Аналитика

public-konfutsij

Слова Конфуция цитируются по всему миру людьми, которые придерживаются философии мудреца, и которые, как правило, мало о нём знают либо не знают вообще. В любом случае людей интересует глубинный смысл высказываний и крылатых фраз Конфуция, которые легли в основу масштабного учения столь популярного в Японии, Китае, Корее и ряда прочих восточных стран.

28 сентября в Китае отмечается День рождения Конфуция, или День национального учителя Конфуция — древнего философа, оказавшего огромное влияние на мировоззрение всей китайской цивилизации, — китайцы чтят уже более двух с половиной тысяч лет.

Конфуцианская философия подразумевает самовоспитание, базирующееся на пяти добродетелях: добросердечии, справедливости, прямоте, мудрости и лояльности. Вот уже много веков подряд она является основной государственной идеологией Китая. Каждый год в честь этой даты последователи мудреца устраивают праздник в храме Конфуция в его родном городе Цюйфу. Во время празднования проводятся различные фестивали и выставки, проходит впечатляющая церемония, включающая в себя древние ритуалы конфуцианства, посещение дома-музея, храма и рощи Конфуция, а также много музыки и танцев. Посмотрим и мы на учение древнего философа и то, как оно связано с политикой современного, а главное — перспективного Китая..

День рождения мыслителя в Китае отмечают два раза в год — в совершенно разные дни, что для нас может показаться странным. Так, первая дата — 28 сентября — отмечается по западному солнечному календарю и служит также напоминанием о важности обучения, которое пропагандировал Конфуций. Этот праздник символизирует, что на знания имеет право каждый, а не только аристократия. Второй день рождения Конфуция не имеет точной даты. Он отмечается по китайскому лунному календарю и приходится на 27-й день восьмого лунного месяца (это между концом сентября и началом ноября). И вполне может говорить об обратном, что есть некий эзотеризм конфуцианства, скрытость знания от толпы.

В нашей стране интерес к жизни соседнего китайского народа имеет глубокие корни. Ещё в эпоху Пушкина русское общество с любознательностью следило за литературой, описывая нравы и обычаи Небесной империи, особенности жизненной философии китайцев.

Огромное внимание к текущим событиям, происходящим в соседней державе, неизменно сопровождается интересом к идеологии и культуре древнего и средневекового Китая, к прошлому китайского народа. Заглядывая в глубину веков древнего государства, о его великих мыслителях от Конфуция до Сунь Ятсена, мы лучше понимаем сложные и противоречивые события и явления наших дней.

Знакомство с взглядами таких основоположников политической философии старого Китая, как Конфуций, помогает нам глубже проникнуть в заповедные места китайской цивилизации, познакомиться с содержанием учения, влияние которого на историю китайского общества, на психологию, мышление и нормы поведения китайцев было продолжительным, устойчивым и продолжает воздействовать до сих пор.

Жизнестойкость конфуцианства объясняется во многом тем, что это учение изначально не было прямо связано с определённым способом производства и не соединяло свою судьбу с каким-то одним классом, однако со временем, особенно во время правления коммунистической партии Китая, стало одной частью пары эзо-и экзотеризма китайской идеологии.

Значение Конфуция и его учения для современного Китая и всего мира

Современный бурно развивающийся Китай являет миру новый тип государственных и общественных отношений. Один из столпов китайской цивилизации — это опора на традиции прошлого, среди которых учение Конфуция занимает весьма важное, если не определяющее место.

Более чем 5000-летняя китайская цивилизация входит в число нескольких древнейших мировых цивилизаций.

Китайская цивилизация смогла сформироваться и непрерывно развиваться на протяжении нескольких тысяч лет в том числе и потому, что конфуцианская мысль сыграла чрезвычайно важную роль в традиционной китайской интеллектуальной культуре.

О влиянии данного учения на современный Китай свидетельствует также то, что на Международном симпозиуме в ноябре 2014 года по случаю 2565-ой годовщины со дня рождения Конфуция и Пятом Конгрессе Международной ассоциации по изучению рождения «учителя десяти тысяч поколений» Конфуция выступил Председатель КНР Си Цзиньпин.

Своё выступление он начал со слов Конфуция:

Разве не радостно, когда друзья приезжают издалека?!.

Си Цзиньпин отметил необходимость сохранения многообразия цивилизационных культурных ценностей разных стран и наций, призвал к активизации культурного обмена и отказа от конфликтов, чтобы мир стал ещё более прекрасным.

