Аналитик, кандидат философских наук, Юрий Баранчик прокомментировал ряд острых и актуальных вопросов как белорусско-российских отношений, так и собственно внутрибелорусской проблематики
— Можно ли считать Союзное государство Белоруссии и России государством?
На сегодня Союзное государство Белоруссии и России — исключительно формальная конструкция, не наполненная никаким реальным содержанием. Оно застыло в момент создания и с тех пор так и не было наполнено никаким реальным содержанием. Руководство России (на тот момент Борис Ельцин) видело в создании Союзного государства только пиар-эффект, призванный подсластить для народа России горькую пилюлю от распада СССР. Руководство Беларуси — Александр Лукашенко — промежуточную ступень для восхождения в Кремль и подседания на российские финансовые и энергетические ресурсы.
Как только с приходом Владимира Путина в Кремль для Лукашенко эта лазейка закрылась, тут же был свернуто и реальное наполнение проекта Союзного государства. О каком Союзном государстве может идти речь, если даже вопрос создания военной базы российских ВКС в республике стал проблемой? Союзные органы не принимают никаких решений кроме формирования бюджета на будущий год.
Отсутствует постоянно работающий парламент, другие рабочие органы государства, суды и т. д. Нет никакого реального наполнения действующей законодательной базы. Поэтому при нынешнем руководстве республики ни о каком прорыве в деле функционирования Союзного государства не может быть и речи. Будет продолжаться дежурное бла-бла-бла по поводу и без.
— Следует ли увязывать предоставление финансовой, военной, политической или иной помощи официальному Минску с требованиями отказаться от националистических тенденций в исторической политике?
Думаю, это должно быть основным требованием со стороны Москвы. Иначе Россия в Минске через два-три года столкнется с тем же, с чем столкнулась в 2013 году и в Киеве. Все эти разговоры о непонимании сути концепции «Русского мира» — от лукавого. Минск уже фактически развернулся на Запад. Выделение кредита МВФ, если произойдет, будет знаковым и будет означать, что официальный Минск нашел себе нового хозяина.
— В каких трудных для России ситуациях официальный Минск оказал поддержку России как союзник, и в чём эта поддержка выразилась?
Во всех трудных ситуациях, а их на протяжении последнего десятилетия было немало, — в 2008 году Абхазия и Южная Осетия, в 2014 году — Крым, антироссийские санкции, сейчас — Сирия — официальный Минск ни разу не оказал России внешнеполитической поддержки. Более того, именно в моменты критические официальный Минск позволял себе очень жесткие публичные антироссийские жесты.
— Реальна ли угроза «разворота на Запад» официального Минска?
Этот разворот уже происходит. Проект Евразийского экономического союза используется официальным Минском исключительно для получения односторонних преференций. А как-то только из-за санкций Запада и ответных российских санкций образовалась лазейка поправить дела за счет контрабанды товаров на российский рынок — она тут же была использована по полной программе. Соответственно, дальше пойдет саботаж решений ЕАЭС. К чему с другой — финансовой — стороны идет и Казахстан.
— Какой конкретный опыт постсоветской Белоруссии можно считать уместным к внедрению в РФ?
Наиболее актуальным белорусским опытом для России является контроль президента и администрации над правительством. На сегодня рассогласование имперской линии на восстановление роли России в мире и антинародной, антигосударственной деятельности правительства просто вопиющее. Поручения главы государства не исполняются и игнорируются.
Правительство проводит какую-то самостоятельную экономическую политику. В Беларуси оно было бы уже давно уволено без выходного пособия во главе с премьером. Аналогично и в других отраслях и сферах — самая большая слабость России — это исполнительская дисциплина, отсутствие контроля над принятыми решениями и их исполнением, а также мер воздействия на проштрафившихся.
— Какой позитивный опыт России может быть востребован в Белоруссии?
