К. Маркс и Ф. Энгельс о прогрессивной роли России в политической и культурной жизни Европы и Азии
До последнего дня своей славной жизни и героической деятельности основоположники научного социализма с пристальным вниманием следили за развитием одной из крупнейших стран мира, лежащей на стыке Европы и Азии, раскинувшейся от Арктики до Памира, от Балтийского моря до Тихого океана. К. Маркс и Ф. Энгельс всесторонне и глубоко изучали внешнюю и внутреннюю политику России, отводя ей большое место в своих многочисленных статьях, исследованиях и письмах. В письме к Бебелю от 14 сентября 1886 года Энгельс писал о Марксе: «...я не знаю никого, кто бы так хорошо, как он, знал Россию, ее внутренние и внешние отношения...» (1). Слова эти с полным правом надо отнести и к самому Энгельсу, в течение всей своей жизни проявлявшему глубокий интерес к России и русскому народу.
-----------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 9. Изд. 4-е.
-----------------------------------------------------------------------
К. Маркс и Ф. Энгельс часто беседовали с представителями русского революционного движения и поддерживали связь со многими русскими учеными, общественными деятелями, которые в поисках правильной революционной теории ставили перед ними кардинальные вопросы из области исторического развития России, обращались за советами и указаниями. В своей борьбе против царского самодержавия русские революционеры XIX века черпали необходимые им истины из богатой сокровищницы знаний и опыта Маркса и Энгельса.
Основоположники марксизма вели оживленную переписку с русскими политическими деятелями: П. В. Анненковым, Н. Д. Сазоновым, А. А. Серно-Соловьевичем, Н. И. Утиным, Г. А. Лопатиным, В. И. Засулич, Г. В. Плехановым и многими другими представителями русской революционной эмиграции.
В своих статьях и письмах Маркс и Энгельс высказывались по самым разнообразным вопросам экономической и политической истории России, давали ответы на вопросы, которые ставились русскими революционерами. Их высказывания о России, исключительно глубокие оценки событий русской истории становились достоянием русской революционной мысли. «Маркс и Энгельс,— писал В. И. Ленин,— оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо интересовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами» (2).
Ф. Энгельс проявил глубокий интерес к общественной деятельности и научному творчеству русских ученых XVIII и XIX столетий. Он выписывал из доступных ему книг биографию великого русского ученого М. В. Ломоносова и список его научных трудов по естествознанию и истории, с увлечением читал труды великого русского ученого Д. И. Менделеева. «...Работа Менделеева, — писал Энгельс в 1892 году, — оказалась особенно интересной» (3). Своей периодической системой элементов, лежащей в основе современной химии и явившейся крупным переворотом в науке, Менделеев, по оценке Энгельса, совершил «научный подвиг» (4).
----------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 586—587.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 2, стр. 12.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 155. Госполитиздат, 1951.
4. Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 45. Госполитиздат, 1947.
-----------------------------------------------------------------------
К. Маркс живо интересовался русской музыкой. Наряду с книгами ему посылали из России музыкальные тексты русских опер. В письме к Марксу от 15 декабря 1882 года русский корреспондент писал: «Мне очень хотелось бы знать, какое впечатление произвели на Вас и на Вашу семью эти оперы» (1).
К. Маркс и Ф. Энгельс знали и изучали две России: Россию дворянскую, буржуазную, реакционную и Россию крестьянскую, рабочую, революционную.
Основоположники марксизма с презрением относились к представителям господствующих классов России, дворянам и буржуазии, которые не только душили революционное движение в собственной стране, подвергали русский народ неслыханной эксплуатации и насилию, но и выступали палачами свободы народов других стран. Маркс и Энгельс глубоко ненавидели Россию самодержавную, Россию реакционную, бездарным представителям которой они дали множество метких и острых уничтожающих характеристик.
