защищенной информации" и "фильтрация вебсайтов, содержащих запрещенную информацию". Это будет весьма амбициозный проект: государство готово инвестировать в новое предприятие 100 миллионов долларов; оно не хочет видеть в нем иностранное финансирование, а также намерено создавать эту систему в сотрудничестве с частным сектором.

РБК называет нескольких интересных игроков, с которыми либо уже проконсультировались, либо вскоре пригласят присоединиться к проекту. Это "Ростелеком" (российский государственный телекоммуникационный гигант), ABBYY (одна из ведущих фирм по разработке программного обеспечения, специализирующаяся на распознавании документов и переводе и созданная в России аж в 1989 году), а также компания "Ашманов и партнеры" (консалтинговая фирма по работе в Интернете, возглавляемая зачинателем российского Интернета и бывшим исполнительным директором одной из первых поисковых систем в России Rambler Игорем Ашмановым).

Идея "национализации поиска в Интернете" принадлежит заместителю главы президентской администрации Владиславу Суркову. Он является главным вдохновителем принятого недавно плана модернизации страны путем создания в России собственной "Силиконовой долины" (этот проект также продвигается весьма быстро: руководить им назначили одного из самых богатых в России людей, дружащего с Кремлем олигарха Виктора Вексельберга. А известный американский инвестор в сфере технологий Эстер Дайсон (Esther Dyson) названа в качестве одного из главных кандидатов на должность сопредседателя и коллеги Вексельберга). Правительство прониклось планами Суркова (возможно, услышав последние новости из Китая) и назначило российского министра связи Виктора Щеголева (так в тексте, министра связи зовут Игорь Щеголев – прим. перев.) курировать этот проект.

Чтобы понять, почему Кремль решился на осуществление такого, казалось бы, изначально обреченного на неудачу проекта, следует взглянуть на структуру российского рынка поисковых систем. Как и в Китае, его контролирует своя, внутренняя компания. По данным только что опубликованных оценок LiveInternet, компании "Яндекс" принадлежит 62,8 процента этого рынка, в то время как Google владеет всего 21,9 процента рынка в России (у двух других поисковиков - Mail.ru и Rambler 8,4 и 3 процента соответственно). Но за этими цифрами скрывается тот факт, что доля Google быстро увеличивается: до 2006 года этой компании принадлежала лишь крохотная часть российского рынка (около 6 процентов), но с тех пор она значительно расширила и укрепила свои позиции (в 2009 году глава московской службы по связям с общественностью Google даже сказал, что "Россия является для компании основной страной").

Сейчас Кремль совершенно очевидно рассматривает "Яндекс" в качестве одной из самых инновационных российских компаний, и очень пристально следить за ее деятельностью. В 2009 году государственный "Сбербанк" даже купил "золотую долю" компании, что позволило государству получить право вето на продажу более чем 25 процентов акций "Яндекса" (в недавнем интервью ведущей российской газете "Коммерсант" президент "Яндекса" объяснил столь тесные взаимоотношения с Кремлем необходимостью иметь "прозрачные правила" для привлечения инвестиций, заявив, что "Яндекс" "стал частью национальной инфраструктуры", и что в таких условиях тесные связи с государством неизбежны). Когда "Яндекс" в конце 2009 года закрыл свой список наиболее популярных блогпостов в российской блогосфере, которым активно пользовались разные активисты для доведения до внимания национальной аудитории своих целей и программ, кое-кто увидел в этом признак усиления контроля государства за деятельностью компании.

Я считаю, что Кремль не заинтересован в уничтожении "Яндекса": это одна из немногих в России по-настоящему инновационных и хорошо известных за рубежом компаний, и у Кремля имеется масса других рычагов влияния на направление движения "Яндекса". Поэтому истинной мишенью такой "национализации поиска", скорее всего, является Google. Но вот важный вопрос: насколько достойного конкурента Google сможет создать Кремль, учитывая то, что у него почти неограниченные ресурсы (финансовые, технические и правовые)? Не следует недооценивать способность Кремля адаптироваться к цифровым реалиям. Он создал обширное сообщество из светил Интернета, которые работают на государство или консультируют его (хорошим примером здесь стали Константин Рыков и Аскар Туганбаев), и обладает значительным опытом и объемом знаний частного сектора, на который может положиться.

