Веттехник показывает товарищу Сталину колхозную реальность.
Всем любителям сталинского времени, экономики и труда посвящается.
Холодов, веттехник Орехово-Зуевской районной ветлечебницы
1 ноября 1952 г.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Как член нашей коммунистической партии желаю получить от Вас ответ на такие вопросы, которые волнуют, быть может, миллионы людей Советского Союза и о которых никто не осмеливается говорить открыто на собраниях, так как за подобную критику вы будете сильно наказаны.
Я хочу остановиться на вопросах, связанных с сельским хозяйством.
Согласно нашей прессе в сельском хозяйстве мы имеем громадные достижения и ни в одной газете не увидите сигналов о недостатках. Вам докладывают секретари обкомов, им докладывают секретари райкомов, последним докладывают с низов. По радио транслируют: «Орехово-Зуевский район успешно завершил сельскохозяйственный год, досрочно рассчитался с государством».
Посмотрим же на самом деле, как обстоит дело в действительности. Рожь кое-как скошена, кое-как потому, что при уборке были колоссальные потери; с трудом обмолочена для сдачи государству и для обсеменения полей, т.е. на посев озимой ржи, которую сеют чуть не до зимы. В некоторых колхозах ржи осталось немного немолоченой, она лежит в поле не заскирдована, как полагается, прорастает, ее растаскивают животные, топчут ногами около скирд, т.к. лошадей и телят в большинстве колхозов не пасут, потому что пастухов на деньги колхоз не нанимает, потому что денежные доходы колхозов ничтожны, а из числа колхозников пасти скот никто не берется, так как по Уставу сельхозартели оплачивать какую-то компенсацию (картофелем или рожью) нельзя, а бесплатно работать никто не хочет. Колхозы района не получают на трудодни вот уже 3-4 года. Только и слыхать: «За "палочки" я работать не буду». В ряде колхозов стоят на корню овсы и большое количество гречихи, не говоря уже о естественных луговых угодьях, которые скошены и застогованы в ряде колхозов на 50 %, а то и того нет.
Вот объединенный колхоз «Красная звезда»: из 500 га сенокоса 200 га лучших заливных лугов остались некошеными, сейчас они залиты водой. Картофель вроде убран, но что это за уборка. Его убирали мобилизованные рабочие с фабрик и заводов, у которых на этот период сохранялась зарплата на 50 %, и они не старались собрать весь картофель, потому что они в этом не заинтересованы, они старались побыстрее освободиться и собирали только то, что было наверху, и поэтому в земле осталось больше половины картофеля. Смешно слышать, что собрано картофеля с гектара на некоторых полях всего одна тонна. Идешь бороздой, ногой расшвыриваешь землю и опять виден картофель, точно это выпаханная, но не собранная борозда (бр. [Так в документе. Вероятно - бригада.] М. Дубна, участок по дороге в Трусово направо за гатью).
Вот поле гречихи — богатое поле (бр. Теперки), пущена жнейка, гречиха скошена, кое-как заскирдована, но молотить времени нет, нет людей. Ее начинают молотить свиньи из этой бригады, так как 2 кг картофеля, даваемые свинье, недостаточны, пасутся они без надзора и вот безжалостно обмолачивают гречу и рожь под навесом.
Вот другое поле гречихи между Трусовым и Теперками. Здесь стебель от стебля на расстоянии 10-25 см, очень редкая, посеяна поздно по неудобренному полю, так как навоз из скотных дворов не вывезен за неимением людей. Пущен по этому полю комбайн, после него даже не осталось и соломы, а урожай собран меньше, чем посеяли.
Вот поле поздней капусты (бр. Поточино), за неимением рабочих рук заросла и с 2 гектаров с трудом набрали тонну, и то лист, который съел скот.
Иосиф Виссарионович! Не подумайте, что это сгущенные краски. Нет, это я вижу своими глазами как участковый работник.
Идешь полем и как-то печально становится, когда видишь такие контрасты по отношению виденного на картине или в кино. И часто невольно задаешься мыслью, почему это так?
Теперь перейдем и посмотрим на животноводство. О нем даже совестно говорить. Годовые удои молока из года в год не превышают 1200-1400 литров на фуражную корову. Это смешно, это дает одна средняя коза.