Творцы научного социализма с любовью относились к русскому народу и его освободительной борьбе, восхищались его героизмом и самоотверженностью. Маркс и Энгельс отмечали в русском народе храбрость, революционный дух, способность к выдающимся действиям в борьбе за свободу и лучшую жизнь. В русском народе основоположники марксизма видели силу, способную свергнуть царское самодержавие — оплот европейской реакции, уничтожить феодально-крепостнические порядки и вместе с пролетариатом Западной Европы привести страну к социализму. «Внутри самой русской империи имеются элементы,— говорил Энгельс,— которые мощно работают над ее разрушением» (2).
Русский народ — не только трудолюбивый народ, а и народ-воин. В прогрессивных, справедливых, освободительных войнах, которые пришлось вести русскому народу, он неизменно одерживал победы. Храбрость русских солдат выгодно отличала их от солдат других стран. «Русские солдаты, — говорит Энгельс,— являются одними из самых храбрых в Европе» (3). Энгельс наряду с храбростью высоко ценил необычайную стойкость русских солдат: «...всегда легче было русских расстрелять, — замечает он, — чем заставить бежать обратно» (4).
-----------------------------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 88.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 252.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. X, стр. 650.
4. Там же.
-----------------------------------------------------------------------
Эти свойства русских солдат основоположники марксизма объясняли высокими моральными качествами русского народа, которые выработались у него в течение многовековой освободительной борьбы против внешних захватчиков и внутренних угнетателей. «Весь его жизненный опыт,— говорил Энгельс о русском солдате,— приучил его крепко держаться своих товарищей» (1). Взаимная ответственность, инстинкт сплоченности сложились у русского солдата за многовековую историю России как отличительная черта характера. «Эта черта характера, — отмечает Энгельс, — сохраняется у русского и на войне; сплошную массу русских батальонов почти невозможно рассыпать; чем больше опасность, тем плотнее смыкаются люди» (2). Основоположники марксизма высоко ценили не только боевые качества русских воинов, но и военное искусство их полководцев. О замечательном альпийском переходе русской армии под руководством великого полководца А. В. Суворова Ф. Энгельс писал: «Этот переход был самым выдающимся из всех современных альпийских переходов» (3). Стойкость характера и терпение, которые издавна выработал в себе русский народ и которые стали его национальными чертами, чувство глубокой и беспредельной любви к родине делали русский народ непобедимым в борьбе против захватчиков и угнетателей. «...Россию завоевать очень трудно» (4), — констатировал Энгельс в письме к Вейдемейеру от 12 апреля 1853 года.
Ф. Энгельс неоднократно указывал на высокие качества русского «великого и высокоодаренного народа» (5), с именем которого связаны многие выдающиеся события прошлого и настоящего народов Европы и Азии. Это «нация, играющая важную роль в мировой истории» (6), — писал Энгельс.
Россия оказала огромное влияние на исторические судьбы народов Европы и особенно славянских народов. Русский народ сыграл решающую роль в освобождении народов Балканского полуострова от многовекового турецкого ига, которое принесло им тяжкие бедствия и задерживало их общественное развитие.
Господство турецких угнетателей на Балканах, присутствие их в Восточной Европе представляли собой, по словам Маркса и Энгельса, «серьезное препятствие для развития естественных богатств фракийско-иллирийского полуострова» (7).
В течение второй половины XVIII и в XIX столетии Россия вела успешные войны против Турции, проводившей реакционную, захватническую политику по отношению к соседним с Россией народам. Крупные военные поражения Турции в войнах с Россией способствовали развертыванию национально-освободительного движения славянских народов Балканского полуострова за независимость и вселяли в сердца порабощенных народов надежду на освобождение от турецкого ига.
--------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 350.
2. Там же, стр. 351.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XI, ч, II, стр. 13.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXV, стр. 184.
5. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 178.
6. Там же, стр. 161.
7. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, IX, стр. 374.
