На днях, роясь в своей небольшой библиотеке, наткнулся на книгу, мною когда-то купленную, но по какой-то причине так и не прочитанную. Сегодня в связи с достатком свободного времени я ее наконец осилил.
Ничего особенного эта книга не представляла, если бы не интересное дополнение.
Так вот — в конце книги как справочный материал были опубликованы материалы из уголовного дела маршала Тухачевского. И меня поразил один очень интересный факт, до сих пор почему-то мало освещенный и много объясняющий в череде предвоенных событий конца 30-х годов. И, как мне кажется, во многом спровоцировавший пакт Молотова-Риббентропа, предотвративший военный союз Польши и Германии.
Не буду сейчас спорить о том, был Тухачевский заговорщиком или нет. Это отдельная история. Рассказ не об этом.
В самодоносе Тухачевский раскрывает всю подноготную «заговора» подготовки к «поражению» СССР в войне.
Опять же, не буду утверждать, действительно ли Тухачевский-Примаков-Уборевич и другие, которых сдает Тухачевский, жаждали поражения, а все они были японо-польско-германскими шпиёнами.
Здесь интересен анализ предвоенной ситуации — интересен еще и потому, что излагает его маршал Тухачевский, всего месяц назад являвшийся первым заместителем наркома обороны, неоднократно посещавший Германию, один из авторов военной доктрины СССР. Общую картину и военные угрозы для страны он представлял как никто другой.
Делегаты чрезвычайного 8-го Всесоюзного съезда Советов: Никита Хрущев, Андрей Жданов, Лазарь Коганович, Климент Ворошилов, Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Михаил Калинин и Михаил Тухачевский (слева направо в первом ряду), 1936 год.
А теперь приготовьтесь. В его многостраничных показаниях он везде и всюду именует силы, от которых исходит основная угроза для СССР, — польско-германскими.
В признаниях Тухачевского словосочетание «польско-германские силы» упоминается многократно и ежестранично. Получается, что СССР вплоть до 1939 года видел главную угрозу и готовился воевать с соединенной польско-германской армией.
В конце концов немцы предпочли избавиться от ненадежного и неблагодарного союзника и покончили с амбициозными планами Польши за две недели. Польша была расчленена как источник угрозы и для Германии, и для СССР, для которого тройственный союз Германия-Италия-Япония не превратился в чертырёхсторонний союз с участием Польши.
Иначе бы, вполне возможно, в Нюрнберге судили не гитлеровских военных преступников (вернее — не только их), но и польскую военщину: по части концлагерей, жестокости (в Тешинскую область, оторванную Польшей от Чехии, пришлось вводить немецкие полицейские части, чтобы остановить бесчинства и убийства) и по части отношения к пленным и антисемитизма они ни в чем не уступали немцам.
В чем они отличились и в послевоенное время, когда проводили депортацию немцев с территорий, прирезанных Польше по итогам войны. Депортацию, которая сопровождалась погромами и убийствами и мало отличалась от методов гитлеровского режима.
Никто не задумался, почему самые страшные и чудовищные концлагеря и самое большое еврейское гетто находилось именно в Польше — в стране, где было уничтожено более 2,8 млн евреев? Может, потому, что в стране была тщательно подготовленная почва для проявления всех этих качеств? Это требует отдельного большого и подробного исследования.
Так вот — о Тухачевском и его показаниях, его прямая речь:
Материалы из уголовного дела М.Н.Тухачевского. (Собственноручные показания, написанные им после ареста.) Май-июнь 1937 года
«Чтобы сделать анализ стратегического положения более конкретным, необходимо обратиться к рассмотрению возможного соотношения сил сторон.
Польша выставляет по мобилизации 55 пехотных дивизий и еще 6 формирует в первые месяцы войны (цифры привожу по памяти). Германия выставляет 108 пехотных дивизий. Сверх того Германия развернет ландверные дивизии и десятки бригад штурмовиков, которые вряд ли годятся для полевой войны, но могут выполнять полицейские функции».