Сегодня Игорь Ашманов, один из тех людей, с которыми Кремль консультировался по поводу "национальной поисковой системы", дал интервью либеральной российской радиостанции "Эхо Москвы", в котором поделился своими взглядами на усиление политической роли Google и поисковых систем в целом, а также рассказал о том, чего может достичь национальная поисковая система в России. Ашманов один из самых влиятельных людей в российском Интернете; это первый и единственный пока человек, знакомый с планами Кремля по созданию такого поисковика. Он не работает на государство, но как мне кажется, его взгляды не очень отличаются от взглядов российских чиновников на проблемы Google в Китае и на его туманные перспективы в России. Ниже дан мой перевод наиболее ярких выдержек из этого интервью:

По поводу Google как инструмента американского государства и его роли в Китае: Google, как и другие технологии, которые используются в Китае, это такой способ просто покусывать Китай за то, что он недемократичный, и выбивать из него экономические уступки. То есть, вот вы не хотите ослаблять юань, а мы [правительство США] скажем, что с точки зрения настоящей демократической религии, центр которой находится в США, вы еретики, то есть вы плохие, вы нарушаете права человека, и мы будем вас за это кусать, пока вы не помягчаете и не ослабите юань…
Надо сказать, что Эрик Шмидт, генеральный директор Google, довольно часто заседает вместе с Хиллари Клинтон, в завтраках участвует специальных [в госдепартаменте]… и американские власти прямо говорят, что … Google способствует и должен способствовать делу демократии внутри Китая. Как Китай должен на это смотреть? Как на вмешательство в свои дела. Он так и смотрит … Google … ну, он, собственно, начинался … в университете, он давно уже работает со спецслужбами, и дураки бы были те, кто правит Америкой, если бы они такие фантастические вещи не использовали для блага Америки.
По поводу создания национальной поисковой системы: В принципе такой национальный поисковик создать можно, если нанять сильную команду или взять ее в долю, если обеспечить нормальную технологию, а такие технологии, заметим, на рынке есть. Это Рамблер, это даже Апорт (устаревший российский поисковик), хотя он совсем не виден сейчас на радарах. Их можно оживить. А во-вторых, государство должно … обеспечить благоприятствование в бизнесе …где такие сайты могут процветать.
Национальный поисковик может, как минимум, не иметь первые несколько лет рекламы, что довольно привлекательно. Ему не надо зарабатывать на жизнь, а нужно захватывать рынок. Второе - его можно поставить во все государственные учреждения, на все компьютеры, собираемые в Российской Федерации, во все школы, тюрьмы, воинские части, больницы и так далее. То есть можно обеспечить ему изначально какой-то уровень трафика довольно неплохой. Процентов 10-15 таким образом можно получить сразу.
Можно договориться с кем-то из лояльных государству или близких к государству владельцев интернет-ресурсов, а мы знаем, есть такие олигархи, которые, в общем, социально ответственные и близкие к государству, и поставить такой поисковик еще и на их крупные ресурсы. И, в конце концов, таким образом можно вырастить … национальный … поисковик. Свалить Яндекс все равно не получится, а вот обогнать Google, Рамблер и всех остальных можно.
О том, что произойдет, если Google в России одержит победу: [С точки зрения государства, если Google в России одержит победу] это плохо. Это плохо, и здесь даже уже неважно, что кому-то кажется, что Россия недемократическая страна, поэтому ей это не нравится. Ведь демократической Европе тоже не нравится доминирование Google…


Никому это не нравится, потому что, во-первых, поисковик - это средство влияния на общественное мнение, а во-вторых, это источник совершенно уникальной информации об умонастроениях и информационном спросе. Потому что тот, кто доминирует в стране, знает, что люди спрашивают в поисковике, он видит этот поток запросов. Это совершенно уникальная информация, которую больше, в общем, нигде взять нельзя.