--------------------------------------------------------------------------
В своей героической борьбе против турецких ассимиляторов, за национальное освобождение, славянские народы неизменно обращали свои взоры к России. Они искали помощи прежде всего со стороны братского русского народа и всегда получали ее. «...Серб, болгарин, боснийский райа, славянский крестьянин из Македонии и Фракии питают большую национальную симпатию к русским и имеют с ними больше точек соприкосновения, больше средств духовного общения, чем с говорящими на том же языке римско-католическими юго-славянами; что бы ни случилось, они ожидают из Петербурга своего мессию, который освободит их от всех зол» (1). В начале XIX столетия Россия открыто приняла участие в судьбе славянского населения, изнывавшего под гнетом султанской Турции. В результате русско-турецкой войны и заключения Бухарестского мира в 1812 году находившаяся под гнетом турецких ассимиляторов Сербия получила внутреннюю административную автономию, расширенную также с помощью России при заключении Адрианопольского мира. «Когда в 1804 году разразилась сербская революция, — писал К. Маркс, — Россия тотчас взяла под свою защиту восставших «райа» и, поддержав их при помощи двух войн, закрепила в двух договорах внутреннюю независимость Сербии» (2).
К. Маркс справедливо отмечал, что политика России по отношению к Турецкой империи способствовала утверждению независимости славянских пародов и повышала авторитет России среди народов Европы. До тех пор, указывает Маркс, пока Россия, несмотря на противодействие со стороны английской буржуазии, будет проводить эту политику по отношению к Турции, «девять десятых населения Европейской Турции будет видеть в России свою единственную опору, свою освободительницу, своего мессию» (3).
---------------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX, стр 377.
2. Там же, стр. 394.
3. Там же.
---------------------------------------------------------------------------------
Передовые люди России горячо сочувствовали славянским народам, стонавшим под невыносимым гнетом турецких ассимиляторов. Родственные чувства к угнетенным народам Балканского полуострова всегда были сильны в демократических кругах русского общества. Русские добровольцы охотно вступали в армии славянских патриотов, с оружием в руках боровшихся против турецких захватчиков. Победы русской армии над Турцией в XIX веке имели исключительное значение для освобождения славянских народов от жестокого турецкого ига. Эти победы, стоившие русскому народу немалых жертв, открыли народам Сербии, Греции, Болгарии, Румынии, Черногории путь к национальному возрождению. Благодаря помощи русского народа не удалось турецким завоевателям уничтожить свободолюбивые славянские народы, их многовековую культуру, их язык. «Турецкие ассимиляторы,— указывает И. В. Сталин,— наиболее жестокие из всех ассимиляторов, — сотни лет терзали и калечили балканские нации, но они не только не добились их уничтожения, а оказались вынужденными капитулировать» (1).
В течение XVIII и XIX столетий Россия добилась присоединения к ней территорий Молдавии, Грузии, Северного Кавказа, Дальнего Востока и Средней Азии. Независимо от целей и желаний царского правительства, русского дворянства и русской буржуазии, это присоединение имело огромное прогрессивное значение. Россия играла цивилизующую роль по отношению к более отсталым в общественном развитии народам названных территорий. Включение в состав России этих народов дало им возможность приобщиться к передовой демократической культуре великого русского народа и избавиться от угрозы порабощения со стороны английских колонизаторов и турецких ассимиляторов. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно указывали на прогрессивную цивилизующую роль России по отношению к Востоку. В одном из писем к Марксу Энгельс отмечал, что «...Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...» (2). Эта цивилизующая роль в полной мере распространялась и на народы Кавказа, где в первой половине XIX века по указке буржуазной Англии и султанской Турции разжигалось реакционное мюридистское движение горцев под руководством Шамиля. В статье «Лорд Пальмерстон» Маркс разоблачил английских колонизаторов, которые, мечтая овладеть Кавказом, выступили в качестве поджигателей братоубийственной войны горцев против России.
Во всех областях человеческой деятельности русский народ выдвигал многих одаренных, талантливых людей, за которыми утверждался научный приоритет и которые оказали огромное влияние на развитие науки и культуры других народов мира, В письме к В. Засулич 6 марта 1884 года Ф. Энгельс писал: «Теоретическая и критическая мысль, почти совершенно исчезнувшая из наших немецких школ, повидимому, нашла себе убежище в России» (3). Только за последние 30 лет XIX столетия Россия, указывал Энгельс, дала человечеству «...много критически мыслящих умов» (4).
-----------------------------------------------------------
1. И. В. Сталин. Соч., т. 11, стр. 347.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 211.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 305.
