Аналитика

  Москва, нами самими кишащая,

Вечно куда-то спешащая,

И опаздывающая.

Обогнавшая настоящее.

Олег Груз. “Москва — Другая”

Москва — город красивый, суровый, и противоречивый — как и сама Россия и её история. #многобуков на эту тему, которые копились с марта этого года.

Приехав сюда в январе 2017-го, я не был исполнен иллюзий ни о Москве, ни о московской жизни. Я более-менее отдавал себе отчёт и о приятностях, и о суровых реалиях жизни в древней Русской столице. Наверное поэтому, слегка забегая вперед, у меня нет ни разочарования, ни восторженной эйфории, которая поначалу накрывает “возвращенцев” после жизни за дальним или ближним бугром.

Мои впечатления о жизни в Первопрестольной — лишь отражение моего текущего восприятия, и хотя пишу без претензий на объективность, попробую взглянуть на город и с системной точки зрения. Надеюсь любители эмоциональной стороны жизни и красочных эпитетов тоже не будут разочарованы :)

Итак, Москва. Град на семи холмах.

То что Москва — город красивый — об этом говорить просто и приятно, т.к. красивых мест — хоть отбавляй, а изведал я далеко не все. Ночной вид на Кремль с Москворецкого моста, улица Пятницкая, Пушкинская площадь и Тверской бульвар, Чистые пруды, Красная Площадь и Александровский Сад, ВДНХ, Парк Горького и крымская набережная… я уже молчу про свой любимый Коломенский парк, Воробьевы горы, и многое, многое другое. По личным впечатлениям могу сказать что чистку от наружной рекламы, которую провели за последние 10–15 лет, можно считать большим достижением; облик города действительно преобразился.

При этом красота Москвы крайне многогранна, если не сказать противоречива (об этом и фото наверху). Но это и не мудрено — “Москва не сразу строилась”, и не раз перестраивалась, накопив за последние 870 лет своего “официального” существования архитектуру всех прежних эпох. К слову говоря, Московский Кремль — во времена первого упоминания города в XII веке — изначально был построен из дуба в стиле русского зодчества, которое можно сегодня увидеть в Коломенском парке.

Москва — город противоречий.

Контрастов. Больших, каких я пока ещё нигде не встречал. Противоречий в том смысле, что представлены разные полюса, “крайности” жизни.

    • В людях. Тут можно встретить весь спектр людского развития, от высшей бескорыстной душевности, до отрешенно-зомбированной утренней и вечерней суеты клиентов московского метро (по крайней мере, их большинства…); от спокойствия и уверенного взгляда интеллигентного собеседника, не поддавшегося гонке за цветной бумагой, до взяточно-подхолимного лавочничества торгашей, до кайфово-тусовочного гедонизма “золотой” молодёжи. Возможно это свойство всех больших городов, но нигде я не встречал чтобы это было так ярко выражено. Где ещё можно встретить ночную красоту Патриарших прудов, где спокойно прогуливаются простые горожане и преимущественно иностранные консультанты туристы, бок-о-бок соседствующую с элитными барами до отказа набитыми персонами черпающими свои идеалы на балах у сатаны. С другого края: стоя на автобусной остановке, можно увидеть как люди чуть ли не дерутся, чтобы сесть в автобус; а буквально в нескольких шагах стоят в многометровой очереди, и в строгом порядке очереди садятся в маршрутку. Под землёй, безжалостная битва за посадку в вагон метро сменяется на строгий порядок входа на эскалатор, где все становятся в одну шеренгу, даже вопреки назиданиям дежурного “занимайте правую и левую сторону…” (надо сказать, что эти назидания уже понемногу начинают работать).

    • В местах. Москва — “город-сад и город-фейерверк”, как сказал один недавно побывавший здесь форумчанин из региона. Количество зелени в Москве сразу впечатлило меня, и впечатляет всех гостей города, с которыми мне доводилось общаться. Действительно райские сады и лески любимого мной Коломенского парка изобилуют тихими местами где можно забыть что ты в центре огромного мегаполиса. Такие же места можно найти и в других больших парках — Измайловском, Царицыно, и т.п. Ощутить контраст с тишиной и свежестью Коломенского парка можно сев в метро на замоскворецкой (зелёной) ветке, и быть довольно быстро оглушенным бессмертной продукцией “Вагонмаша” (да, тут пока нет ни одного нового поезда…). Ещё более ярко это противоречие можно ощутить прогулявшись по живописному Садовому кольцу, где красота архитектуры порадует глаз, а громкость движения не позволит общаться с рядом идущим собеседником.

