В кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности 3 февраля сего года состоялась встреча Министра иностранных дел России Сергея Лаврова со своим литовским коллегой Линасом Линкявичюсом. Эта была первая встреча министров иностранных дел двух стран после прихода к власти в Литве левоцентристского правительства во главе с Альгирдасом Буткявичюсом. Поэтому от нее ожидали, если не прорыва, то позитивного сдвига в литовско-российских отношениях. Эти ожидания имели под собой определенные основания, поскольку лидеры новой правящей коалиции в ходе избирательной кампании и после нее выступали за улучшение отношений с Москвой. К тому же, проблемы возникшие в российско-литовских отношениях носят во многом искусственный характер. Они возникли не из за объективных противоречий интересов двух стран, а из за барьеров, сознательно воздвигнутых литовской стороной.
Это, кстати, отличает Литву от двух соседних государств Латвии и Эстонии, где существует серьезная проблема дискриминации русского этнического меньшинства. Причем эта дискриминация пользуется поддержкой не только со стороны властей, но и со стороны титульных наций указанных стран. Россия же, естественно, не может оставаться безучастной к положению соотечественников в Латвии и Эстонии. Особенно это касается бесправного положения так называемых «неграждан». Поэтому устранить данную проблему, даже при желании правительств, довольно сложно.
Противоречия в российско-литовских отношениях не столь значительны. Первое – это требование Вильнюса о компенсации за «ущерб» от т.н. советской оккупации Литвы. Предыдущий состав парламента поднял данный вопрос на новую высоту, оформив это требование специальным законом. Теперь любое правительство Литвы формально обязано данный закон исполнять. Не случайно, в программу нынешнего правительства включено положение о том, что «вопрос возмещения ущерба, нанесенного в советское время должен осуществляться путем переговоров с Россией в поисках приемлемых решений». Понятно, что требования о компенсации за мифический ущерб не могут не омрачать атмосферу российско-литовских отношений, даже если они делаются в дипломатичной форме.
Вторая серьезная проблема – это цена за российский газ, поставляемый в Литву. С этим также связано применение литовскими властями к «Газпрому» т.н. третьего энергетического пакета Евросоюза. «Газпром» вместе со своим партнером немецкой компанией Ruhrgas практически полностью владеет компанией Lietuvos dujos, являясь не только монопольным поставщиком газа, но и управляющим газотранспортной системой Литвы. И сейчас литовские власти фактически пытаются отобрать у «Газпрома» внутреннюю газотранспортную систему. Как следствие, «Газпром» установил для Литвы цену на газ, которая на 15% выше цены для соседних Латвии и Эстонии, которые не настаивали на применении третьего энергопакета. Вильнюс в свою очередь требует снижения цены, хотя отказываться от применения третьего энергопакета не желает.
На первый взгляд, эти противоречия выглядят как банальная борьба за деньги. То есть ослабленная кризисом Литва пытается получить у России какие то скидки и, возможно, дотации. Теоретически такие противоречия можно было бы легко устранить на основе компромисса. Например, Россия снижает цену на газ, а Литва делает отсрочку на несколько лет на применение третьего энергопакета. Литва отменяет закон с требованием о компенсации ущерба и обращается к Москве с просьбой о предоставлении финансового кредита. Россия такой кредит выдает. В конце концов, Литва – бывшая республика СССР и близкая нам страна. До этого Россия предоставила экономическую помощь в виде льготных кредитов Белоруссии, Киргизии, Армении. Литва, конечно, сейчас не входит в СНГ, но были прецеденты и за пределами этой организации. Кипр, например, получил от России 2,5 млрд. долларов, будучи также как и Литва членом ЕС. Одним словом, при желании ситуацию можно было бы разрулить за пару месяцев. Но не все так просто.
Обращаться к Москве за экономической помощью Литва не стала. Вместо этого, правительство консерваторов во главе с премьером Андрюсом Кубилюсом избрало путь шантажа и вымогательства. В результате оно не только ничего не получило, но и сильно обострило двусторонние отношения. Чем же объяснить столь иррациональное поведение литовских властей? Видимо, причина этого заключается в идеологических и политических соображениях. Ведь обращение за помощью к России означало бы публичное признание поражения того политического курса, который вело литовское руководство с конца 80-х годов прошлого века. Действительно, самая «передовая» советская республика, первая объявившая независимость и устремившаяся на Запад, республика, объявившая СССР «тонущим кораблем», от которого надо побыстрее отплыть, республика, вступившая в ЕС и НАТО, через 20 лет, вдруг, обратилась бы к этому самому «кораблю» за экономической помощью. Не это ли – признание полного политического и экономического банкротства? Ну а если так, то и вся политическая элита Литвы, стоявшая у истоков этого политического курса и продолжающая его сейчас, должна уйти с политической арены. Ну а кто же захочет просто так уходить?