4. Там же, стр. 249.
------------------------------------------------------------
К. Маркс обращал внимание на тесную связь передовых русских общественных деятелей со своим народом и с борьбой последнего против помещичье-феодального строя. В письме к Мейеру 21 января 1871 года Маркс писал: «Идейное движение, происходящее сейчас в России, свидетельствует о том, что глубоко в низах происходит брожение. Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа...» (1).
Основоположники марксизма резко выступили против лживых утверждений идеологов правящих классов Европы о неспособности русского народа к самостоятельному творчеству, о внешнем, иностранном влиянии, которое якобы определяло государственную, общественную и культурную жизнь русского народа. «Сорок миллионов великороссов,— писал Ф. Энгельс,— слишком великий народ, и у них было слишком своеобразное развитие, чтобы им можно было навязать извне какое-либо движение» (2).
Передовые мыслители России, русские деятели науки и культуры являлись, по убеждению Маркса и Энгельса, не только национальной гордостью русского народа,— они были гордостью всего прогрессивного человечества. В беседе с русским революционером Лопатиным К. Маркс указал, что «... политическая смерть Чернышевского есть потеря для ученого мира не только России, но и целой Европы...» (3).
Гениальные теоретики пролетариата любили русский народ и высоко ценили его демократическую культуру. Желая глубоко изучить жизнь русского народа, его историю, познакомиться в подлинниках с русской научной, революционной и художественной литературой, они изучали могучий русский язык. В письме К. Марксу 18 марта 1852 года Ф. Энгельс писал: «Я две недели прилежно занимался русским языком и порядочно освоился теперь с грамматикою, еще два-три месяца дадут мне необходимый запас слов, и потом я смогу приступить к чему-нибудь другому» (4).
С 1869 года русский язык начал изучать и К. Маркс. В 1870 году Энгельс писал Марксу: «Поздравляю тебя с успехами в русском языке» (5). К этому времени Маркс уже прочел на русском языке произведение А. И. Герцена «Тюрьма и ссылка» (6) и книгу русского публициста Н. Флеровского «Положение рабочего класса в России». Маркс и Энгельс свободно читали книги на русском языке, на полях которых они часто делали пометки и надписи тоже на русском языке, а Энгельс свои письма русским корреспондентам подписывал русским текстом: «Энгельс, Федор Федорыч».
-------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 256. Госполитиздат, 1947.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 253.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 188.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 341.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXIV, стр. 280.
6. «Былое и думы» (2-я часть).
--------------------------------------------------------------------
В личной библиотеке К. Маркса и Ф. Энгельса имелись сотни русских книг, в том числе сочинения Плеханова, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Ковалевского, Флеровского, Лаврова, Семевского, Энгельгардта, Соловьева, Чичерина, Костомарова и др.
Вожди пролетариата с увлечением читали русскую художественную литературу — произведения Пушкина, Грибоедова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и других русских классиков, в творчестве которых нашли свое отражение лучшие черты и традиции русского народа. Как вспоминает П. Лафарг, «когда Марксу было уже 50 лет, он принялся за изучение русского языка и, несмотря на трудность этого языка, настолько овладел им через каких-нибудь шесть месяцев, что мог с удовольствием читать русских поэтов и прозаиков, из которых особенно ценил Пушкина, Гоголя и Щедрина» (1).
К роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где великий русский поэт дал изображение огромной исторической полосы в жизни русского общества, К. Марксом и Ф. Энгельсом были составлены подстрочные словари, а отдельные места романа они цитировали в статьях и письмах. Большое впечатление произвели на основоположников научного социализма прочитанные ими произведения великого русского писателя, революционера-демократа М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Убежище Монрепо», «За рубежом», «Сказки» и т. д., которые они высоко ценили.
Ф. Энгельс указывал, что именно богатство русского языка, сила и обаяние русской классической литературы объясняют распространение русского языка в Европе. В статье «Эмигрантская литература» Энгельс писал: «Знание русского языка,— языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы, — теперь уж не такая редкость...» (2).