Си Цзиньпин, подчеркнув актуальность темы симпозиума «Конфуцианство: мир и развитие на планете»», сказал следующее:

Мир и развитие — основные вопросы современности, а также две жизненно важные проблемы благосостояния народов разных стран. Люди во всем мире хотят жить в обстановке мира и счастья, надеются, что войны и насилие обойдут стороной человечество. Все народы мира также стремятся жить в благополучии, надеясь, что голод и нищета не станут уделом человечества. Но реальный мир не так прекрасен, как надежды людей, то там, то здесь вспыхивают локальные войны, по-прежнему широко распространены голод и нищета, нескончаемое пламя войн, крайняя бедность по-прежнему угрожают жизни и существованию множества людей, особенно много женщин и детей по-прежнему страдают от войн и нищеты. Мысли об этих несчастных людях переполняют наши сердца состраданием и чувством ответственности. Международное сообщество должно объединить усилия для защиты мира во всем мире и содействия общему развитию. Только в этом случае у нас будет надежда на мир, надежда на развитие.

Сохранение мира во всем мире, содействие общему развитию требуют многосторонних усилий, и что очень важно с идеологической точки зрения, подчеркнул он — необходимо создание глобальной концепции мирного развития, поэтому слова, выгравированные на камне перед штабом-квартиры ЮНЕСКО, должны, по его мнению, быть девизом каждого руководителя страны. Вот эти слова:

Войны возникают в умах людей, поэтому необходимо создавать в сознании заслон для защиты мира.

Лидер КНР также говорил об особенностях китайской нации:

Китайская нация всегда была миролюбивой, миролюбие также имеет глубокие корни в конфуцианстве. Китайцы с древних времен уважали мирные принципы «жить в гармонии со всеми странами», «добрые соседи — сокровище державы», «все люди в мире — братья», «близкий сосед лучше дальнего родственника», «желаешь добра родственнику, желай добра соседу», «хотя страна и могучая, лучше не думать о войне».

Миролюбивые идеи глубоко укоренилась в душе китайской нации, и в настоящее время по-прежнему являются основой выстраивания Китаем международных отношений.

С 1840 года, когда вспыхнули Опиумные войны, до образования в 1949 году Китайской Народной Республика, китайская нация подверглась невиданным в мире иностранным вторжениям и пережила внутренние потрясения, китайский народ испытывал беспрецедентные страдания, оказавшись на грани национального порабощения и геноцида, что роднит его с Россией тоже много пострадавшей от усилий иноземцев. Только в период антияпонской войны китайского народа (эта война длилась дольше чем Вторая Мировая, которая для китайцев была лишь частью их большой войны с милитаристской Японией), китайская нация заплатила высокую цену в 35 миллионов убитыми и ранеными. Пройдя через долгий период тяжелых испытаний в новую эпоху, китайский народ понимает ценность мира, понимает важность развития. Китайский народ твёрдо знает, что мир также важен для людей, как солнечный свет и воздух, без солнечного света и воздуха всё сущее на земле не может существовать и расти.

Си Цзиньпин подчеркнул слова Конфуция:

Чего не желаешь себе, не делай другому.

А также подчеркнул и то, что Китай нуждается в мире, и разработанная на этой основе идеология конфуцианства оказали глубокое влияние на развитие китайской цивилизации, и сегодня являются важной частью китайской традиционной культуры.

Конфуцианство вместе другими идеологиями и культурой, возникшими в процессе формирования и развития китайской нации, зафиксировали с древних времен духовную жизнь китайской нации в борьбе за создание страны, её рациональное мышление, достижения культуры, отразили духовные устремления китайской нации, питают энергией и усиливают развитие китайского народа. Китайская культура, не только оказала глубокое влияние на развитие Китая, но внесла значительный вклад в прогресс человеческой цивилизации.

Китайская традиционная культура, особенно в формировании и развитии её сердцевины — культуры мысли, прошла исторические этапы соперничества ста учений доциньского периода, расцвета классических учений периода двух династий Хань, популярности метафизических учений периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, одновременного становления конфуцианства, буддизма и даосизма периода династий Суй и Тан, развития естествознания периода династий Сун и Мин и др.

В этом историческом процессе, растянувшемся на более чем 2000 лет, мы можем увидеть следующие особенности:

Во-первых, конфуцианство и другие учения, существовавшие в истории Китая, и противостоят друг другу, и обнаруживают единство, и соперничают друг с другом, и учатся друг у друга, хотя конфуцианство длительное время играло ведущую роль, всегда занимало особое место.