Справедливости ради надо сказать, что Ашманов также выразил определенный скептицизм по поводу способности властей справиться с этой задумкой, если они не вложат в данный проект действительно большие средства (он считает, что сейчас выделяется недостаточно). Тем не менее, его стратегия в вопросе о том, как такая национальная поисковая система сможет конкурировать с Google, мне кажется довольно реалистичной. Если государство применит рычаги воздействия на дружащих с Кремлем олигархов, воспользуется их мощью (а олигархам в российском Интернете принадлежит большая часть онлайновой собственности) и потребует, чтобы все государственные учреждения установили данный поисковик в качестве своей стартовой страницы, а также установит его на всех новых компьютерах, продаваемых в России, то оно вполне может завоевать значительную долю российского рынка. А если это будет сопровождаться мягким либо жестким давлением на Google (рейды налоговиков на его офисы, или какой-нибудь длительный судебный процесс, подобный тому, что идет сегодня в Италии), то не исключено, что этот национальный поисковик сможет украсть у Google существенную долю рынка.

Этот план создания национальной поисковой системы не является каким-то изолированным событием. В начале года государство даже обсуждало план (не придя ни к какому заключению) выделения каждому россиянину уникального аккаунта электpонной почты (предположительно, для облегчения доступа к электронным государственным услугам: уникальный аккаунт электpонной почты помог бы людям правильно получать нужные им услуги).

Это следует также рассматривать в рамках общемировых тенденций, инициированных многими странами в целях обеспечения "информационного суверенитета" (то есть, отхода от Google, который многие считают слишком сильно сблизившимся с американским государством). На самом деле, меня поражают те сходства, которые существуют в происходящем сегодня в России, Турции и даже в Иране. В декабре я писал о проекте турецкого правительства Anaposta, цель которого заключается как раз в том, чего добивается у себя Кремль: в создании национальной поисковой системы и национальной системы электронной почты для каждого гражданина Турции. В начале февраля иранские власти также объявили о своих планах создания национальной электронной почты (главным образом, чтобы обойти стороной Gmail - это можно истолковать как попытку набрать пропагандистские очки после появления новостей о том, что Google ведет переговоры с Агентством национальной безопасности США).

Идея создания национальных поисковых систем не нова. Европейцы несколько лет носились с этими планами, но безрезультатно. Просто Европе не хватило политической воли для осуществления таких замыслов (а сейчас она ведет разговоры о европейской альтернативе Google - пресловутой системе Quaero, о которой много говорят, но реально создавать так и не начинают). В России все по-другому: Кремль хочет создать новый поисковик по причинам, которые не имеют никакого отношения к национальной гордости и к необходимости сохранения национального наследия. Все, что нужно Кремлю, это установить более жесткий контроль над информационными потоками в стране. А поскольку он обладает целым рядом рыночных и правовых преимуществ, пусть и несправедливых, этот замысел вполне может оказаться успешно реализованным.

Самое интересное другое. Я задаюсь вопросом: а не ставят ли американские дипломаты и авторитеты в области технологий сами себе подножку, делясь своим опытом и знаниями с такими людьми как Сурков? Будет довольно смешно, если результатом дорогостоящих поездок на казённый счёт за деньги госдепартамента в Сибирь (речь идет о консультативном визите в Россию делегации высокопоставленных американских специалистов по Интернету и социальным сетям – прим. перев.) станут новые обыски налоговиков в московском офисе Google.

PS: Оказывается, в Эстонии уже имеется национальная система электронной почты, и это доказывает, что такое возможно. Но здесь есть разница. Эстонцы имеют доступ ко всем остальным сервисам электронной почты, а у иранцев вскоре вообще может не остаться никакого выбора.

Оригинал публикации: Is Russia Google's next weak spot?

Источник: inosmi.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также