Аналитика

Наш колумнист - о реальном историческом факте, который упомянул Владимир Путин в своей речи

Общим лейтмотивом прошедшей субботы было обсуждение речи президента Путина. Причем не всей речи, а одного лишь пассажа: "Мы никогда не забудем, как помогали Соединенным Штатам в обретении независимости".

Реакция на эти слова у нашей т.н. несистемной оппозиции проста: "Ха-ха-ха, независимость Америки, ну, блин, сморозил!" Ищут ссылки об участии русских в войне с Англией и обнаружили ажно шестерых. Смешно, правда?

Об участии России в американских делах (весьма подробно) можно ознакомиться в книге Н. Н. Болховитинова "Россия открывает Америку". Советских времен книга, времен холодной войны и не очень больших симпатий что к США, что к Российской империи. Вряд ли автора можно обвинить в предвзятости.

Итак, Путин ни слова не говорил, что Россия "воевала за независимость". Путин сказал, что Россия помогла обрести независимость, и это действительно так. Помощь была существенной. Она заключалась в том, что Россия не влезла в конфликт на стороне Англии, хотя Англия очень и очень просила. Ну, как империя империю.

Цитата: "1 сентября 1775 г. английский король Георг III направил личное послание Екатерине II. Играя на монархических чувствах императрицы, король в возвышенных выражениях соглашался «принять», а по существу просил русских солдат «для подавления восстания в американских колониях». Британскому посланнику в С.-Петербурге были даны подробные инструкции добиваться посылки 20-тысячного корпуса и переслан проект соответствующего договора".

Позже в прессе появлялись и другие цифры. 30-тысячный корпус. И речь шла не о ком-то, а об участниках русско-турецкой войны, которая только что завершилась. Как мог корпус такой численности изменить расклад сил в колониях, судите сами. Недаром это - один из любимых сюжетов альтернативщиков. Что было бы, если бы Екатерина согласилась? Но империатрица отказала. И не один раз. "Ты отказала мне два раза, "не хочу" - сказала ты, вот такая вот зараза..." Этот факт, наряду с некоторыми другими, во многом и охладил наши отношения с островной империей до ситуации "англичанка гадит".

И, между прочим, в Штатах это оценили:

«Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, - писал Вашингтон Лафайету весной 1779 г., - что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением». В другой раз, отмечая решительный отказ Екатерины II заключить какой-либо договор о взаимопомощи с Англией, Дж. Вашингтон подчеркивал, что русское правительство мотивировало свою позицию в выражениях, носящих отпечаток «уважения к правам человечества».

А в 1780 году Россия официально объявила вооруженный нейтралитет, который способствовал ведению морской торговли во время военных действий на американском континенте. Когда к этому нейтралитету присоединились другие государства, появилась лига нейтралитета. В Штатах рассматривали лигу как прямого союзника.

Цитата: "16 сентября 1780 г. Дж. Адаме направил президенту Континентального конгресса С. Хантингтону письмо, в котором отмечал, что лига вооруженного нейтралитета привлекла к себе всеобщее внимание и, судя по поступившим сообщениям, вскоре последует признание ею независимости Соединенных Штатов. В этой связи американский уполномоченный в Гааге рекомендовал назначить дипломатических представителей США во все страны - участницы лиги вооруженного нейтралитета, то есть Нидерланды, Россию, Швецию, Данию и Пруссию. Другой американский дипломат, Артур Ли, вернувшись в Филадельфию, в письме к президенту Континентального конгресса от 7 декабря 1780 г. высказался в том же духе и подчеркнул, что «большая сила Российской империи, мудрость и широта взглядов ее министров и уважение, которым пользуется ее императрица, придают этому двору наибольший вес в конфедерации нейтральных государств».

В общем, Россия помогла, да. Более того, никаких подлянок нам американцы очень и очень долго не кидали. Отношения между нашими странами были вполне дружелюбными: вплоть до начала правления Александра III.