Так сегодня конфуцианство во многом эзотерическая (сакральная, скрытая) составляющая культуры Китая, тогда как учение Мао Цзедуна о построении коммунизма — экзотерическая составляющая, предназначенная для широких масс, хотя, конечно, никаких прямых препон к изучению конфуцианства нет. Роль «фильтра» выполняет китайский язык. Это выражено в том, что простонародье владеет минимальным знанием иероглифов, которыми описываются лишь бытовые, повседневные задачи. А более сложные вещи, чем каждодневная проблематика, простые китайцы просто не могут обсуждать, потому что не знают, как что обозначать. Грамотность в Китае всегда была уделом знати. Для изучения традиционных иероглифов необходимо было затратить десяток лет жизни, чего крестьянин себе позволить никак не мог (http://lankov.oriental.ru/d97.shtml).

Во-вторых, конфуцианство и другие учения, существовавшие в китайской истории, изменялись с течением времени в соответствии с потребностями общественного развития и прогресса Китая, непрерывно развивались и обновлялись. Так сегодня конфуцианство спокойно уживается с идеологией коммунистической партии по принципу, который можно выразить, перефразировав известный афоризм Козьмы Пруткова:

Любуясь, как реформа преображала китайскую старину, не доглядели, как китайская старина преображала реформу.

В-третьих, конфуцианство и другие учения, которые существовали в китайской истории, стояли на принципах государственного управления, уделяли внимание просветительской функции культуры, просвещение сочетали с управлением государством, достигая целей их взаимного дополнения и взаимного развития. В этом смысле они содержали в себе, а конфуцианство в особенности, определённую концепцию управления, которую сегодня, в эпоху множественности путей развития глобализации, китайцы предлагают миру (подробнее об этом читайте «Что Восток предлагает миру на новом этапе глобализации?» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/194-east-project-of-globalization).

С исторической точки зрения, китайские традиционные учения и культура, в том числе конфуцианство, как одно из прекрасных составляющих, на протяжении тысячелетий сыграли очень важную роль в формировании и непрерывном развитии китайской цивилизации, в формирования и сохранении политического единства Китая, в формировании и консолидации большой многонациональной семьи народов Китая, создании богатого духовного наследия, вдохновляли жителей Китая на борьбу для защиты национальной независимости, против иностранной агрессии, ускоряли социальное развитие страны, способствовали интересам общества и балансу социальных отношений в Китае.

Каждая цивилизация коренится в недрах духовной культуры, каждая культура обладает своей самобытностью и преимуществами.

Китай — это цивилизация блокового типа

Всё это говорит о том, что Китай — это отдельная цивилизация, которая развивается во многом аналогично Русской цивилизации, как многорегиональный блок. Всего же существует два типа развития цивилизаций:

  • Межрегиональный конгломерат — принцип цивилизационного развития, при котором национальные структуры замещаются единой типовой унифицированной культурой. Управление в конгломерате подчинено единому межрегиональному центру, который осуществляет управление цивилизацией. Одна из главных задач межрегионального центра состоит в том, чтобы управление было идейно централизованным, то есть чтобы был только один источник идейной подпитки во всём конгломерате стран.

Другой тип развития цивилизаций, альтернативный межрегиональному конгломерату — многорегиональный блок.

  • Многорегиональный блок отличается от конгломерата тем, что выбор общецивилизационного вектора целей и выработка концепции его достижения не сосредоточены в каком-либо центре, а распределены по всему блоку. Если даже какой-то региональный центр и сосредотачивает у себя административную власть над делами всего блока, то идеи, цели, частные концепции их достижения он черпает со всего пространства многорегионального блока. Поэтому блок кровно заинтересован в культурном разнообразии. И в отличии от конгломерата, который замещает национальные культуры единой унифицированной культурой, блок поддерживает и помогает развиваться культурам, и тому в них, что соответствует идеалам этого типа развития цивилизации.

Расширение блока происходит тоже иначе, чем у конгломерата. Если конгломерат разрушает вектор целей присоединённого «куска» и замещает его целями межрегионального центра, то блок сначала вписывает близкие по идеалам цели из вектора целей страны в свой собственный вектор целей. А это значит по сути, что блок таким образом встаёт на путь помощи региону (стране) в достижении его целей, разделяя ответственность за них. С течением времени, может произойти слияние страны с помогающей ей цивилизацией в силу единства направлений развития.

