События в Украине развиваются всё быстрее и быстрее. Очень реальна угроза экономического паралича и более масштабной войны с Россией. В настоящем очерке будет доказываться мысль о том, что нам нужно замечать свои исторически сложившиеся предубеждения в понимании и неправильном понимании событий.
Моё собственное предубеждение – антивоенное. Сейчас не то время в человеческой истории, чтобы демонстрировать геополитическую силу и играть в военные альянсы. Сейчас время для скоординированных действий международного сообщества по решению проблем климатических и экономических проблем. Я – профессор социальной и коммунальной психологии Университета Тромсё в арктической Норвегии, возле границы с Россией. Я не владею какими-то особыми познаниями о России, помимо тех, что есть в обычных источниках (Google Scholar, Wikipedia, JSTOR). У меня литовская фамилия, унаследованная от моего деда, который эмигрировал в 1897 году, когда Литва находилась под властью России.
Известное высказывание Джеймса Джойса о том, что «история – это кошмар», от которого мы должны постараться пробудиться, удачно описывает текущие события в Украине. Все причастные к ним страны подвержены влиянию предубеждений, исходящих от хранящейся в памяти, искажённой, забытой и мифологизированной истории, которую они несут в своём сознании. Хаос на Майдане, неофашисты на властных должностях в Киеве, аннексия Россией Крыма – это пятна Рошарха, которые каждый видит по-своему, в зависимости от исторически обусловленных воззрений, которые властвуют над его умом. Наши национальные воспоминания наделены страстью и властью над нами, которые слепо толкают нас к ненависти и войнам. История, в которую мы верим, делает нас лёгкой жертвой манипуляций и разрушительных поступков.
5 марта Хилари Клинтон сказала Путину, что забота Путина о русских в Украине похожа на заботу Гитлера о немцах в Польше и Чехословакии. Она также похожа на тревогу Рональда Рейгана за американских студентов-медиков в Гренаде, которой он оправдал своё вторжение 1983 года в эту маленькую островную страну. Клинтон сказала: «Мы можем вынести урок из этой использовавшейся ранее тактики».
Это хороший совет, если мы рассмотрим эту тактику:
- а) персонификации страны личным именем её лидера, и
- б) последующего навешивания на этого лидера ярлыка «Гитлер».
Это верный способ разбудить в американской национальной памяти зверя и мобилизовать США на новую борьбу со злом, олицетворяемым новым Гитлером. Джон Керри сказал, что Асад – это Гитлер. Маккейн сказал, что Гитлер – это Кастро. Джордж Буш сказал, что Гитлер – это Саддам Хусейн. Дональ Рамсфельд сказал, что Гитлер – это Чавес. В список лидеров, которых США избирали своей мишенью в качестве Гитлера, вошли Альенде (Чили), Норьега (Панама), Ортега (Никарагуа), Милошевич (Сербия), Арафат (Палестина), Каддафи (Ливия), Ахмадинеджад (Иран) и Ким (Северная Корея).
Вообще-то, Гитлер был побеждён больше усилиями СССР, чем США. После Сталинградской битвы в феврале 1943 года и Курской битвы в августе 1943 года Германия, по сути, проиграла Вторую мировую войну. День «Д» наступил годом позже, в июне 1944 года. На советские армии пришлось свыше 90 процентов общих потерь Германии. Тем не менее, американцам запомнилось, что Гитлера разбили именно они.
Американцы также «помнят об Аламо». В 1835 году американские поселенцы на мексиканской территории Техаса почувствовали угрозу со стороны правительства Санта-Анны в Мехико, которое пришло к власти в результате переворота. В 1836 году американские поселенцы в Техасе объявили о своей независимости, а позднее договорились о присоединении к Соединённым Штатам. Таким образом, американцы могут, если захотят, понять, что крымчане чувствовали угрозу со стороны правительства в Киеве, которое пришло к власти в результате переворота, и что крымчане тоже объявили о независимости, а затем тоже договорились о присоединении к стране своего происхождения. Однако в отличие от Техаса Крым ранее в течение 170 лет уже был в составе России.