«...немцы, безусловно, без труда могут захватить Эстонию, Латвию и Литву и с занятого плацдарма начать наступательные действия против Ленинграда. Второе возможное направление германской интервенции в союзе с поляками — это белорусское...»
«На этот период польско-германское командование... перебросить часть сил... для нанесения поражения Белорусскому фронту. Во-вторых, польско-германское командование может... сразу же начать наступление по Правобережной Украине».
«...второй вариант позволяет польско-германскому командованию быстро развить свои операции в направлении Киева и Криворожья».
«...однако оперативный план немцев и поляков вряд ли ограничится только этим, следует ожидать развития наступления на Мозырь-Жлобин...»
«Как видно из... подсчетов, польско-германское командование может выставить против Украинского фронта около 60 пехотных дивизий, надо оговориться, что эти расчеты могут касаться только 1937 года, так как, несомненно, в 1938 году германская армия... количественно значительно возрастет».
И так далее, и тому подобное.
Вот такая история. Хотелось бы еще заметить: Польша — одна из первых европейских стран, заключивших договор с Гитлером (практически аналог пакта Молотова-Рибентропа), подписав в 1934 году «Декларацию о неприменении силы между Германией и Польшей» и выторговав себе право на Тешинскую область Чехословакии.
Германский посол Ганс-Адольф фон Мольтке, лидер Польши Юзеф Пилсудский, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс и министр иностранных дел Польши Юзеф Бек на встрече в Варшаве 15 июня 1934 г., через 5 месяцев после подписания Договора о ненападении между Германией и Польшей, называемого также Пактом Пилсудского — Гитлера.
Польша сегодня опять становится главным очагом напряженности в отношении как Германии и России, так и Европы в целом, вдруг выставив умопомрачительный счет Германии — стране, которая по большей части и вкачала в кустарную экономику Польши, неспособной выпускать даже кастрюли, а сегодня, после вступления в ЕС, являющейся всего лишь сборочным цехом из немецких комплектующих, те самые 140 млрд финансовой помощи.
Такой же счет Польша готова выставить и России, которая за существование Польши как страны и поляков как нации положила 600 тысяч человек и, делясь последним, помогла преодолеть военную разруху.
Снова и снова Польша, неоднократно битая и с Запада, и с Востока, с шляхетским самодурством норовит наступить на те же грабли, пытаясь стравить всех со всеми, как это было в 30-х годах, когда она сначала пыталась подбить Англию и Францию на войну с Германией (которые в итоге сдали Польшу Гитлеру) и за счет этого поживиться, а когда не получилось, уже в союзе с той же Германией намеревалась принять участие в разделе СССР.
Сегодня в Европе с ростом правого радикализма и национализма, с попранием всех международных норм (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Афганистан) начался процесс пересмотра границ. Как подсчитали эксперты, сегодня в мире ведется 60 локальных войн и военных конфликтов. Это войны не за людей, не за их права и благополучие, а за территории, природные ресурсы и транзитные пути, в конечном итоге — за власть.
С косовским прецедентом, с появлением территории хаоса под общим названием Украина, ее фашизации, скроенной из лоскутков, отторгнутых по итогам войн и по воле СССР земель соседей (как в песне — «Я его слепила из того, что было»), этот процесс усилился и принял необратимые обороты.
Претендентов на украинскую территорию все больше и больше. Паспортизация западных территорий Украины Венгрией, Словакией, Румынией идет полным ходом, скоро там вообще не останется граждан Украины. Цунами безвиза смоет последние остатки, оставив опустошенную территорию.
Польша в попытке оттяпать часть этой благодатной территории точит зубы с незапамятных времен. Обломится ли на этот раз или опять придется обращаться за зубными протезами в «гильдию стоматологов» Германии и России — большой вопрос.
Источник: Сергей Васильев