Итак, все цивилизации в мире, по типу алгоритма их расширения, могут быть двух типов:

  • «многорегиональный блок», или просто «блок», и
  • «межрегиональный конгломерат», или просто «конгломерат».

Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат «западной» цивилизации, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития западной цивилизации, путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входят в её состав. Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и поднять восстание. Для Русской цивилизации, как и для Китая, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входящих в цивилизации блочного типа, не уничтожались, а входили в состав их «элит». Таким образом, когда текущий центр управления не мог далее поддерживать управление, оно переходило в другой регион, сохраняя качества целостности концепции управления (хотя могли иметь отдельные стычки между регионами).

Предложения Китая миру

Говоря о состоянии современного человечества, Си Цзиньпин сказал следующее:

В сегодняшнем мире человеческая цивилизация добилась огромного прогресса в материальной и духовной сферах, особенно огромно богатство материальной сферы, которое в древнем мире невозможно было даже представить. Между тем, современные люди сталкиваются со множеством нерешенных проблем, например, продолжает увеличиваться разрыв между богатством и бедностью, безграничны стремление к роскоши и материальным ценностям, распухает негативный индивидуализм, непрерывно снижается доверие в обществе, день ото дня ухудшаются его моральные нормы и нравственность, все более напряженные отношения человека и природы.Чтобы решить эти проблемы, необходимо не только использовать мудрость и силу сегодняшних открытий и развития человечества, необходимо использовать мудрость и силу всего накопленного и сохраненного историей человечества.В мире некоторые знающие люди полагают, что выдающаяся традиционная культура Китая, в том числе конфуцианство, содержит важные идеи для решения современных проблем, стоящих перед человечеством.

Эти слова говорят о том, что в условиях, когда доминирующая библейская концепция глобализации начинает сдавать свои позиции (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/191-world-conceptions-of-globalization), Китай предлагает миру взять за основу той концепции, которая придёт ей на смену, идеи конфуцианства и «великого единения Да Тун». Однако, надо отметить, что Китай открыт к сотрудничеству в деле формирования новой концепции завершения глобализации. Не потому ли Китай и Россия становятся всё более тесными партнёрами, что и мы, русские, тоже имеем свои объединяющие идеи и готовы совместно обсуждать перспективы и формировать единую, устраивающую всех концепцию управления глобализацией, в отличие от того же Запада.

В конце своего выступления Си Цзиньпин это подчеркнул:

Богатая философская мысль выдающейся традиционной культуры Китая, гуманизм, идеи просвещения, нравственности, рационализма и т.д., могут стать полезным уроком для людей в преобразовании мира, могут стать полезным примером в делах государственного управления, могут способствовать нравственному совершенствованию общества. Позитивное содержание традиционной культуры, которое подходит для налаживания социальных отношений, способствует совершенствованию людей, мы должны соединять с нынешней эпохой, продолжать и развивать, придавая ему новый смысл. Я надеюсь, что взаимные связи и обмен мнениями учёных Китая и разных стран мира, позволят глубоко изучить эти проблемы, чтобы прекрасная традиционная китайская культура, а также прекрасные культуры стран мира совместно несли благо человечеству.

Нужно особо отметить, что многие древние философские законы и мысли (например, даосский закон естественности, идеи о единстве человека и Неба, о том, что поднебесная общий дом, о единстве мира, о неустанном самосовершенствовании, о преобладании духовного над материальным, о народе как основе, о спокойствии, счастье и процветании народа, о нравственном и правильном управлении, об отмене устаревшего и установлении нового, о необходимости двигаться в ногу со временем, твёрдо стоять на земле и исходить из реальности, о прагматизме в управлении страной, о единстве знаний и действий, о личном осуществлении действий в управлении, о коллективном обдумывании, о соблюдении общественных интересов, о необходимости общих усилий, о человеколюбии, нравственности, о честном и добром отношении к людям, о честности в управлении, о прилежании в служении обществу, о скромности и о том, что следует избегать роскоши, о нейтралитете, мирных отношениях, о поисках общего при сохранении различий, о согласии при различиях, о гармоничном сосуществовании, о том, чтобы в мирное время не забывать об опасности, при жизни не забывать о смерти, в управлении не забывать об опасности беспорядков, заранее предпринимать меры предосторожности и т.д.) вполне современны и в наши дни. И близки нашему, русскому мировоззрению, что является хорошей основой для развития культурного взаимодействия.

