Сибирский охотник Семен Номоконов впервые взял в руки винтовку в 7 лет. И до 40-ка не мог представить, что свои навыки меткой стрельбы он будет применять во время военных действий. Когда он попал на фронт, его никто не воспринимал всерьез, говорили, что по-русски он понимает только команду «на обед!» и не способен выполнять боевые задания. В итоге он стал одним из самых результативных снайперов ВОВ, которого фашисты прозвали «сибирским шаманом» за умение выходить невредимым из всех снайперских дуэлей.
Тунгусский мальчишка занимался охотой с раннего возраста – как и все другие жители тех мест. В 19 лет он уже обзавелся семьей, жена родила ему шестерых детей. Однако пятеро из них, а вслед за ними и жена, умерли от скарлатины. В 32 года Семен женился во второй раз, и только тогда вместе с младшим сыном впервые взял в руки учебник и начал осваивать грамоту. Они с семьей поселились в таежном Нижнем Стане, где Семен работал плотником.
Ровесник века, Номоконов попал на фронт в 41 год. Воинская служба у него сразу не заладилась – малограмотного тунгуса всерьез не воспринимали. Сослуживцы говорили, что он понимает по-русски только команду «на обед!». Он был хлеборезом на полевой кухне, помощником начальника вещевого склада, членом похоронной команды, сапером – и везде получал нагоняи за свою нерасторопность и за то, что спит на ходу.
Снайпером Номоконов стал по чистой случайности. Когда в сентябре 1941 г. его отправили на эвакуацию раненых, он заметил фашистов, схватил винтовку раненого бойца и метким выстрелом уложил противника. После этого случая на него наконец обратили внимание в командовании и зачислили в снайперский взвод. В декабре 1941 г. о нем впервые написали в газете как о стрелке, уничтожившем 76 фашистов.
Поначалу Номоконову приходилось отправляться на боевые задания с винтовкой, у которой даже не было оптического прицела. Но стрелок был таким метким, что его вскоре прозвали «сибирским шаманом». Его экипировка вызывала разговоры о нечистой силе: он брал с собой веревочки, шнурки, осколки зеркал, а на ноги надевал бродни – обувь, сплетенную из конского волоса. Но никакой мистики в этих действиях не было: бродни делали шаг бесшумным, зеркальцами он выманивал выстрел противника, веревочки нужны были для того, чтобы приводить в движение каски, надетые на палки. Он сам изготавливал маскировочные костюмы и изобретал собственные способы маскировки.
На необыкновенные способности советского снайпера обратили внимание и враги. «Немцы его сначала пытались убить. То "двойку" снайперов отправят, то вообще троих. Когда всех отправленных немецких снайперов обнаружили мертвыми, на уничтожение сибиряка отправили женщину-снайпера, которую чуть погодя тоже нашли с дыркой в голове», – говорит кандидат исторических наук С. Сергеев. На неуловимого «сибирского шамана» устраивали артиллерийскую охоту, его пытались подкупить и переманить на вражескую сторону – ничего не действовало. Номоконов был ранен 9 раз и получил несколько контузий, но остался жив.
Семен Номоконов объявил фашистам «дайн-тулугуй» – беспощадную войну. После каждого подтвержденного случая поражения противника снайпер ставил на своей трубке для табака, с которой никогда не разлучался, пометки: точками отмечал количество убитых солдат, крестиками – офицеров. К концу войны, судя по документам 695-го стрелкового полка, на его счету было 367 убитых фашистов. Сибиряк-самоучка стал одним из самых результативных снайперов ВОВ. Его сын пошел по стопам отца: в 1944 г. он был мобилизован, и тоже стал снайпером, уничтожив 56 гитлеровцев.
После войны Семен Номоконов снова работал плотником, все его сыновья посвятили жизнь военной службе. «Сибирский шаман» скончался в возрасте 72 лет, а слава о его мастерстве до сих пор жива. Так же, как и о подвиге потерявшей на фронте руки и ноги Зинаиды Туснолобовой.
Источник: kulturologia.ru