Аналитика

Свод моральных понятий, по которым живет общество, обязан быть в энциклопедии и энциклопедических словарях. Во времена Сталина издание трудов типа БСЭ считалось настолько важным государственным делом, что им занимались первые лица государства. 

Давайте посмотрим изменение морали в СССР по следующим трудам:

- Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) изд. 1952 г. - (1);

- Энциклопедический словарь (ЭС) изд. 1953-1955 гг. (трехтомник; по одному тому в год) - (2);

- Советский энциклопедический словарь (СЭС) изд. 1987 г. - (3);

- Большой энциклопедический словарь (БЭС) изд. 1997 г. - (4).

ДОЛГ

БСЭ (1952 г.): "Долг - обязанность человека по отношению к обществу, Родине, государству, классу, партии".

ЭС (1953 г.). Разумеется, повторяет определение, данное в БСЭ, считая уместным дать формулировку долга перед Отечеством: "Защита Отечества - есть священный долг каждого гражданина СССР".

СЭС (1987 г.): "Долг - категория этики, нравственная обязанность человека, выполняемая из побуждений совести".

БЭС (1997 г.): "...обязанности человека, выполняемые из побуждений совести".
Как видим, долг гражданина как высший его долг в жизни превратился в категорию, выполняемую из побуждений совести, а затем опустили и категорию этики. Есть совесть - человек считает себя гражданином и, например, службу в армии воспринимает как долг; нет ее - поголовное истребование так называемой альтернативной службы, а то и вовсе уклонение по причине религиозной "совести".

ЧЕСТЬ

БСЭ (1952 г.): "Честь - этическая категория... взгляды на гражданское и личное достоинство человека, на нравственную ответственность за совершаемые людьми поступки".

Сталин умер, и ЭС (т. 3, 1955 г.) определение понятия чести уже не дает. Оно и понятно, в преддверии XX съезда, на котором бесчестными политиками бесчестье будет провозглашено главной доминантой политики государства, упоминание о чести излишне.

СЭС (1987 г.) - понятия чести в своде этических норм нет.

БЭС (1997 г.) пытается исправить оплошность двух предыдущих изданий, но обратите внимание, как это сделано. Свалены в кучу понятия: честь, достоинство, деловая репутация (правовая защита). Определение этой "сборной солянки" следует процитировать: "...гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда..."

Оказывается, честь - это право тягаться по судам, добиваясь то ли чести, то ли денег. Все поставлено на капиталистический лад, честь - возмещение убытков. Моральная сторона отсутствует напрочь.

СОВЕСТЬ

БСЭ (1952 г.): "Совесть - сознание и чувство моральной ответственности человека... перед обществом ...перед отдельными людьми, моральная самооценка личностью своих поступков и мыслей..."

ЭС (1955 г.): "Совесть - чувство нравственной ответственности... перед окружающими людьми, обществом".

СЭС (1987 г.): "Совесть - понятие морального сознания... что является добром и злом ... сознание нравственной ответственности за свое поведение".

В последнем определении фигурирует уже не моральная сторона жизни, а "качество" индивидуума. Все зависит от того, как "чувствует" человек добро и зло. Или как себя представляет.

БЭС (1997 г.) еще откровеннее: "...внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение...".

Опять же: не бытующее в обществе понятие морали, а частное состояние субъекта, сформулированное как "внутренняя убежденность".

Трансформация разительна. От высокого сознания ответственности перед обществом (1) просто к чувству (2), затем и к понятию добра и зла (3) и, наконец, к внутренней убежденности (4), что есть зло и добро.

ДОСТОИНСТВО

БСЭ (1952 г.): "Достоинство человеческое - осознание человеком своего общественного значения, чувства личности ...".

ЭС (1953 г.) повторяет определение БСЭ. Несмотря на предъявляемые к словарю требования краткости, в нем все-таки находят место для слов М. Горького: "Человек! Это... звучит гордо". Сейчас эта фраза прозвучит как кощунство. Нас опустили до уровня "параши".

К нынешнему состоянию нашего достоинства мы начали дрейфовать давно - от понятия достоинства отказались еще в 1987 г.: СЭС, как и БЭС, определение этой категории не приводит.

Поэтому так легко распоряжается "достоинством" наша "интеллигентная элита". Рекламный герой Н. Михалков, возмущаясь требованием народа об отставке президента, восклицает: "Имейте достоинство! Вы же его избирали, дайте доработать до конца!" (Интересно, до чьего конца?). Выходит, миллионное требование народа достойной жизни - антидостойно. Народ проявит достоинство, если не будет возмущаться своим скотским состоянием. Да! Русский кинематограф в "достойных" руках!