Точно так же как Аламо является канонической исторической достопримечательностью для американцев, так же и крымская крепость Севастополь является канонической исторической достопримечательностью для русских. Оба символизируют непоколебимую отвагу и жертвы перед лицом превосходящих сил противника. Осада Аламо в 1836 году длилась 13 дней и закончилась тем, что 1500 мексиканских солдат подавили сопротивление 250 американцев, героически погибших, защищая свободу и независимость. Первая оборона Севастополя началась в 1854 году, длилась два года и закончилась тем, что 175 тысяч британских, французских, турецких, немецких, итальянских, польских и швейцарских солдат подавили сопротивление 35 тысяч российских солдат, героически защищавших российский Крым. Вторая оборона Севастополя началась в 1941 году, длилась один год и закончилась тем, что более чем 200-тысячная группировка немецких, румынских, итальянских и болгарских войск подавила сопротивление 106 тысяч советских солдат, героически защищавших российский Крым. Когда американцы ощущают волнение при воспоминании об Аламо, они могут начать представлять себе всю глубину чувств, которые должны испытывать русские, вспоминая Севастополь.
Америка ощутила на себе вторжение иностранных сил во время Войны за независимость 1770-х гг., а затем в незначительной степени во время войны 1812 года. Но только два внешних нападения отпечатались в американской психике с исторической силой. Одним было 7 декабря 1941 года – атака на Пёрл-Харбор, которая продолжалась не более 2 часов и унесла жизни 2400 американцев. Другим является 11 сентября 2001 года – атака на Нью-Йорк и Вашингтон, продолжавшаяся менее 3 часов и унесшая жизни 3000 человек. Жажда мести за эти теракты настолько глубоко и прочно засела в американцах, что они готовы заплатить любую цену и пойти на нарушение любых законов, лишь бы не допустить повторения подобных атак.
Таким образом, американцы могут, если захотят, должным образом оценить реакцию Россию на возможность нападения иностранных армий, а также могут понять, почему Россия тоже готова заплатить любую цену и пойти на нарушение любых законов, лишь бы не допустить повторения подобных атак.
США не страдали от внешних вторжений, потому что с востока и запада страну омывают большие океаны, а на севере и на юге она граничит со слабыми, мирными странами. У России нет естественных защитных преград, а с трёх сторон её окружали агрессивные соседи. Хотя эту историю могут забыть или отрицать, турки, поляки, шведы, французы, немцы, британцы и японцы – каждый из этих народов вторгался в Россию, и не раз. Например, в начале XVII века Польша дважды завоёвывала Россию, когда её государственная власть пребывала в расстройстве.
Россияне всех классов общества объединились в народном восстании и спасли страну. В 1613 году царь из династии Романовых учредил праздник «День освобождения Москвы от польских захватчиков», который теперь отмечается каждое 4 ноября как «День народного единства». В начале XVIII века в Россию с 40-тысячной армией вторглась Швеция, но потерпела поражение в результате применения Петром Великим тактики выжженной земли при отступлении через бескрайние пространства. Спаслись только шведский король и 543 солдата.
То, что заставляет Россию требовать, чтобы её соседи не угрожали её безопасности, не является какой-то уникальной чертой личности царя Петра или президента Путина. Это коллективная российская память о вторжениях. У каждой эпохи в истории была своя военная сверхдержава, и каждая сверхдержава одна за другой нападала на Россию:
Монгольская сверхдержава: Монгольская империя была крупнейшей в истории, завоевавшей Китайскую и Персидскую империи. В 1238 году монголы пересекли реку Волгу с 35 тысячами конных лучников при поддержке 70 тысяч турков (так в тексте; прим.), в их распоряжении были китайские осадные орудия для штурма обнесённых стенами городов. Они завоевали большинство русских земель, а также Крым. В 1240 году монголы захватили Киев и уничтожили бо́льшую часть его 50-тысячного населения. По имеющимся оценкам во время монгольского нашествия погибло 500 тысяч жителей Киевской Руси (русские, украинцы, белорусы). После этого региональные ханы продолжали нападать на Россию на протяжении ещё нескольких столетий. Так, в 1382 году Золотая Орда осадила Москву, вырезала 24000 москвичей, а тысячи увело в полон.
Османская сверхдержава: В XVII веке на пике своего могущества Османская империя контролировала половину Средиземноморья, а также весь Черноморский регион и весь район Красного моря. Крымские татары снабжали османскую работорговлю путём «сбора урожая в степи», захватив с 1500 по 1700 годы по оценкам историков 2 миллиона пленников. К примеру, в 1571 году объединённое 120-тысячное крымско-османское войско вторглось в Россию, сожгло Москву, убив около 80 тысяч русских и угнав на невольничьи рынки Крыма 150 тысяч пленников. Историки насчитали более 50 татарских набегов. Последний «урожай» из русских был собран в 1769 году. По итогам 7-й русско-турецкой войны русские завоевали Крым и окончательно избавились от татарских набегов и рабства. В 1783 году Россия присоединила к себе Крым. Это произошло в то же историческое время, когда американские колонии окончательно освободились от гнёта британских налогов.