В области политики — формирование публичных мер контроля внутреннего информационного пространства, формирование пространства внутриполитического диалога, выборы в парламент, наличие политической дискуссии. В области экономики — это отвязка от доллара, снижение зависимости от экспорта энергоресурсов. Очень много, что можно позаимствовать, всего не перечислишь, но главное — это формирование самодостаточной экономики, что никак не могут сделать в Минске, несмотря на всю ресурсную поддержку (финансы, энергетика) со стороны Москвы.
— Почему официальный Минск использовал GO NGO для разжигания русофобии, отказавшись от прямого, честного, конструктивного обсуждения вопроса о размещении базы ВВС РФ в Белоруссии?
У Минска просто больше нет никаких средств влияния и воздействия на Россию — ни политических, ни тем более экономических. Поэтому используется единственная оставшаяся возможность — мелко покусывать Москву в информационном пространстве уколами русофобии. Минск от этого очень страдает, что не может укусить больнее — экономически или политически. Но вот повлиять на информационную политику внутри республики Москва никак не может, и, соответственно, Минск использует этот фактор на полную катушку с учетом украинского опыта.
На Украине этот процесс шел слишком быстро. Более того, Янукович сам создавал радикальную оппозицию, чтобы победить ее на президентских выборах. Лукашенко такой ошибки допускать не будет, и уже давно отстранил оппозицию от переговоров с Западом по вопросам будущего республики.
— Почему Запад вкладывается в создание прозападных НГО, партий, СМИ, экспертных групп и т. д. в Белоруссии, а Россия вкладывается только в Лукашенко?
Это системная ошибка российской внешней политики. Когда нет системы, пытаются выстраивать личностные отношения. Но мы видим, чем отсутствие системы обернулось для России — где Саакашвили, Каримов, Ющенко и Янукович. Вот сейчас все удивлены казусом Эрдогана и разразились гневными тирадами в его адрес. Но ведь это давняя проблема. Если бы Россия проводила в отношении Турции, как и Украины, Грузии, системную внешнюю политику, не зацикливаясь на уровне, глубине и «доверии» между лидерами, то результат был бы другой. Но разве что-то меняется?
Несмотря на «урок Эрдогана», российская внешняя политика не меняется, и аналогичные личностные отношения продолжают править российской внешней политикой и в отношении ближайших «союзников» России — Беларуси и Казахстана.
Я достаточно давно, уже несколько лет, говорю и пишу об этой проблеме российской внешней политики, но воз и ныне там. Только с каждым разом эта ошибка все дороже обходится России. Внешняя политика не может строиться только на личных отношениях — это только один из компонентов. Основное — это работа по всем возможным и допустимым каналам, создание конкуренции среди политиков той или иной страны за доступ к отношениям с Россией.
Посмотрите, как работают американцы — они создают многоэшелонированую систему своей поддержки в стране. Каждый политик знает — чуть что, его сметут конкуренты, и даже президент любой страны не имеет монополии на отношения с США — они работают и с оппозицией, и с чиновниками, и с силовиками, и гражданским обществом и т. д.
Почему Россия в Беларуси так не делает? — Наверное, нет понимания, как можно работать системно, нет профессионалов, которые бы могли создать такую систему работы с зарубежьем как в СССР, или повторить американскую. Как показал со всей очевидностью провал личностной политики в отношении Турции, опора внешней политики стран на личностные отношения — это очень не устойчивая конструкция. На любого человека надаваить гораздо проще, чем на систему. Соответственно, надо строить систему.
— Какие украинские ошибки повторила Россия в Белоруссии?
Все. Начиная от дотирования режима до полного отсутствия системной работы с теми общественными силами республики, которые ориентированы на Евразийский союз. Большая роль в провале российской политики в республике лежит на посольстве России в Минске, которое непосредственно участвовало в удушении тех общественников, которые пытались работать в направлении поддержки евразийских начинаний в республике. До сих пор никаких организационных и кадровых выводов не сделано. Россотрудничество стало посмешищем.
Все те, кто был ориентирован на Россию, увидели истинную позицию российского посольства, когда была предпринята попытка создать общественные структуры поддержки Евразийского союза, и теперь существует огромное недоверие в российским официальным структурам в Беларуси.