Естественно, расписываться в собственной несостоятельности литовская элита не желает. Но деньги то все равно нужны. Вот и был найден способ – не попросить, а потребовать этих денег у России, прибегнув к шантажу и вымогательству. Думается, что данная линия всячески поощрялась кураторами Литвы из Вашингтона и Брюсселя, не заинтересованными в сползании этой страны в российскую сферу влияния. Ведь раздувание искусственной конфронтации препятствует переориентации Литвы на рынки СНГ. К тому же, снабжать Литву собственными деньгами, которых самим не хватает, западные державы совсем не желают. Отсюда и идея переключить внимание литовской общественности на иной источник потенциальных финансовых поступлений. Ну а пока Вильнюс бодается с Москвой, ЕС проводит сокращение программ помощи своим недоразвитым членам, вроде Литвы.
Кстати сказать, нынешний премьер Литвы социал-демократ Буткявичюс является типичным представителем литовской элиты. Поэтому рассчитывать на то, что он займет в данном вопросе позицию, сильно отличную от консерваторов, не приходится. Единственная надежда была на другого члена коалиционного правительства – Партию труда во главе с этническим русским Виктором Успасских. Но эта партия после выборов подверглась мощной атаке со стороны президента Литвы Дали Грибаускайте (Буткявичюс ей скрыто подыгрывал) которая задействовала для этого правоохранительную систему. В итоге позиции Партии труда в коалиции были существенно ослаблены.
Тем не менее, итоги встречи министров иностранных дел двух стран внушают умеренный оптимизм. По словам Линкявичюса, стороны договорились, что «двусторонние отношения должны быть активизированы и укреплены». Правда, он сразу же оговорился, что это не означает, что следует забыть о спорных вопросах, хотя и отметил, что зацикливаться на них не стоит. «Мы должны акцентировать наши отношения в будущем, найти общий знаменатель, пытаться искать позитивные примеры в нашей повестке дня и позже решать вопросы, по которым существуют разногласия», - подчеркнул литовский министр. Линкявичюс также сделал несколько конкретных предложений, в частности, провести встречу литовско-российской межправительственной комиссии и отметить 10-летие облегченного транзита российских граждан в Калининградскую область.
Российская сторона, как и ожидалось, поставила во главу угла вопрос о третьем энергопакете. Линкявичюс, насколько можно понять из его слов, занял по этому вопросу уклончивую позицию. Он, в частности, сослался на то, что Литва в данном случае подчиняется политике ЕС. Но такое желание уйти от ответственности за собственную энергетическую политику выглядит не очень убедительно. Особенно – с учетом практики других государств, отложивших применение третьего энергопакета на своей территории. Почему так не может поступить Литва, Линкявичюс не разъяснил. Это наводит на мысль о том, что Литва пока не готова к компромиссу по газовой проблеме. Ну, а следовательно, двусторонние отношения продолжат какое то время буксовать.
Для обеспечения серьезного прогресса в двусторонних отношениях Литве надо в корне переосмыслить свое отношение к России. Вильнюсу пора понять, что попытки давления на Москву сейчас не только бесперспективны, но даже смешны. Если уж такие трюки не удаются США и Евросоюзу, то что говорить о маленькой Литве. Времена Горбачева и Ельцина давно позади. Россия уверенно стоит на собственных ногах и не нуждается ни в чьей помощи. Запад, напротив, испытывает серьезные трудности и все более ослабевает под ударами мирового экономического кризиса. Однако, в Литве продолжают жить вчерашним днем, не осознавая глобальных перемен, которые произошли и продолжают происходить в мире. Властям Литвы нужно побольше реализма и прагматизма. Только тогда Литва может рассчитывать на выживание в новом надвигающемся шторме, который будет гораздо сильнее того, что пришлось пережить народам СССР в начале 90-х годов прошлого века.
Источник: m-alexandrov.livejournal.com