Точность, ясность, звучность, гибкость русского языка, творцом и носителем которого является русский народ, способность русского языка передавать тончайшие оттенки мысли и чувства, разносторонность его грамматического строя и богатство основного словарного состава поражали Маркса и Энгельса. О языке русского народа Энгельс писал в письме 6 марта 1884 года: «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости» (3).
-------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, стр. 662. Изд. «Искусство». 1937.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 239.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 375.
-------------------------------------------------------
Источник: biografia.ru
Карл Маркс: сжечь Одессу... разрушить Севастополь...
"Исторический опыт всех революций и подытожил Маркс, дав краткую, резкую, точную, яркую формулу - диктатура пролетариата", - именно к этому, по Ленину, сводилось строительство социализма в России. Именно этот тезис великого Карла был реализован на практике. И, как ни странно, ничего больше.
Тем не менее в советское время Маркс был поставлен высшим непререкаемым авторитетом. Память о нем хранили портреты, памятники, названия улиц и проспектов. О его героической судьбе издавались гигантскими тиражами книги, включая полное собрание сочинений Маркса и Энгельса. Был выпущен даже телесериал "Молодые годы Карла Маркса".
А в сети политпросвещения советские люди неустанно долбили труды апостола коммунизма: "Капитал", "Коммунистический манифест", "Критика Готской программы", "18 брюмера Луи Бонапарта". Даже мы, студенты факультета журналистики, изучали деятельность Маркса как редактора "Новой рейнской газеты", хотя советская пресса не имела ничего общего с немецкой середины XIX века.
Если бы Советская власть продержалась до наших дней, 200-летний юбилей Карла Маркса отмечался бы с вселенским размахом. И новое поколение советских людей заучивало бы не только знаменитое ленинское "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно", но и менее известное признание нашего вождя в любви основоположникам: Маркс и Энгельс "были полны самой радужной веры в русскую революцию и в ее могучее всемирное значение".
Но это миф. Ленин выдавал желаемое за действительное. Мало кто даже из современных западных политиков говорит о России с такой проникновенной ненавистью, как это делал Карл Маркс.
"Московия играет роль раба"
Маркс называл Россию не иначе как страной варварской, нецивилизованной, достойной только презрения. Стоит только внимательно вчитаться в его бесчисленные сочинения...
"Нас ждет борьба с варварскими ордами Австрии и России..."
"Даже в совершенно варварских странах буржуазия делает успехи...."
Россия по Марксу - "оплот мировой реакции", "угроза свободному человечеству", "единственная причина существования милитаризма в Европе", "последний резерв и становой хребет объединенного деспотизма в Европе", "враги революции сконцентрированы в России".
Да, провидец Маркс и мысли не допускал, что в России возможна пролетарская революция. По его мнению, в ней "может быть только тот или иной бунт, причем достанется немецким платьям, а революции никакой и никогда не будет". Маркс искренне удивлялся, когда ему говорили, насколько он популярен в варварской стране: публиковали работы, перевели "Капитал". И с настороженностью относился к революционным деятелям из России, считая их царскими агентами. Правда, в 1881 году, после убийства Александра II, он оживился: "Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе".
Но за передовой отряд революционного движения Маркс принял кучку террористов.
Не удивительно, что его фундаментальная работа "Тайная дипломатическая история XVIII столетия" впервые появилась на русском языке только через сто с лишним лет, во время перестройки. Ведь это, по сути, манифест ненависти к России:
"Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить план завоевания мира".
По сути клевета - Петр Первый никогда не строил планы завоевания мира. Да и считать его рабом могут разве что беллетристы-графоманы с очень богатой фантазией.
"Оттеснить Россию в Азию"
Молодой Маркс уделял много внимания Крымской войне, в которой переплелись разные интересы многих государств. Но одно в этой войне было бесспорным: агрессором выступала Турция, которую поддержали Англия и Франция. И именно их сторону безоговорочно принял человек, полный "самой радужной веры в русскую революцию".