— Почему РАН, Минкультуры РФ и др. российские госструктуры не противодействуют ревизионизму и русофобии в Белоруссии?
Думаю, причина — отсутствие необходимой стратегии и установок в отношении республики в высших инстанциях. Есть личностные отношения — все остальное вроде как и не надо. Поэтому остальные и не шевелятся. Но, на мой взгляд, это очень серьезная ошибка. Плюс к тому же внутри этих структур царит жуткий бардак, и им не то, что не до Беларуси, им далеко до массы других гораздо более актуальных проблем.
— Какие же выводы следуют из изложенного?
Власть и оппозиция в республике войной на взаимное уничтожение взаимно истощили друг друга. Налицо кадровый кризис как во власти, так и в оппозиции. Белорусская политическая система в условиях прекращения ресурсной помощи со стороны одной из глобальных сил впадает в неминуемый кризис и в достаточно сжатые исторические сроки переход под полное влияние одного из двух блоков.
Беларусь как независимое государство возможно только в условиях, когда на нашей территории происходит столкновение внешних интересов этих двух сил, т. е. как поле битвы. Как только одна сила уходит, ломается вся система сдержек и противовесов, и Беларусь начинает резко уходить под другую.
Беларусь как независимое государственное образование является сугубо искусственной конструкцией, которая возникла исключительно в силу ряда исторических обстоятельств, приведших к распаду Советского Союза и появлению на его обломках ряда «суверенных» государств. Экономическим базисом республики являются два НПЗ. Если их убрать из экономики республики, то она моментально коллапсирует. Поэтому ключевой вопрос выживания республики — это доступ к дешевой российской нефти и возможность ее экспорта и экспорта выработанных из нее нефтепродуктов на Запад по мировым ценам.
У России нет внятной, системной внешней политики в отношении республики. Нет сформулированных четких целей, за исключением включения республики в проект Евразийского союза. Но все остальные вопросы — какая республика будет в этом союзе, какая элита республики будет проводить курс на интеграцию и т. д. и т. п. — это никого не интересует. Соответственно, и результат будет таким же, как и в случае с Украиной.
Источник: rusvesna.su
Невиданный аттракцион щедрости от МВФ, как министры занимаются «очковтирательством» перед президентом и неудавшийся студенческий бунт. Самое важное и интересное из политической и экономической жизни Беларуси за прошедшую неделю
Нацбанк планирует, что переговоры о выделении кредита будут согласованы в первом квартале 2016 года. Сейчас уже известно о том, что Минск рассчитывает на получение 3-х млрд. долларов сроком на 10 лет под 2,28%. Условия не так уж и плохи, однако у кредитов от МВФ есть негативная сторона в виде реформ, которые должны будут проводиться в стране. Однако и тут представители Нацбанка обнадёживают, мол, жёсткие требования по поводу приватизации не определены со стороны МВФ.
Президент Беларуси, в свою очередь, также высказался о грядущем кредите на совещании, которое было посвящено этому вопросу. Основной посыл — реформы проводить будут, но не в ущерб населению. В случае, если МВФ будет против, то можно и прекратить работу в этом направлении. Повышение пенсионного возраста — после «консультации с народом». Каким образом это будет проходить пока не ясно, но Администрации Президента дано соответствующее поручение. Приватизация — честная и открытая. Повышения тарифов ЖКХ — так, чтобы народ смог потянуть.
И на словах вроде всё красиво и хорошо получается, но кредит сейчас Беларуси нужен, и нужен чем быстрее, тем лучше. А вот Россия пока кредитовать не спешит, да и сам Лукашенко про это не слишком лестно отозвался:
«Никто нам, в том числе и россияне, под такие проценты кредитов не дает. Нам это выгодно»
МВФ благотворительной организацией не является и «аттракционы щедрости» если и устраивает, то с чёткой целью и выгодой для определённой глобальной элиты. А пока так или иначе, но постепенно требования выполнять начинают — С 1 декабря в Беларуси увеличились тарифы на услуги ЖКХ.