МОРАЛЬ

Праматерь всех последующих изданий - БСЭ (1952 г.) дает трактовку понятий "мораль" и "нравственность" совершенно раздельно, правда, в каждом из них приводит латинообразующую основу. И далее рассматриваются следующие элементы (как бы подклассы) понятия:

- моральное воспитание, как действительно нравственное воспитание;

- морально чувство - вид переживаний, выражающих отношение личности к обществу, к людям;

- морально-политическое единство советского общества - единство экономических, политических интересов, общих целей, взглядов; (Осмеянное и отвергнутое понятие морали. Казалось бы, выдуманная, искусственная категория, но что стало с обществом с ликвидацией одной из жизни);

- моральный дух армии (как один из основных факторов, "решающих судьбу войны");

- моральный фактор;

- моральный авторитет.

Данное перечисление неспроста. На его фоне наглядно видна деградация последующего издания - СЭС (1987 г.). Упомянут единственный фактор:

- моральный износ.

И только! Очевидно, это искренняя характеристика власти после Сталина - моральный износ, как моральное вырождение. (Мораль, возможно, категория божественная и потому поселяться в таких ничтожествах, как Ельцин и его окружение, она считает ниже своего достоинства). Они проходят по категории - моральный износ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К КАТЕГОРИИ "MORALIS"

Мораль - обширное нравственное "учение" человечества, гуманного, этического порядка. Все отдельные категории этики, о которых идет речь выше: честь, совесть, долг и т.д. - суть составные элементы морали.

Образно, мораль сродни религии, потому что она, как и религия, веками вырабатывалась человечеством под влиянием национальных особенностей, истории, традиций, религиозных воззрений, философских учений, возникающих в различные эпохи. (А сама религия? Только ли вера, мифологизация, фетиш и "опиум", элемент культуры народа, его история или еще и часть морали?)

Но самая главная особенность морали - ее зависимость от общественной формации, строя, режима. Да, да - сколько бы ни ерничали критики нашего прошлого по поводу "политизированности" энциклопедической литературы, по поводу таких понятий, как коммунистическая и капиталистическая мораль, меж тем это верно "до сотого знака". (Употребляемый ранее сплошь и рядом термин "классовая мораль" лучше заменить на "социальная мораль").

Нынешняя наша жизнь - убедительный ответ, подтверждающий наличие двух форм морали, и нет надобности приводить примеры в подтверждение данного тезиса.

Конечно же, никто не станет утверждать, что прежде в нашем обществе антиморальные явления были полностью исключены. Отнюдь. Были, но в обществе это считалось крамолой.

При Сталине мораль не только декларировалась, но всячески культивировалась, поддерживалась, достигалась моральным авторитетом руководства. Это приносило плоды. Приведу несколько примеров из той далекой сталинской эпохи.

Автор данной статьи в далекой послевоенной юности однажды в хулиганской компании стал свидетелем следующего факта. После нескольких чарок было предложено выпить за ребят-краснодонцев. Подростки-хулиганы (у каждого из которых в кармане финский нож) встали, произнесли "Светлой их памяти", выпили. Потом "главный"этак раздумчиво изрекает: "Да, умереть такой смертью за Родину мучительно, но почетно! Давайте отдельно помянем Олега Кошевого".

Отсюда перебросим мостик к личности Александра Матросова. Демократическая печать, дабы принизить его подвиг, насаждала мысль, что он и детдомовец, и хулиган, и с финкой не расставался. В общем, что с него взять - ему жизнь не дорога, вот и бросился на амбразуру.

Нет, жизнь дорога всем! Но Родина дороже!

Перебросим мостик еще дальше. Помните, как был опошлен массовый исход "зеков" на фронт. Мол, заявления об отправке на фронт они писали потому, что "там были невыносимые условия". Они "готовы были идти на верную смерть", только бы "оттуда выбраться". Нет, в жизни было по-другому. Бывшие зеки воевали так, что после первого же боя многих представляли к награде, снимали судимость. С войны возвращались увешанные медалями.

О чем эти примеры? Человек мог споткнуться, мог перешагнуть через какой-либо критерий морали, но категория морали, за которой стоят слова "Родина в опасности" была свята для нашего человека.

В настоящее время демократические философы в своей падшей морали отыскали идеологическую брешь, которую посчитали необходимым заполнить. В связи с "изменениями политической ситуации в стране" стало возможным создание теории "экспрессивного порядка, связанного с разделением уважения и презрения".

"Совершенствование" демократической морали не прекращается.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Общий подход во всех рассматриваемых трудах - идентификация морали и нравственности, только БСЭ (1952 г.) дает определение ее, отличное от морали.

"Нравственность (или мораль) - одна из форм общественного сознания. Нравственность представляет совокупность принципов и норм поведения, охватывающих отношения людей друг к другу и к обществу".

Далее в тексте БСЭ раскрываются такие понятия, как:

- нравственное сознание;

- нравственное воспитание;

- нравственность коммунистическая.