Спрашивается, почему это так? А это так потому, что:
1. Скот на выпас выходит всегда истощенным весной, в результате продуктивность низкая, большая яловость коров.
2. Скот, как система, зеленую подкормку не получает, потому что на это дело нет посевов, а другой раз не так легко найти людей для косьбы и подвоза.
3. В лучшее время года всегда 2-3-кратная дойка, так как доярки на 4-кратную дойку не соглашаются, потому что труд не оплачивается.
4. Скот содержится в антисанитарном состоянии (в некоторых бригадах скот по живот стоит в навозе) (бр. Теперки). Животноводческие постройки стали ветхие и чуть ли не все захламлены навозом; крыши текут и во время дождя такой кошмар наблюдаешь в некоторых животноводческих фермах, это не поддается описанию пера.
Вот причины низкой продуктивности скота.
Нe в лучшем положении и свиноводство. Фуражного картофеля хватит (при условии 2 кг на свинью) всего до января-февраля месяца, а там, как говорят, «запевай Лазаря». Концентратов нет. Свиньи, особенно подсосные, и ремонтный состав с отъемышами, тощие, их даже не принимают на мясопоставки.
Вот коротенько картина, которую мы видим повседневно в действительности трезвыми глазами.
Сперва я думал, что такое положение вещей только в нескольких районах промышленного значения, а оказывается, нет — такая же картина, как я узнал, и в ряде районов Владимирской, Рязанской, Курской и Воронежской областей, не говоря уже о других, о которых я не знаю.
Я не спорю, мы решили зерновую проблему, но почему же тогда мы не имеем свободной, бесперебойной продажи хлеба в районах не Московской области, а хотя бы в городах Владимирской, Рязанской и Ивановской областей? Там хлеб можно достать только до обеда и то не всегда.
В связи с таким положением вещей в колхозах, как трудно становится работать работникам сельского хозяйства. Как заседание, так накачка, выговор, снятие с работы как не справившегося с работой. Спрашивается, неужели цель партии состоит в том, чтобы затруднялась работа? Мне кажется, нет, а на самом деле получается так.
Я работаю с 1935 года. Тогда колхозы были совсем другими. Тогда можно было требовать выполнения правил ветеринарно-зоотехнического порядка, и они выполнялись, так как тогда было за что спросить и с кого спросить. А теперь этого нет. Сколько бы ни писалось актов, докладных, но это все остается невыполненным, а если с трудом и выполняется, то как проформа. Теперь мы имеем в наших колхозах такое положение вещей, что трудно найти доярку, скотницу, зав. фермой и вообще работников животноводства, так как работать туда идти никто не соглашается. Трудно найти и председателя колхоза, так как эта должность стала непопулярной, потому что с председателя колхоза все спрашивают, все его ругают, а он ничего не может сделать, так как из колхоза народ уходит, остаются старики и малые, а молодежь в колхоз работать не затащить. Только сказать, в колхозе «Красная звезда» нет ни одного мужчины, который работал бы в колхозе.
В 1951 г. было движение за выставление на пост председателей колхозов работников сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, ветврачи).
Провернута эта работа и у нас в Орехово-Зуевском районе. Но что мы из этого видим? Работа этих председателей нисколько не лучше председателей из числа местных жителей, а в некоторых случаях даже и много хуже, потому что они поставлены на пост не по своему желанию и пошли с неохотой. Теперь некоторых приходится снимать обратно.
Не лучшее положение с зоотехническими работниками. Они с работы бегут и устраиваются продавцами, складскими работниками и др., так как работать им стало трудно. Правила зоотехнического порядка не выполняются, так как колхозы не обеспечивают себя из года в год грубыми кормами, не говоря уже о концентратах.
Посмотрим, как смотрит на это областное руководство.
Был у нас секретарь райкома т. Николаев, неплохой руководитель, но не справился с работой и с позором снят. Теперь поставлен т. Поликарпов, вроде надежный человек, так как, будучи директором Ликинского машиностроительного завода, работал довольно хорошо, а теперь у него картина хуже, чем у Николаева.
Каков вывод? А вывод оказывается такой, что и не в руководстве подчас причина ухудшения хозяйственного положения колхозов, а в чем-то другом.
