В эти дни люди, биографией связанные с Севером, вспоминают знаменательную дату в отечественной истории - 75-лет с момента создания Главного Управления Северного морского пути. Сосредоточив огромный созидательный потенциал, ГУ СМП сыграло выдающуюся роль в изучении и промышленно-транспортном освоении Арктики, в сохранении и развитии культуры народов Севера...
Вот как выглядел документ, который дал старт планомерному наступлению на "белые пятна" Арктики.
ПРИКАЗ 1
по Управлению Северного Морского Пути при СНК СССР
1 января 1933 г.
п.1
Объявляется Постановление СНК СССР от 17.12.32 об образовании Главного Управления Северного Морского пути при СНК СССР.
п.2
С сего числа считать ГУСМП начавшим работу.
п.3
С сего числа приступил к исполнению обязанностей Начальника ГУСМП.
п.4
Назначаю т.т. Шевелёва М.И. и Ушакова Г.А. исполняющими обязанности заместителей Начальникака ГУСМП.
п.5
На тов. Шевелёва М.И. возлагаю руководство вопросами морского и воздушного флота.
На тов. Ушакова Г.А. возлагаю руководство вопросами полярных радиостанций, гиметслужбы и научно-исследовательских работ.
Этот материал для публикации на сайте Информационного агентства "Двина-Информ" любезно предоставил Геннадий Чумаченко, сотрудник Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева ( Москва). К слову сказать, история освоения Севера - одно из направлений работы Морской Арктической комплексной экспедиции этого института.
"Отмечая 75-летие с момента создания Главного Управления Северного морского пути, мы публикуем фрагмент воспоминаний Марка Ивановича Шевелёва (1904-1991), непосредственного участника событий тех лет и очевидца того, как готовилось это Постановление Совнаркома и Политбюро ЦК ВКП (б).
Надо сказать, что М.И. Шевелёв - в истории освоения Севера личность легендарная. Ближайший сподвижник О.Ю.Шмидта, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, руководитель экспедиции по высадке станции СП-1, один из создателей Полярной авиации Главсевморпути и ее руководитель в течение более 30-ти лет, начальник штаба Авиации дальнего действия, - это далеко не полный перечень дел, выпавших на его долю.
Нам посчастливилось общаться с Марком Ивановичем в 1984-1989 г.г. во время съемок фильмов с его участием о радиолюбителях-северянах (ЦТ) и перегоночной авиатрассе Аляска-Сибирь ("Мост", Красноярская киностудия). Не по годам подвижный и легкий на подъем, прекрасный рассказчик, сохранивший в своей памяти живые подробности той эпохи, доброжелательный и остроумный собеседник - таким он запомнился всем, кто тогда с ним встречался. Мы рассчитывали продолжить нашу совместную работу, надеясь сохранить для истории его рассказ о драматических страницах становления СМП, однако из-за проблем, свалившихся на всех нас в начале 90-х, нам так и не удалось сделать это. С кончиной Марка Ивановича ушел целый пласт истории Северного морского пути. К счастью, в 1999 г. трудами К.Л. Буштуевой и Н.Г.Григорьевой в издательстве НПО "МОДЭК" (Воронеж) вышла книга воспоминаний М.И. Шевелёва "Арктика - судьба моя" в скромном формате и тиражом всего 999 экз. Сейчас это настоящий библиографический раритет. Со временем, может быть, найдутся люди, которые возьмутся за осуществление второго издания.
А пока, представляя для публикации отрывок из воспоминаний Марка Ивановича, мы хотя бы в такой форме и хотя бы частично надеемся вернуть свой долг ."
Геннадий Чумаченко (Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, Москва)
.В 1932 году закончился поход "Сибирякова" под руководством Отто Юльевича Шмидта. Впервые в истории Арктики пароход прошел Северным морским путем за одну навигацию, без зимовки, что в свое время не удалось таким знаменитым исследователям Арктики, как Норденшельд, Амундсен, Нансен. Опыт "Сибирякова" был настолько впечатляющим, что после окончания экспедиции О.Ю. Шмидт был приглашен в правительство для сообщения о походе. Ему и В.В. Куйбышеву было поручено подготовить доклад с предложениями о возможностях плавания по Северному морскому пути и о том, что необходимо сделать, чтобы суда могли плавать регулярно. Была собрана группа людей, уже работавших в Арктике, и в частности, в Комсеверопути, где я тогда работал. Пригласили и меня.