БЭС (1997 г.): "Мораль - это нравственность, особая форма сознания и вид общественных отношений". Одной строкой и не мудрствуя: не "форма общественно сознания (1), а просто "форма сознания" (4); не "отношение людей к обществу" (1), а просто "вид общественных отношений" (4).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

БСЭ (1952 г.) ответственность как таковую рассматривает в следующих понятиях: ответственность военных преступников, отв. государства, отв. гражданская, отв. должностных лиц, отв. по обязательствам, отв. дисциплинарная, отв. солидарная, отв. судей, отв. уголовная, отв. деликатная.

БЭС (1997 г.) дает толкование ответственности как одного из видов юридической ответственности. Сведена она как ответственность только гражданина в 4 категории: дисциплинарная, материальная, уголовная, юридическая.

По сути, гражданско-правовая ответственность сформулирована только как карательная категория. Причем вопиюще односторонне: у демократов нет понятия ответственности государства перед народом, судей, должностных лиц, и ответственности государственных преступников.

КРАТКАЯ СПРАВКА

В 1926 г. новая власть приступила к выпуску Большой Советской Энциклопедии. Работа растянулась на долгие годы - последний том (65-й) вышел в 1936 г. Очевидно, это была наиболее интенсивная часть работы издательства, поскольку затем заполняются пробелы и осуществляются переиздания. Так, к примеру, т. 50-й вышел в 1944 г., т. 52-й - в 1947 г.

Занималось этим Государственное словарно-энциклопедическое издательство "Советская Энциклопедия". Работа велась не на пустом месте - в распоряжении издательства был богатейший брокгаузовский словарь. Однако Энциклопедия, именовавшаяся тогда Бухаринской, опустила такую категорию, как честь.

Не поленимся заглянуть в Брокгауз и Эфрон, т. 76: "Честь" - "Преступленiя против Ч. - см. Обида личная, XXI, 505 и Оскорбление, XXII, 279".

Теперь давайте все эти вариации с категориями морали представим во времени. До революции понятие чести, как второе имя у человека. С приходом большевиков троцкистско-сионистского толка - честь упраздняется. При И.В. Сталине - вновь вводится и занимает положенное этим категориям место и, более того, широко культивируется в обществе. С приходом демократии (и в подготовительный ее период) - вновь ликвидируется.

ВЫВОДЫ

- Изъятие из энциклопедической литературы отдельных принципов морали или их искажение происходит параллельно с изменениями нравственности (морали) в обществе. После И.В. Сталина это происходит довольно резко, заметно и затем постоянно усугубляется.

- Изменение морали в стране очень точно совпадает по времени с активизацией в этой же области мировых сил.

Обратите внимание, как смена морали хорошо согласуется с доктриной "Бесшумное оружие для тихих войн" комитета по политике Бильдербергской группы, одобренной на заседании в 1954 г. Суть доктрины: "...в интересах будущего мирового порядка... решено частным образом вести тихую войну ...с целью расширения контроля над обществом". Могущие возникнуть при этом проблемы, должны преодолеваться с "...безжалостной прямотой, не учитывающей никаких религиозных, моральных или культурных норм". (Выделено мной.- А.Д.)

- Во всех (по сравнению с эпохой И.В. Сталина) формулировках этических категорий просматриваются поразительные совпадения, а именно: в большинстве случае оказались изъятыми формулировки, связанные с общественным понятием морали; оставлены (или вновь сформулированы) понятия морали индивидуалистского характера, моральные категории из общества переносятся в сферу личности. Усиленно рекламируемое в свое время демократами понятие "примат личности", таким образом, принято гораздо раньше, чем было озвучено в начале перестройки. "Разделяй и властвуй!"

- Вся "демократическая" энциклопедическая литература соответствует доктрине "тихой войны": узнать авторов, скрывшихся за стандартной фразой "Под общей редакцией", невозможно.

Прямо противоположный пример - "Большая Советская Энциклопедия. Союз Советских Социалистических Республик". Государственный институт "Советская энциклопедия", М. ОГИЗ СССР, 1947 г. (Составлен по тематическому принципу). Первые три страницы - "Список сотрудников редакции Б.С.Э." Полный перечень сотрудников института. Научные отделы. По каждому разделу Энциклопедии - ответственный редактор, заместитель, научные сотрудники, консультанты. Перечень, кто дополнительно привлекался к работе, кто подбирал иллюстрации, авторы карт-вклеек (отдельно политических, климатических, почв). Тут вам и гласность, и ответственность, и добросовестность, и память.

* * *

- При установлении национальной власти в стране одной из первоочередных мер должны быть осуществлены мероприятия по восстановлению, возрождению в жизни высоких этических норм, присущих нашему обществу в прошлом.

- Идеология национальной власти в России должна строиться не на партийной основе, а на понятиях высокой морали, куда, естественно, должно отнести и патриотизм, и национальное чувство, и чувства общенациональной ответственности.

Продам Родину в аварийном состоянии на запчасти.

Народ - на комплектующие. недра в хорошем состоянии.

Все очень дешево. Звонить в администрацию президента.

И.И. ИВАНОВ

Источник: badnews.org.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также