Да, причина хозяйственного ухудшения колхозов именно в другом.
Странным становится такой вопрос. Все члены партии между собой в узком кругу говорят о серьезных недостатках, но никто ничего не говорит на собрании или тем паче на обкоме КПСС. За это греют и в хвост, и в гриву. Ввиду этого руководящие работники района, получив накачку свыше, распекают своих подчиненных так, что у последних опускаются руки и у них отпадает желание к работе. Это одна сторона вопроса.
Другая, самая главная сторона вопроса заключается в том, что наши партийные руководители забыли, мне кажется, принцип социализма, они забыли, что труд должен быть оплачен, и вот лезут из кожи вон, прививая идеализм вместо материализма. Как бы ни старались руководители заставлять работать колхозников, последние под всеми соусами работать не хотят, так как из года в год трудодень не оплачивается. В виде меры пресечения этого у плохо работающих отрезают усадьбы, последние уходят на производство, а сдвига в работе нет. В связи с таким положением вещей колхозы несут колоссальные убытки в сельском хозяйстве из-за несвоевременной и, надо сказать, плохой уборке урожая, нерадивого отношения к животноводству. И все это потому, что при работе с угрозами, из-под палки, работают все нехотя, колхозное добро считают не своим; и все работают кое-как.
Инвентарь колхоза весь разбросан, разбит, валяется безнадзорно на территории скотных дворов. Нет ни одного хорошо сметанного стога, не сметано подходяще ни одного омета, часть соломы из-под комбайна так и гниет в поле, а она ведь у нас идет в грубый корм. Предстоящая зимовка будет одной из труднейших зимовок, которые были в последние годы, если сейчас, до начала стойлового периода, мы не произведем выбраковку, не отсеем весь производственный брак (малопродуктивных коров, яловых, хронически больных и бычков рождения 1951-52 гг.), потому что план накопления грубых кормов выполнен всего на 50-60 % с учетом всей яровой и озимой соломы. Если же мы, как обычно это было в прошлые годы, выбраковку начнем после нового года, у нас будет отравлен корм, потеряна упитанность скота и основное маточное стадо опять выйдет из зимовки сильно истощенным и приплод от него будет слабым и нежизнеспособным.
Этим необходимо распорядиться свыше, так как наши руководящие работники, в лице секретаря райкома, самовольно этого не сделают, они, наоборот, требуют только одно — выполнение плана. Руководящие работники района напрягают все силы, чтобы что-нибудь да сделать, но все остается тщетным, план силосования срывается, с перепашкой картофеля уже поздно, ну а луга покуда в воде.
Вот придет февраль-март месяц, начнется отход слабых, падеж молодняка и на этом многие работники сельского хозяйства дорого поплатятся, многие заработают выговора, кое-кого снимут с работы, а некоторых будут и судить.
Не в лучшем положении животноводство и у колхозников. Корма колхозные хозяйства почти не накосили никто. Начинается массовая сброска скота.
Вот пример деревня Поточино, если в 1951 г. в ней имелось 30 коров из 90 хозяйств, в 1952 г. имелось 22 коровы, а по предварительным подсчетам на 1953 год останется 3-4 коровы. Вот какую мы имеем деградацию в отношении скота колхозников. Таких деревень у нас довольно много.
Почему это получается? А получается это потому, что надо было до начала сеноуборки сказать колхозникам, что 1/10 скошенных лугов остается в пользу колхозников. А в этот год было вынесено довольно запутанное и не удовлетворяющее колхозников решение и они косить не пошли, а во время сенокоса погода была неплохая и луга могли быть убраны.
Можно было привести и еще целый ряд антагонистических неполадок, но мне кажется, довольно написанного выше, чтобы сделать соответствующие выводы.
Может быть, Вы скажете, что не надо смотреть на отстающих, а надо равняться по передовым, это я понимаю. Но я не понимаю того, что из года в год эти отстающие, а их у нас большинство, не растут в экономическом отношении, а деградируют, несмотря на то что из года в год им, этим отстающим колхозам, помогает государство, помогает район, а они все же никак не могут подняться хотя бы до уровня средних.