Параллельно в прессе назревал новый виток торговой войны между Беларусью и Россией. Самым тяжёлым для Беларуси был запрет на поставку молочки с 5 белорусских предприятий. Однако обошлось, и запрет введён не будет, пока. Такое ощущение, что президенту Беларуси не двояко намекают о том, что неплохо бы поскорее провести встречу с Путиным, а то может и дальше продолжится.
Встреча Путина и Лукашенко на прошлой неделе не состоялась, поэтому на этой встретились глава Белорусского МИДа Макей и посол России в Беларуси Суриков. В рамках встречи они обсудили важные вопросы двустороннего сотрудничества, а также сформировали график контактов на высшем и высоком уровнях. Какие именно вопросы обсуждались, и когда же всё-таки произойдёт встреча президентов двух стран, прессе не рассказали.
А во внутриэкономической жизни страны произошёл курьёз, который хорошо иллюстрирует состояние управленцев на высоком уровне руководства страной и те подходы, которые они применяют в своей деятельности. Так на совещании о деятельности ОАО «Камволь» Лукашенко рассказали о модернизации на предприятии и о успехах, которых там удалось достичь за последнее время. Однако президенту скорее всего из других каналов доложили о реальном положении дел, и в ответ на успешный отчёт последовала критика:
«Министр начал заниматься там очковтирательством. И для того, чтобы показать в течение одного-двух дней работу предприятия, собрал все, что можно, с министерства, с концерна, свез туда сырье для того, чтобы на день-два запустить машины, а по убытии Президента, наверное, успешно их остановить»
А на предприятие Лукашенко пообещал приехать, но как всегда неожиданно, чтобы не успели подготовится.
2 декабря студенты БГУ провели акцию против платных пересдач. Вызывали на ковёр ректора и ходили с транспарантами. По заявлению организаторов акция носила не политический характер. Однако так ли это? Стоит взглянуть на плакаты с которыми вышли молодые люди, а также вспомнить, что подобные «мирные» выступления студентов нередко используются для влияния на страну на международной арене с претензиями на недемократичность в духе: «Да у вас студентов вообще притесняют». Ведь ещё 19 ноября, собрался круглый стол Общественного болонского комитета, на котором осудили положение дел в сфере высшего образования в Беларуси, но, кажется, этого было мало.
Да и сам предлог не выдерживает никакой критики. В стране есть учебные заведения, в которых существуют платные отработки, но почему-то студенты митинговать по этому поводу не ходят. Так же встаёт вопрос: почему преподаватели должны бесплатно работать из-за нерадивого студента? Если бы этим студентам по окончании ВУЗа предложили бы на их будущих работах сверхурочно поработать за спасибо, обрадовались бы они? Или снова вышли бы на улицы митинговать?
В целом, сама попытка «студенческого бунта» воспринялась в медиа-пространстве Беларуси как некий фарс. А интернет-пространство заполнилось множество мемов на эту тему.
Но самое главное, что скрывается за этим юмором, это то, что в стране продолжают пробовать раскачивать народ различными способами и под разными предлогами. Ведь ситуация тому благоволит. На этой недели «протестили» студенчество — пока слабенько, массовости нет, резонанс пошёл не такой, как ожидали.
В четверг президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Говорилось больше о глобально-политических вопросах, актуальность которых продиктована недавними громкими событиями: антитеррористическая операция в Сирии, сбитый турками самолёт ВВС России, энергоблокада Крыма. К слову, Беларусь и Казахстан Путиным упомянуты не были. Однако вопрос ЕАЭС всё же был затронут. В контексте «интеграции интеграций». Так президент России предложил сформировать экономическое партнёрство стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.
«Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнёрства. Вместе наши государства составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности. Такое партнёрство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Естественно, что это партнёрство должно строиться на принципах равноправия и учёта взаимных интересов.», — такое предложение сделал Путин по данному вопросу в своём послании.