Боевые действия в Крыму еще не начались, а Маркс уже предвкушает победу турецко-англо-французской коалиции. И в статье "Восточная война" строит геополитические планы:
"Без сомнения, турецко-европейский флот сможет разрушить Севастополь и уничтожить русский Черноморский флот; союзники в состоянии захватить и удержать Крым, оккупировать Одессу, блокировать Азовское море и развязать руки кавказским горцам. То, что должно быть предпринято в Балтийском море, так же самоочевидно, как и то, что должно быть предпринято в Черном море: необходимо любой ценой добиться союза со Швецией; если понадобится, припугнуть Данию, развязать восстание в Финляндии путем высадки достаточного количества войск и обещания, что мир будет заключен только при условии присоединения этой провинции к Швеции. Высаженные в Финляндии войска угрожали бы Петербургу, в то время как флоты бомбардировали бы Кронштадт".
"Сегодня в Европе". Цюрих. 1875 год. Высказывания Маркса о России немногим отличались от ее "образа" на сатирической карте.
Грандиозный план
Но конечная цель Маркса еще глобальнее: "Россия была бы оттеснена к границам Азии". Автор жалеет, что этого не удалось сделать Наполеону. И отдает Британии особую роль в будущей войне:"Англия имеет возможность нанести удар России в ее самом уязвимом месте. Не говоря уже о том, что она может заставить шведов завоевать обратно Финляндию, для ее флота открыты Петербург и Одесса... Без Петербурга и Одессы Россия представляет собой великана с отрубленными руками".
Не правда ли, современно звучит?
"Очистить всё Закавказье и Кавказ"
Автор учения о диктатуре пролетариата, так приглянувшегося большевикам, делил страны на продвинутые в промышленном отношении - и значит, по его расчетам, перспективные для революционного взрыва. И все прочие, в которых пролетариат ни при каких обстоятельствах никогда не возьмет власть. К первым он относил Англию, Францию, Германию, США. Ко вторым - по сути, весь остальной мир, включая Россию. Потому поддерживал экспансию Англии, в какой бы точке мира она ни проявлялась. И всех, кто вставал на пути Англии, рассматривал как силы реакционные.
Россия может помешать британской торговле с внутренними районами Азии? Британской колониальной политике? Значит, надо вытеснить Россию с Черного моря и тем самым обеспечить свободный проход судов через Дарданеллы. Англия ни в коем случае не должна допустить, чтобы придунайские страны оставались в сфере влияния России:
С надеждой Маркс смотрел и на США, где тоже рос и креп пролетариат - будущий, как он был уверен, могильщик буржуазии. Потому немец приветствовал захват Соединенными Штатами новых и новых территорий на континенте. И, соответственно, предъявлял претензии царскому режиму - порой просто анекдотические: "Россия поощряла Гражданскую войну в Соединенных Штатах, так как конкуренция со стороны янки подрывала вывоз русских сельскохозяйственных продуктов на рынки Европы".
Очень напоминает обвинения современной России во вмешательстве в выборы президента США...
"Ослепление дошло до предела"
Маркс не терпел малейшего благосклонного взгляда на Россию. Когда последователи Прудона позитивно высказались о нашей стране, Маркс буквально размазал их по стенке: "Они восхищаются Россией как великой страной будущего, как самой передовой державой во всем мире... Они обвинили Совет Международного Товарищества в том, что он... объявил великодушный русский народ вне пределов цивилизованной Европы..." Но еще больше Маркс поражался тому, что западные правители не видят исходящей от России угрозы всему сущему:
"Уменьшилась ли опасность со стороны России? Нет. Только умственное ослепление господствующих классов Европы дошло до предела... Ее методы, ее тактика, ее приемы могут изменяться, но путеводная звезда этой политики - мировое господство, остается неизменной".
В брезгливом отношении Маркса к стране, так превозносившей его, и к народу, ее населяющему, есть что-то и глубоко личное. Когда Герцена пригласили выступить в Лондоне на митинге, посвященном международному рабочему движению, Маркс резко выступил против участия русских эмигрантов: "Маркс сказал, что меня лично не знает, - вспоминал Герцен, - но находит достаточным, что я русский и что, наконец, если оргкомитет не исключит меня, то он, Маркс, будет вынужден выйти сам..."
