По мнению американского профессора сербского происхождения, США навсегда останутся врагом России
Знаменитый американский профессор сербского происхождения уверен, что «холодная война» не заканчивалась ни на минуту после развала СССР, и что Соединенные Штаты были, есть и всегда будут врагами России. Как Штаты дошли до такой неадекватности, он объясняет обозревателю «КП» Алексею Панкину.
АМЕРИКАНСКИЙ ГЕРОЙ — ЦВЕТНОЙ БЕЗРАБОТНЫЙ И ГЕЙ
- Срдже, президент Обама ухитряется делать взаимоисключающие заявления. Например, выступая в ООН, он сказал, что Россия на Украине нарушает все нормы и правила международного общения. И тут же объявил о начале бомбардировок боевиков Исламского государства на территории Сирии, не получив ни согласия Сирии, ни мандата Совета безопасности ООН. То есть, сам нарушил нормы и правила. Это, что, беспредельный цинизм или Обама верит в то, что говорит?
- Боюсь, что все-таки больше второго. У американцев исторически сильно представление о себе как об исключительной, богом избранной нации. После краха коммунизма, распада СССР, они как будто нашли этому дополнительное подтверждение. А отсюда и уверенность в собственном праве облагодетельствовать другие страны и народы своими понятиями, и готовность карать неразумных по своему усмотрению.
Добавлю, что после победы в «холодной войне» по многим причинам там произошел радикальный разрыв с традиционными американскими ценностями: а именно — с верой в бога и трудолюбием. Сегодня герой культурного и политического класса Америки — цветной, безработный иммигрант, представитель нетрадиционной сексуальной ориентации. Повторяю, трудно поверить, если вы в Америке посторонний, но в декабре 2011 года президент Барак Обама издал специальную директиву, объявляющую защиту прав лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов «приоритетом внешней политики США»...
- Традиционных ценностей придерживаются и Россия, и арабский мир. Однако в упомянутой речи в ООН Обама усмотрел в нас большую угрозу миру, чем в исламском терроризме...
- С культурно-политической точки зрения, мусульмане для Америки совсем чужие. Никому не придет в голову, допустим, предъявлять арабским шейхам такие же требования по части терпимости к гомосексуализму, как к русским или сербам. Мы все же белые, христиане. Нас можно обратить в истинную веру, а наказание за неповиновение пойдет нам только на пользу, с точки зрения США. Вот, кстати, почему я всегда говорил, что «холодная война» никогда не заканчивалась. Им недостаточно было устранить военную угрозу со стороны СССР. Им нужно было перевоспитать и трансформировать Россию по своему образу и подобию. И в этом смысле ваша страна, действительно, кажется им большей угрозой, чем даже исламисты.
В КАЖДОЙ БОЧКЕ ЗАТЫЧКА, ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ
- Еще одно бросающееся в глаза противоречие. С одной стороны, США явно не знают, как расхлебать последствия хаоса, который они устроили на Ближнем Востоке. С другой, спровоцировали аналогичный хаос на Украине — под теми же лозунгами поддержки демократии. А теперь еще и заступаются за «революции зонтиков» в Гонконге?
- Признаюсь, меня несколько удивляет, когда российские коллеги до сих пор пытаются анализировать политику США с позиций привычного здравого смысла: мол, поставили задачу, предприняли какие-то усилия по ее достижению, оценили результаты, скорректировали дальнейшие действия. Это не всегда так. Давайте вспомним, что в оборонной доктрине 2012 года Обама поставил задачу поддерживать военное превосходство США на таком уровне, чтобы быть готовым «ответить на весь спектр угроз и непредвиденных ситуаций по всему миру», а также «выступать против агрессии, где бы она не случилась». То есть, это не стратегия, а рецепт катастрофы. Но Америка тем не менее, упорно идет по этому пути, создавая все новые и новые проблемы в том числе и для самой себя.
- Я правильно понимаю, что в такой логике то, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, это не управляемый, а неуправляемый хаос?
