Нынешняя политическая обстановка очень похожа на Великое Стояние на Угре
Своей речью в Крыму Путин взял курс на примирение с Западом. Российский президент не хочет конфронтации и он готов пойти на уступки. Так сегодня выглядит международная позиция России. В августе мы прошли важную и опасную историческую развилку – вероятность ядерной мировой войны была крайне высокой, а конвенциональная война могла вспыхнуть в любой момент. Сейчас эта опасность отступила, но не исчезла с горизонта.
Преподаватель МГУ и советник главы РЖД В.И. Якунина, Владимир Куликов остроумно сравнил нынешнюю ситуацию с Великим Стоянием на Угре. Напомню, что в 1480 году на берегах небольшой красивой и чистой речки Угра в Калужской области долгое время стояли и сопели, глядя друг на друга, две армии – русская и ордынская. Незадолго до этого Россия «встала с колен» - отказалась платить дань Орде и присягать на верность ордынскому хану. Стояние на Угре решало, останется ли Москва независимой, или снова покорится наследникам Батыя. Постояли войска, постояли – а потом разошлись без боя. На этом и окончилось Стояние, а с ним и татарское иго понемногу рассосалось.
Современники не могли решить, кто победил в Стоянии на Угре. Русского правителя – великого князя Московского Ивана III Васильича – упрекали в нерешительности, трусости, неготовности к бою. Иванслил, одним словом. Только через несколько месяцев, когда хана Ахмата зарезали родичи, и Орда развалилась, стало ясно, что русские победили.
Неясна ситуация и в сегодняшнем противостоянии: уж очень сложная конфигурация. Тут тебе и Донбасс, и Евросоюз, и Латинская Америка, и Ближний Восток.
Россия отступила по ряду фронтов. Вызывавшие ненависть Киева русские военачальники Стрелков и его команда были отозваны; видимо, независимой Новороссии не быть, но какая-то степень автономии сохранится у Донбасса и Луганска, возможно, в согласии с олигархами. Контр-санкции были переосмыслены как «защита отечественного производителя», а не «ответные меры». Масштабная и зрелищная операция с «гуманитарным конвоем» прошла в щадящем режиме: водители огромных белых фур охотно открывали свои борты и показывали иностранным корреспондентам их мирное содержимое.
Отступила Россия и на Ближнем Востоке, где пылает Ирак. Россия просила в ООН разрешения доставить гуманитарную помощь донбасцам – и получила отказ; США, никого не спросясь, бомбили центральный Ирак. Россия просила признать референдум Донбасса – ей отказали. Но Запад охотно согласился признать референдум иракского Курдистана. Россию винят в поставках оружия донбасцам – но Запад открыто поставляет оружие курдам. То есть Запад делает все, что хочет, а Россия – не моги.
Россия могла бы заблокировать одобрение действий США – в Совбезе ООН. В другое время она так бы, наверное, и поступила. Но сейчас Россия поддержала британскую резолюцию по Ираку, вводящую санкции против боевиков – а неявно разрешающую США бомбить Ирак. Это большая уступка. Не то, что самозваный Халифат, он же Исламское Государство или «Даиш» по-арабски, заслуживает одобрения. Это кошмарная банда отморозков-такфиров, взращенная Соединенными Штатами, Саудовской Аравией и Израилем. Россия помогла Багдаду самолетами в борьбе с боевиками «Даиш». Однако действия США в Ираке – это тоже терроризм. Америка не имеет права бомбить Ирак. Тем более без прямой и явной санкции ООН. Поддержав британскую резолюцию, Россия показала свою готовность и дальше действовать по правилам, установленным США и их союзниками.
Если вы ожидали яркой и красочной конфронтации, Куликова поля – вы разочарованы. Путин ближе к Ивану III, чем к Дмитрию Донскому. А чем окончится долгое стояние – все еще рано судить. Если развалится под ударами контр-санкций Евросоюз, а в США возьмут верх вменяемые силы – Путин победит. Но гарантий нет.
Источник: КП