Непримиримого критика царского режима, напечатавшего в "Колоколе" перевод "Манифеста Коммунистической партии", Маркс называл "презренным московитом", человеком с "гадкой русско-калмыцкой кровью". А публикация в "Колоколе" вызвала лишь саркастическую реакцию Энгельса: он назвал поступок Герцена "литературным курьезом".
Монументальный курьез
Я прочитал все работы Маркса, в которых так или иначе речь идет о России. Тяжелое чтение, надо сказать. Не находит доброго слова о стране, о русском народе деятель, памятник которому установлен в центре Москвы.
Увековечивание основоположников состоялось 7 ноября 1918 года по предложению Ленина. Он же выступил и на открытии памятника напротив Большого театра. Но фигуры были изготовлены из гипса и быстро рассыпались. На их место положили гранитный блок с текстом: "Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу". И только 29 октября 1961 года установили гранитный памятник с выбитыми в граните и на века лозунгами:
"Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Ленин".
"Имя его и дело переживут века. Энгельс"
"Пролетарии всех стран соединяйтесь!"
Я против сноса памятников кому бы то ни было. Они отражают свою эпоху. Потому и памятник Карлу Марксу в столице страны, которую он ненавидел, надо оставить. Только добавить на постаменте несколько гранитных цитат Маркса о России.
Так будет честно.
Какова роль Энгельса в "Деле Скрипаля"?
С 1883 по 1885 годы в Лондоне произошло 13 террористических взрывов. Взрывы в редакции газеты "Таймс", два взрыва в метро, взрыв на вокзале "Виктория". 30 мая 1884 года взрыв в Скотланд-Ярде. Взорвали бомбу в парламенте.
Кого обвинили в терактах? Правильно, русских.
29 января 1885 года Фридрих Энгельс разразился статьей "Императорские русские действительные тайные динамитные советники" в журнале Der Sozialdemokrat:
"У меня нет оснований сомневаться в том, что лондонские взрывы 24 января 1885 г. дело рук России... Всем известно, что официальная Россия не отступает ни перед какими средствами, если только они ведут к цели... О том, что может сделать официальная Россия для устранения мешающих ей лиц при помощи яда, кинжала и т. п., достаточно примеров дает история Балканского полуострова за последние сто лет..."
Элементарно, Ватсон! - воскликнул бы знаменитый лондонский сыщик. И его коллеги не подкачали. Не пойдя на поводу у Энгельса, Скотланд-Ярд нашел настоящих устроителей взрывов - ирландских националистов. Организация "Клан-на-Гейл" пыталась терроризировать население Англии, чтобы заставить британское правительство предоставить Ирландии право на независимость.
Под статьей Энгельса наверняка подписался бы и его старший соратник, но он умер незадолго до терактов. Впрочем, желающих повесить на русских любые взрывы, катастрофы и даже отравления (в разгаре "дело Скрипаля") всегда хватало и без Маркса.
При подготовке публикации автор использовал статьи и выступления Карла Маркса:
"Восточный вопрос"
"Турция и Россия"
"Речь на польском митинге в Лондоне 22 января 1867 года"
"Альянс и международное товарищество рабочих"
"Обращение к национальному рабочему союзу Соединённых штатов".
"События в Сирии"
"Первый международный обзор".
"Русско-французский союз"
"Внешняя политика Германии и последние события в Праге".
"О польском вопросе"
"Турецкий вопрос в палате общин"
"Лорд Пальмерстон"
"Персидская экспедиция в Афганистан и русская экспедиция в Среднюю Азию"
"Times" о перспективах войны, с Россией"
"Потворство России со стороны министерства Абердина"
"Турецкий вопрос. Расширение России"
"Турция и Россия"
"К критике позиции Австрии в Крымской войне"
"Война в Крыму"
"К критике положения дел в Крыму"
"Об освобождении крестьян в России"
"Вопрос об отмене крепостного права в России"
"Предатель в Черкесии"
"Господин Фогт"
"Гражданская война в Северной Америке"
"Русско-французский союз"
"Письмо В. Засулич" и другие
Источник: rg.ru