Image result for московское метро проезжающий поезд

    • В ритме. Москва то замирает когда перекрывают дороги для приезда Путина в Малый театр на “Последнюю Жертву” Островского, то разгоняется на очередной забег еженедельного оборота денег в природе. При этом доминанта московского ритма — “фейерверк”, но никак не “сад”; скорее даже “мясорубка”. Moscow и вправду never sleeps — это легко почувствовать каждому, кто был в Москве хотя бы раз. Ритм, обусловленный, с одной стороны — бешеной энергией русского человека, и с другой стороны — идеалами Остапа Бендера, которые были легализованы в 1991 году. Жить и быть физически и психически здоровым в этом ритме наверное возможно только если иметь цели, которые за пределами материального. Московский ритм засасывает безжалостно тех, кто между циником и романтиком отдал полное предпочтение первому. Наверное именно это противоречие подтолкнуло меня к трём выводам о московской жизни:

    1. В Москве все (конечно не все, но коллективный менталитет русских людей любит абсолютизировать… поддадимся культуре!) гонятся за деньгами.

    1. В Москве сумасшедший ритм потому что все гонятся за деньгами.

    1. Квартирный вопрос — самый актуальный для московского обывателя; Воланд был прав.

       Это несколько обострённая и циничная формулировка суровых реалий Москвоской жизни. Но се ля ви.

“Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…” М.А. Булгаков, “Мастер и Маргарита”.

    • В культуре. Масштаб исторических событий, связанных с Москвой, её инфраструктура и количество населения даёт почву для огромного количества музеев, выставок, театров, концертов, фестивалей, культурных и не очень мероприятий… Есть мероприятия и платные, и бесплатные, и “сколько дадите”. При этом поражает и то, как мало Москвичей (как “понаехавших” давно и недавно, вроде вашего покорного слуги, так и коренных) уделяют этому всему время. Тут всё закономерно — см. пункт 1 и 2 выше. Помню разговор в 2015 году с одним парнем из Донецка; тогда я был в Златоглавой проездом. Я с восторгом делился впечатлениями от музея Великой Отечественной — того, что на Поклонной горе. А он с тоской признался что за свои 8 лет в Москве так этот музей ни разу не посетил, будучи человеком патриотичных взглядов…

 

    • Пожалуй символом всех этих противоречий можно считать памятник Петру I на Москве-реке. Сам Петр I безусловно грандиозный и значиымй в истории России государственный деятель, и хотел обратить внимание что речь идёт именно о памятнике, а не о самом Петре. Во первых, памятник — переработанная статуя Колумба, которую Церетели безуспешно пытался продать в страны Америки. Во вторых, сам Петр не любил Москву, что было одной из причин переноса столицы в Петербург. В третьих, паруса у корабля — спущены, но плащь Петра - развивается как при движении, на которое пытаются намекать фонтаны и штурвал в руках первого Императора. В четвертых, трофеи с вражеских кораблей увенчаны Андреевским флагом, а согласно принятым правилам, это означает что царь Петр воевал против собственного флота…

Related image
    • И небольшая литературная зарисовка всё тех-же противоречий: “… Максимов был далек от того, чтобы по поводу и без повода закатывать глаза и читать наизусть: «Москва, как много в этом звуке…» и далее по тексту. Он отлично знал цену этому городу. Нет более русского города на земле. И как русский человек, он размашист и расхлябан, жесток и радушен, красив в загуле и страшен в тоске. Перед всеми шапку готов ломать и ею же всех закидать. Душа нараспашку нож в сапоге, одной рукой перекрестит и ею же фигу покажет. … Здесь и опричник при деле, и боярин в теле, и юродивый в почете. Здесь не надо мудрить, живи как Бог на душу кладет, небось не пропадем. А неровен час, враги придут, так и тут думать не надо. Потому как отступать некуда.” Олег Маркеев, “Черная Луна”

“Москва слезам не верит. Тут не плакать, тут действовать надо!”

Это — неоспоримая истина суровой московской жизни, которая становится понятна только когда поживешь в Московском ритме. “Любовь Москвы не быстрая, но верная и чистая.” — и как настоящая Любовь, избавленная от привязанностей, любовь Москвы — безжалостна. Для тех, кто, как Люда из “Москва слезам не верит” приезжает играть в лотерею, можно прямо сказать — в Москве в лотерею играть можно, но выиграть — невозможно, если не пахать. Без пахача можно выиграть максимум 2 раза, и те — по рублю.

Москва — город подводных течений.

И в прямом, и в переносном смысле. Если первое довольно очевидно (известно, что в Москве несколько подземных рек), то второе объяснить несколько сложнее.

В своей противоречивости, Москва отражает в себе неопределённость странового, концептуального масштаба — неопределённость в ответе на вопрос “какое общество мы строим?”  Вопрос, разнообразие, и, как ни странно, противоречие, ответов на который поражает, как и количество политических партий. Складывается ощущение, что Москва — фронт информационных, ноосферных процессов, и накапливает в себе все эти противоречия с тем, чтобы их разрешить, как это не раз бывало в истории. Возможно что открытие парка “Зарядье” в самом центре столицы, где будут созданы все характерные для России природные зоны, намёк на тенденцию к разрешению этой неопределённости.

Поживём — увидим.

Источник: amankovs

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также