- Абсолютно правильно. Если бы Обама всерьез хотел избавиться от радикально суннитского Исламского Государства, он бы в первую очередь опирался на шиитский Иран и светско-алавитскую (алавизм — одно из направлений шиизма — ред.) Сирию. Во-первых, именно их ИГ видит своими главными врагами, во-вторых, именно у них самые боеспособные армии в регионе. Поверьте мне, что суннитские Саудовская Аравия или Эмираты никогда не будут воевать со своими более радикальными единоверцами из ИГ на полном серьезе. Хотя бы потому, что у тех и других — как у искренне верующих - общие представления о добре и зле, иначе говоря, об аде и рае. Но США никогда не пойдут на союз с Сирией и Ираном, потому что те уже объявлены врагами и переступить через это они не могут. То есть региону гарантировано нарастание хаоса, который, в общем-то отнюдь не нужен Америке.
То же самое с Гонконгом — демонстрировать готовность идти на конфронтацию с Китаем, имея проблемы в арабском мире и с Россией — чистой воды безумие, с точки зрения реальной политики, иначе говоря, «разделяй и властвуй», «избегай объединять врагов». Но нынешняя Америка просто не может остановиться.
- То есть, главное не побеждать, а участвовать. Действительно, трудно это постигнуть простому русскому уму. Ну, должен же быть хоть какой-то заговор...
- Заговор если и есть, то лежит в совершенно иной плоскости, чем заявленные цели продвижения демократии, или даже рационально понятые национальные интересы США. А именно, пока мусульмане убивают друг друга, они не представляют угрозы существованию государства Израиль. А еврейское лобби в США очень сильно, в том числе и в среде творцов внешней политики среднего уровня, где основные решения готовятся.
ШТАТЫ ЛЕГКО ПОЖЕРТВОВАЛИ УКРАИНОЙ РАДИ ИЗОЛЯЦИИ РОССИИ
- Ради, в общем-то, никому не нужной Украины Америка разругалась с Россией, действительно важной страной, которая и настроена была прозападно, и могла бы помочь решить массу проблем типа того же мирового терроризма, нераспространения ядерного оружия. И ресурсами богата. Вы видите в этом все то же проявление идеологического помешательства?
- Только в том случае, если вы смотрите на это с позиций здравого смысла русского или серба. А в Америке практически с начала 20-го века существует традиция видеть мир сквозь призму борьбы между морскими, или островными, державами, иначе говоря, США и Великобританией, и «континентом», Евразией, сердцевиной которой является Россия. И задача их в этой метафизической схватке состоит в том, чтобы загонять Россию как можно дальше вглубь континента. То есть, окружать поясом врагов.
И это еще одна причина, по которой я все время твержу, что «холодная война» ни на минуту не прекращалась даже после поражения коммунизма и распада СССР. Именно поэтому в 1990-е, когда у власти в России был идейно близкий для Америки режим Ельцина, страны Балтии были приняты в НАТО безо всяких видимых угроз для их безопасности. НАТО теперь уже практически стоит в пригородах Ленинграда.
Но самый ценный приз в этом раскладе — это, конечно, Украина. Захват ее значил бы и лишение России доступа к теплым морям, и контроль над транзитными путями. То есть, ставки здесь гораздо выше, чем блага от сотрудничества с вашей страной, как с равным, и даже более слабым партнером.
- Перефразируя Василия Шукшина, нам с того берега ждать нечего?
- Да, культурная враждебность к России, желание переделать ее по своему образу и подобию в сочетании с вековым стремлением изолировать ее, а в идеале и разбить монолитную сердцевину Евразии на мелкие слабые осколки — вот два слагаемых американской политики, заставляющие меня уже много лет повторять, что США — это непримиримый враг России. Так было всегда, но сегодня, когда США кажутся сами себе беспрецедентно сильными, а Россия — ослабевшей после распада СССР, они даже не считают для себя необходимым о чем-то с ней договариваться, торговаться, достигать компромисса. И, поверьте мне, эта идеологическая зашоренность всего американского правящего класса — как бы он себя не называл, неолибералами или неконсерваторами, гораздо опаснее для всего мира, чем если бы существовал единый центр, где плетутся заговоры, направленные на достижение мирового господства. Найти общий язык с циниками всегда проще, чем с безумными миссионерами.
Из досье «КП»
Срджа Трифкович — уроженец бывшей Югославии, значительную часть жизни провел в Великобритании и США. Был директором Центра по международной политике Рокфордского института, престижного «мозгового центра» традиционного американского консерватизма. В 2008 году вернулся в Сербию, сохранив должность внешнеполитического редактора журнала Chronicles. Преподает в университете города Банья Лука. Автор знаменитой книги «Меч Пророка: неполиткорректный путеводитель по исламу».
Источник: КП