Содержание конфуцианства

Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в философско-идеологический комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как вероучение.

В Китае это учение известно под названием — «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»; «конфуцианство» — это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке.

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными.

Взгляды Конфуция нашли выражение в составленном в V — IV вв. до н.э. сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и беседы). Он содержал высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников на разные темы. Конфуцию также приписывается авторство философских комментариев, входящих в Чжоу и, и первой летописи Чунь цю (Весны и осени).

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной идеологии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.

Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая. А как его эзотерическая составляющая, мы полагаем, оно никогда и не забывалось образованной частью «элиты» Китая.

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль вероучения.

Конфуцианство, надо признать, содержит в себе элементы толпо-«элитаризма» и это большая проблема, которую необходимо будет решать китайцам, скорее всего вместе с нами, русскими.

Традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации, ставшей блоковой многонациональной цивилизацией, каким сейчас является Китай.

Основные положения классической «школы учёных» (конфуцианства)

1. Концепция о воле Неба

С одной стороны, Конфу­ций требовал руководить народом и побуждать его заниматься тем, что ему положено делать (кем положено отдельный вопрос), а с другой — относиться к духам и душам умерших с уважением, но держаться от них подальше.

На вопрос Цзы-лу:

Как служить духам и душам умерших?

Конфуций дал следующий ответ:

Не научившись служить лю­дям, можно ли служить духам?

А когда Цзы-лу «спросил о смер­ти», сказал:

Не зная, что такое жизнь, можно ли знать смерть? (цит.по Истории китайсой философии, общ. ред Титаренко, 1989)

Это ясно показывает, что Конфуций ставил на первое место деятельность человека, а в отношении духов и душ умерших занимал уклончивую позицию, не желая давать ответа. Именно поэтому в «Лунь юй» записано, что учитель не говорил о необычном, силе, беспорядках и духах, хотя об этом говорили другие школы. Идеи Конфуция, предлагавшие ценить в первую очередь деятельность че­ловека, а не усопших, дополняли традицион­ную Идею о воле Неба, внося в неё необходимость понимать в практике жизни знаки Свыше, хотя и не в лучшей форме страха. Он говорил:

Совершенный человек имеет три опасения.

Первое состоит в том, что он «боится веления неба». Но что подразумевается под велением неба — загадка. Второе — он боится великих людей. И третье — боится слов совершенномудрых.

2. Теория познания и культура мышления

Откуда к человеку приходит знание? Это первый вопрос, на который любая теория познания должна прежде всего дать ответ. Конфуций говорил:

Обладающие знаниями от рождения стоят выше всех; обладающие знаниями благодаря учению сле­дуют за ними; те, кто приступил к учению, оказавшись в затруд­нительном положении, следуют за ними; те, кто, оказавшись в затруднительном положении, не учится, стоит ниже всех среди народа (цит. по Проблемы генезиса китайской мысли, 1989).

В приведенной цитате выражена главная идея теории Конфуция об источнике познания, и в ней выражены общие принципы не только его теории познания, но и основной принцип толпо-«элитаризма», основывающегося на дозировании знаний по слоям общественной пирамиды, но об этом чуть ниже.

Да и сами принципы познания, высказанные Конфуцием близки к принципам ведического кастового общества и закрывают людям возможности обрести самостоятельность мышления. Хотя надо сказать, что это общая проблема всех культур Востока.

При этом, Конфуций подчёркивал важность освоения культуры мышления и указывал на связь культуры мышления и знания, он говорил:

Я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, всё ду­маю, но от этого нет пользы. Лучше учиться» (цит. по Васильев Л.С. История религии востока, 1999).

Конфуций особенно подчёркивал, что подмечать необходимое в действиях и применять его на практике есть цель обучения и критерий, по которому проверяется обучение. Он говорил:

Хотя он и заучил триста стихотворений «Ши-цзина», но, если ему вру­чить (дела) управления государством, он не справится с ними. Если его послать в соседние государства, он не сможет самостоя­тельно отвечать на вопросы. Какая польза от того, что он столько прочитал? (цит. по Васильев Л.С. История религии востока, 1999).

Кроме того, по мере накопления опыта в педагогической деятельности Конфуций выдвинул немало идей и предложений о том, какова должна быть личностная культура мышления:

Зная что-либо, считай, что знаешь; не зная, считай, что не знаешь,— это и есть (правильное отношение) к знанию (цит. по Васильев Л.С. История религии востока, 1999).