Выходит, что нужна какая-то коренная мера для изменения данного положения колхозов центральных областей. Эту меру я лично вижу в том, что надо ввести сдельную оплату колхозников, а именно (я привожу в виде примера):
1. Дояркам за каждые 100 литров надоенного молока выдавать 2 литра молока ежедневно. В этом случае не надо заставлять под нажимом доить 4 раза, они сами будут доить больше. В этом случае не надо будет искать людей для косьбы и подвоза зеленой массы, доярки сами накосят и подвезут, так как они будут заинтересованы в увеличении удоя. Вот тогда каждая корова даст не 1200-1300 литров, а минимум 2-3 тысячи литров молока. Хорошо будет и колхозу, и довольна будет доярка.
2. Свинаркам выдавать по одному поросенку от каждого помета при условии выращивания до 1 месяца не менее 8 поросят от матки.
3. Свинаркам, у которых откормочные свиньи, выдавать по 1 поросенку месячного возраста за голову, выращенную до 150 кг живым весом и 1/2 поросенка за голову, выращенную не менее 100 кг.
4. Работникам овцеводческих ферм выдавать по 1 ягненку 2 месячного возраста от 10 объягнившихся маток и 1 кг шерсти от 10 овец и баранов.
5. Конюхам соответственно за уход и содержание выдавать зерном. Также работникам и птицеферм.
6. Колхозникам, занятым на уборке урожая, выдавать компенсацию в виде соломы и зерна за убранный гектар, ну, допустим, 100 кг соломы и 10 кг зерна.
7. Колхозникам, занятым на уборке овощей и корнеплодов, выдавать 1/10 от убранной продукции.
Колхозникам же, занятым на других работах, также разработать порядок оплаты натурой, но не в трудоднях.
Вот при таких условиях, когда колхозник ежедневно будет знать, что он заработал, он будет вставать темно и работать в страдную пору до темна, а не так, как сейчас: в 10 часов ушел на работу, в 12 часов перерыв и с 2 часов до 5 часов поработал и ушел домой.
Кроме того тогда будет работать и молодежь, а то в данное время молодежь из колхоза бежит, как черт от ладана, и ее работать ни за что не заставишь.
В скором времени при существующих условиях оплаты труда колхозников мы можем столкнуться с таким фактом, что работать в колхозах будет некому, старики постареют, а молодежь вся в городах и на производстве.
Я считаю это положение вещей довольно ненормальным. При введении же предлагаемой оплаты экономика колхозов быстро возрастет и жизнь колхозников будет зажиточная и радостная, а не как теперь, когда в колхозах слышишь одну ругань и мат, независимо от пола.
Возможно, Вы скажете — это необоснованные выдумки, нет — это голос самих колхозников, голос народа.
Вот все, что мне хотелось коротенько изложить Вам, Иосиф Виссарионович, чтобы Вы знали действительное положение вещей колхозов центральных областей, с тем чтобы Вы лично заинтересовались написанным и сделали соответствующие выводы и указания.
Может быть, я мыслю неверно, может быть, я крепко ошибаюсь, но, мне кажется, как гражданину Советского Союза, как члену партии, существующее положение оплаты труда колхозников в данных условиях является совершенно недостаточным, способствующим ухудшению экономического положения колхозов, а не росту их, не улучшению жизни колхозников, а ухудшению их материального состояния, а вместе с тем и духовного облика (жутко слышать мат от женщин на колхозном дворе или где-либо в поле).
Надо бы было остановиться о работе МТС, но всего не охватишь и в письме всего не напишешь.
На этом я кончаю, прошу прощения, если в чем я виноват.
С коммунистическим приветом.
Веттехник Орехово-Зуевской районной ветлечебницы
Холодов.
г. Орехово-Зуево.
Пометы на копии: «т. Холодов», «т. Маленкову, т. Хрущеву 10.XI.52 г. 1 экз. 3.XII.52 г. передан во 2-ю часть».
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 903. Л. 42-46 об. Подлинник. Автограф. Л. 34-41. Копия. Машинописный текст.
Источник: Последние письма Сталину. 1952–1953 гг. Реконструкция документального комплекса. — М.: РОССПЭН, 2015. - 542 с.
Источник: Афтершок
От редакции Закон Времени: по данной теме читайте - Поговорим о собственности. Сталинская модель