Вот одно из мелких свидетельств, о котором как-то не вспоминают. Марк Твен, совершая, как бы сейчас сказали, блогерский морской круиз, в 1867 году посетил Одессу и Ялту, был принят вместе с другими туристами Александром II в Ливадийском дворце. Встречался писатель и с другими "высокими лицами". В частности, с героем обороны Севастополя генералом Тотлебеном. О чем легко прочесть в книге "Простаки за границей". И убедиться, что обычно язвительный Твен встречами был впечатлен и шутил куда мягче, чем обычно. Императору американцы передали такой адрес (над его формулировками и шутил в основном Твен):

«Мы — горсточка частных граждан Америки, путе­шествующих единственно ради собственного удоволь­ствия, скромно, как и приличествует людям, не занима­ющим никакого официального положения, и потому ничто не оправдывает нашего появления перед лицом вашего величества, кроме желания лично выразить признательность властителю государства, которое, по свидетельству доброжелателей и недругов, всегда было верным другом нашего любимого отечества».

Вообще, наша история - это повод для такого количества исторических фильмов и сериалов типа "Рима" HBO, что дурно становится. Очень увлекательно.

Наша дипломатия и секретные службы уже при Екатерине II находились на весьма высоком уровне. Тут надо учитывать, что мы, конечно, Америке-то помогли, но вовсе не из каких-то добрых чувств к колонистам. Руководствуясь исключительно интересами России. А также учитывая весь политический расклад того времени.

Екатерина была отлично осведомлена о делах в американских колониях. Работавший в Лондоне Мусин-Пушкин подробно информировал императрицу о расстановке сил, имел широкую переписку с американскими корреспондентами. Екатерина относилась к Георгу с явным пренебрежением и не сомневалась, что колоний без помощи тот не удержит.

До событий в колониях долго шла речь о подписании англо-российского союзнического договора. Но Англия отказывалась включать туда пункты, типа натовских (нападение на одного расценивается как нападение на второго). Из-за Турции. А без этого договор Россию не интересовал и был бесполезен. Позже Георг пошел на значительные уступки (хотя Турцию все равно во враги записывать не хотел), да было поздно. "Таких друзей..."

Кроме того, Россия была возмущена неприкрытым английским торговым пиратством. Так что ослабление Англии было выгодно нам со всех точек зрения, как и независимость Штатов. И с военной, и с политической, и с экономической. На тот момент, само собой.

Американцы же вели себя на тот момент... Ну, в некотором смысле, как милые украинцы. То есть, полагали себя важнейшей мировой темой, ловили сигналы. Их посланник поехал в Петербург устанавливать дипломатические отношения на свой страх и риск. Французский посол там ему сразу сказал: брось, мол, никто тебя официально не примет. Не будет Россия настолько уж портить отношения с Англией. Но американец набивался на прием настырно. Ничего не получил. Хотя Екатерина ответила ему письмом, доброжелательным. Любим, дескать, вас, уважаем. Приезжайте, торгуйте. Что означало, по сути, неофициальное признание. Но до подписания мирного договора с Англией никаких верительных грамот. Так и сидел мистер в гостинице. Долго. Никаких связей не наладил. Даже неофициальных, хотя к Штатам интерес был и симпатия тогда тоже была. Но что поделать? Не умели еще. ДерЁвня. Юный секретарь посланника писал о Петербурге: «Петербург самый прекрасный город, который мне когда-либо приходилось видеть. Он далеко превосходит Париж как по ширине улиц, так и по изяществу частных зданий, которые большей частью построены из кирпича и оштукатурены в подражание каменной кладке... Простой народ почти поголовно носит длинные бороды (мужчины), а летом одеты в матерчатые кафтаны, которые доходят до колен; зимой же они одеваются в овчинные тулупы: обуты чаще всего в сапоги. Господа зимой и летом носят суконное платье, но зимой, когда выходят из дома, надевают меховые шубы и боты на теплой подкладке, которые при входе в помещение сразу же снимают». Городу тогда и ста лет не было. А тут вьюноша из местечка приехал пялиться.

Кстати, миссия американцев оказалась неудачной еще и потому, что в отставку с поста главы ведомства иностранных дел был отправлен Н. И. Панин, большой сторонник колонистов. На внешнюю политику стал большое влияние оказывать А. Г. Потемкин. Ну и вот. Фокус интереса России изменился с англо-американских отношений на... (барабанная дробь) Крым! Его присоединили ровно в том году, в котором Англия признала, наконец, независимость Америки - 1783.

Короче, рекомендую прогрессивным меньше балаболить о своей прогрессивности и образованности на фоне "ватников и колорадов", а больше читать - оно и полезнее, чем делать разные комментарии с космическим апломбом и космической же глупостью.

Источник: КП

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также