Учитель категорически воздерживался от четырех вещей: не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично (цит. по Васильев Л.С. История религии востока, 1999).

3. Социальный идеал Конфуция

Высокоморальный «цзюнь-цзы», сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жэнь — это высокий почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние, какое представление опять-таки свойственно ведической культуре и её вздохам о «золотом веке» прошлого, под которым они молчаливо подразумевают период расцвета атлантической цивилизации; из современников Конфуции, включая и себя, считал гуманным лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя.

Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать ещё одним важным качеством — чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе.

Долг — это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчётом.

Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,

— учил Конфуций (цит. по Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае, 2001).

В понятие «И» поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу или назначении на службу — всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и церемониала трактат Лицзи, компендиум конфуцианских норм, имевший обязательную силу на протяжении двух с лишком тысяч лет. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причём с тем большим тщанием, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Так учение Конфуция о цзюнь-цзы, модернизированное и приспособленное к потребностям централизованной империи с её мощным бюрократическим аппаратом, стало одной из основ, на которых зиждилось гигантское здание китайского государства и позволяло толпо-«элитарному» устройству общества Китая сохраняться практически неизменным длительное время. Для некоторых такая регламентация всего и вся — золотой идеал, который, по их мнению, решит все проблемы с «этой непредсказуемой глобализацией». Однако в одну реку не войти дважды, да и течение времени самого человечества изменилось, — надо учиться приспосабливаться.

4. Социальный порядок по Конфуцию

Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка чисто кастового типа, который хотел бы видеть в Поднебесной:

Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником» (цит. по Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае, 2001)

То есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Кем положено, об этом Конфуций не распространялся. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов — тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Всё в соответствии с основными принципами толпо-«элитаризма».

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, — это беспрекословный авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию — это элементарная норма для младших и подчинённых как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи. Не случайно Конфуций напоминал, что государство — это большая семья, а семья — малое государство. Этим сравнением подчеркивался не только патернализм внутри общества, но и тот строй семейной жизни, который реально существовал и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего времени: основа семьи — беспрекословное повиновение младших старшим, детей родителям.

5. Мораль и религия по Конфуцию

Социально-политические позиции Конфуция, сконструиро­ванный им социальный идеал, равно как и абсолютное пре­клонение перед авторитетом великих древних мудрецов, ока­зали решающее воздействие на формирование всей религиоз­но-этической концепции конфуцианства.

Это нашло выраже­ние в том, что в Китае, в отличие от многих других цивилизо­ванных обществ, со времен Конфуция и на долгие века был установлен и неукоснительно соблюдалось первенство морали, как нравов всего общества, над религией отдельного человека, а значит и над Праведностью, сообщаемой каждому через его Совесть.

И такой приоритет морали над личностной нравственностью, а главное — над Совестью — большая проблема китайской цивилизации в целом.

На все чисто религиозные проблемы китайцы обычно смотрели сквозь призму морали, в вероучениях они видели не столько мистику, метафизику и теологические рассуждения, сколько прагматическую мо­раль, имевшую самое непосредственное отношение к жизни людей.

6. Культ семьи и клана

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересам семьи придавалось гораздо большее значение, чем интересам отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных — от далеких предков к отдаленным потомкам — интересов. Этому стоило бы поучиться у китайцев, а то у нас многие законы защищают права отдельной личности, но не интересы и права семей.

7. Проблема природы человека в конфуцианстве

Одной из фундаментальных проблем традиционной китайской философии, особенно конфуцианства, была проблема природы человека (жэнь син). Уже создателями учения «школы учёных» были предложены такие решения, которые определили основное направление дальнейших теоретических поисков. За сотни лет внутри традиционной китайской философии шёл процесс постоянного развития в специфической форме постепенного перебора всех допустимых решений тех или иных выдвинутых в древности проблем, а также перебора их всевозможных взаимных комбинаций.

Доминантой в конфуцианстве всё-таки была идея доброты человеческой природы. Именно эта доминанта обусловила отсутствие некоторых теоретически возможных вариантов трактовки человеческой природы (например, как абсолютно злой или потенциально злой — греховной, как утверждает то же христианство).

8. Конфуцианская личность и природа

Китайское государство основное внимание уделяло не формированию и воспитанию будущих чиновников, а их отбору, оттого китайское художественное творчество не знало одной из излюбленных тем европейского романа, темы «неготового», нравственно формирующегося человека.