Мы готовили этот доклад почти до самого заседания, вносили поправки прямо в кабинете Куйбышева, который помещался тогда в здании в самом начале Калининского проспекта, где теперь находится Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Кабинет был угловой, нас было много, все отчаянно курили, стоял сизый дым, хоть топор вешай. Рядом в комнате стучали машинистки. Куйбышев и Шмидт часто заходили и торопили нас. В конце концов взяли папку и через Троицкие ворота пешком пошли в Кремль. А мы остались ждать, чем все это кончится, и опять курили.
Часа через два они возвратились. Куйбышев всю папку шлепнул на стол и сказал: "Никуда не годится! Все надо переделывать!" Но мы увидели лукавое выражение глаз и у него, и у Шмидта, не такое, когда приходят с неудачей. Сели. Куйбышев: "Хоть окна отворите! Дышать нечем!" И они начали рассказывать. Рассказчики оба были прекрасные. В основном говорил Куйбышев, а Шмидт вступал время от времени, подавал реплики.
Услышали мы примерно следующее. По нашему проекту мы всем наркоматам надавали десятки распоряжений. Разные объекты должны были строить различные организации, в чьем ведомстве находились те или иные функции. Скажем, Наркомпочтель должен отвечать за строительство радиостанций, Внешторг должен был закупать ледокольные пароходы и т.д.
Когда все это доложили на Политбюро, Сталин, который, покуривая трубку, ходил вдоль стола, спросил: "Вы думаете, это все можно осуществить?" Ответили: "Если будет решение". Сталин: "Покажите, где это ваше Тикси?" Шмидт подошел к карте и показал. Сталин хмыкнул: "Ну да! Мы этот Наркомвод каждую неделю ругаем за то, что он нефть из Баку по Волге не может как следует перевезти, а вы хотите, чтоб он думал о вашем Тикси, порт там строил? Он же думает, что завтра получит выговор за перевозку нефти, а за ваши дела, за Тикси, выговор ему грозит года через два-три. Не сделает он ничего в Тикси!"
Примерно такой же разговор был и по Наркомпочтелю, который газеты вовремя доставить не может. Куда ему радиоцентр строить на Диксоне! Шмидт показал на карте Диксон. "Нет, не будет он Диксоном заниматься, кому-нибудь поручит. Так дело не пойдет! Арктика - вещь сложная. Надо создавать организацию, которая отвечала бы за все. И знала бы - отвечает за Арктику и больше ни за что. А мы с нее спросим - и строго! Тогда у вас дело пойдет. Давайте сделаем по-другому. Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при Совнаркоме Главное управление Северного морского пути, поручим ему проложить путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, содержать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания. Пока хватит".
Документы были переделаны, и Совнарком и Политбюро приняли серьезное решение. Вся территория Полярного круга поручалась Главку со всеми отраслями народного хозяйства, начиная с транспорта, строительства промышленных предприятий и кончая торговлей, заготовками пушнины, созданием культурных баз, школ, больниц. Сталин сравнил эту организацию с когда-то существовавшей Ост-Индской компанией. Только у нас построена она должна быть не на крови, не на костях местного населения, а на базе поднятия их культуры. Пошутил, что вот у Ост-Индской компании были свои войска для подавления восстаний, а у нас все должно решаться мирным путем, поэтому "пушек Шмидту не давать!" На основании этих указаний Сталина позже было разработано большое постановление о строительстве новых ледоколов, которых тогда не было, о создании полярной авиации, развитии промыслов, промышленности, о строительстве новых заводов.
Так состоялось рождение Северного морского пути. Мы начали работать. Приказ 1, который отдал Шмидт, датирован 1 января 1933 года, так как с этого дня началось финансирование, открывались счета, штабы и т.д. Помещались мы тогда в маленьком домике рядом с гостиницей "Россия", там сейчас восстановлена церковь.
Надо было набирать людей, создавать авиацию.
(ИА "Двина-Информ")
Источник: dvinainform.ru