Природа выполняла по отношению к конфуцианской личности двойную функцию: она порождала её как личность, как «талант» и она служила ей воплощенной закономерностью в процессе превращения этой личности в конфуцианскую личность, поскольку вся конфуцианская духовная традиция была сориентирована на природу как на главный и наиболее совершенный эталон. Космос является главным образом объектом ритуального воздействия и философского размышления. Взаимоотношение его и конфуцианской личности лежит вне пределов эстетического, однако именно это взаимоотношение является определяющим для остальных, в том числе и художественных, освоений природы в средневековой конфуцианской культуре.

Заключение

Таким образом, подведём итог нашему повествованию о конфуцианстве и культуре Китайской цивилизации вообще. Мы знаем, что Конфуций родился и жил в период резкого обострения социально-политических конфликтов. Возможно это сыграло важную роль в формировании взглядов будущего философа. Конфуций как представитель реформистской группировки в рядах рабовладельческого класса, выступал за проведение реформ как выгодных, так и невыгодных для старого строя, проявлял уступчивость в отношении вновь возникших сил, избегая коренных изменений, например, в части толпо-«элитарного» устройства китайского общества.

Во всей китайской философии и в конфуцианстве центральным вопросом являлись отношения между небом и человеком. «Знание воли Неба» Конфуций рассматривал как необходимое условие для благородного человека. Он считал, что добродетель им получена от Неба. По мнению Конфуция, осуществление его политических взглядов, полностью зависит от воли Неба. Но как именно выражается эта воля — освещал мало.

Теория познания конфуцианства основывается на чисто ведических кастовых подходах (следуй за учителем), однако подразумевает развитие культуры мышления, подчёркивая связь учения и мышления, и практику, как критерий истины, поскольку уделял большое внимание результатам познания, подчёркивая единство знаний и действий, необходимость учения для применения его на практике.

Что же касается этических воззрений Конфуция, то, по его мнению, благородный человек должен обладать двумя достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность — это совокупность таких качеств как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.

Долг — это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

Конфуций сформулировал основы социального порядка. По его мнению, всё в этом мире хаоса и сумятиц должно стать на свои места, все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено в иерарихии толпо-«элитарной» пирамиды близкого к кастовому общества, если судить по теории познания.

Мораль в учении Конфуция с самого начала возобладала над религиозным опытом. Ум и мудрость преобладали над чувствами и Совестью. Но нельзя говорить, что Конфуций был материалистическим атеистом, так как он признавал существование и важную роль, исключительное влияние верховной божественной силы, регулирующей мирские дела, но мало определял пути её общения с людьми, то есть во многом был атеистом идеалистическим, если не пантеистом.

Что же касается развития конфуцианства, в центре внимания китайского общества оказались интересы сохранения и упрочнения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Это означало, что на передний план в трансформированном в Хань конфуцианстве должны были выйти те положения учения и в таких формах, какие способствовали бы сохранению неизменности принятых и признанных всеми порядков толпо-«элитаризма».

Также Конфуций рассматривает проблему природы человека. Во-первых, речь идёт о проблеме соотношения человеческой природы добра и зла. Доминантой в конфуцианстве всё-таки была идея доброты человеческой природы. Для всего конфуцианства стало основополагающим понимание соотношения между человеческой природой и божественным предопределением (тянь мин). В конфуцианстве понятие «мин» представляют идею рациональной и не фатальной, а потому доступной познанию и овладению определённостью своей судьбы, которая как благо даруется человеку свыше.

Нужно отметить, что учение законников-легистов резко отличалось от конфуцианского. Конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглупленного народа. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с её презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение. Более мягкая форма толпо-«элитаризма» конфуцианства возобладала.

Мы видим, что начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского».

Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, — такова была программа обучения в китайской школе, казённой и частной. Конечно, доступна она была далеко не всем. Таким образом, можно сделать вывод, что Конфуций и его учение оказали огромное влияние на китайскую культуру, мораль, социальные и политические воззрения целого народа.

Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряжённый с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и святого мудреца («таинственного совершенно мудрого» — сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 века. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1960-е годы. Однако в 1980-х годах эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику идеологии Китая.

В 1985 году в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 года Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984 году, начал издаваться ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).

Источник: inance.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.04: 5 852 руб.
Поддержали проект: 14 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также