Сверхдержава Наполеона: На службу своей принудительной дипломатии и новой военной тактики массовых армий и мобильной артиллерии Наполеон поставил страстные идеалы Великой Французской революции, что сделало его непобедимым при завоевании континентальной Европы за каких-то 9 лет. В 1812 году Наполеон собрал армию, крупнейшую из всех, когда-либо виданных Европой. По оценкам историков, она состояла из 600 тысяч солдат, среди которых 98 тысяч было из Польши. Хотя Наполеон выиграл битвы при Вильно, Смоленске и Бородино, русская стратегия выжженной земли и отступления через огромные пространства, включая эвакуацию и сожжение Москвы, истощила и деморализовала армию завоевателей. Зимнее отступление из Москвы пережила сравнительно небольшая его часть. Потери русских оцениваются в размере 150-400 тысяч солдат и примерно такого же количества мирных жителей.
Нацистская сверхдержава: На службу своей принудительной дипломатии и новой военной тактики блицкрига Гитлер поставил страстные идеалы фашизма, что сделало его непобедимым при завоевании континентальной Европы за какие-то 2 года. В 1941 году Гитлер собрал армию, крупнейшую из всех, когда-либо виданных Европой. По оценкам историков, она состояла из 3,2 миллиона немецких, а также примерно 500 тысяч итальянских и румынских солдат. Хотя Наполеон захватил бескрайние просторы территории, ему не удалось взять ни Москву, ни Ленинград, ни Сталинград, ни каспийские нефтяные месторождения. Потери СССР оцениваются в размере 8-13 миллионов солдат и не меньше 20 миллионов мирных жителей. В блокаду Ленинграда, например, погибло 200 тысяч солдат и 1,2 миллиона мирных жителей. На фоне этого общие потери США за годы Второй мировой войны составили 418 тысяч военнослужащих и менее 2 тысяч гражданских.
Американская сверхдержава: На службу своей принудительной дипломатии и новой военной тактики тайных операций, сверхсовременных военных технологий и экономической войны для достижения того, что они называют «полным спектром доминирования», США поставили страстные идеалы демократии. Учитывая неограниченные военные ресурсы их самих и остальных 27 стран НАТО, которых они контролируют, а также ресурсы их азиатских союзников – Австралии, Новой Зеландии, Японии и Южной Кореи – под командованием США находится величайшая военной силой из всех, когда-либо виданных миром. Как и другие сверхдержавы, США и их союзники по НАТО, судя по всему, берут в свои прицелы Россию. Может быть, история холодной войны заставляет их смешивать Россию с СССР, а также многочисленными преступлениями диктатуры Сталина (урождённого грузина) и Хрущёва (урождённого украинца). Или, возможно, расистское восприятие русских как «унтерменшей» всё ещё живёт в западных умах. А может, неисчислимые ресурсы России слишком привлекательны, чтобы пройти мимо.
Президент Горбачёв дал согласие на воссоединение Германии, исходя из обещаний президента Буша и канцлера Коля о том, что НАТО не будет расширятся на восток, после чего НАТО именно так и поступило, предложив готовиться к членству даже Украине и Грузии. Грузия находится ближе к Индии, чем к Северной Атлантике. США решили установить противоракетные системы в Польше, предназначенные якобы для того, чтобы сбивать несуществующие иранские МБР, но обладающие подозрительной способностью нейтрализовать средства ядерного сдерживания России. Из последних перехваченных телефонных переговоров видно, что должностные лица Госдепартамента США (Виктория Нуланд и Джеффри Пайетт) выбирали для Украины членов нового антироссийского правительства тогда, когда законно избранное и конституционное правительство ещё находилось у власти. Затем устроенный неизвестными снайперами хаос в Киеве привёл к падению избранного правительства Украины. В соответствии с американскими планами власть в Киеве взяло новое специально подобранное антироссийское правительство, которое страны НАТО быстро объявили легитимным.
Легко понять, почему Россия должна была воспринять эти события как подготовку ещё одной сверхдержавы к нападению на неё. Абсолютно предсказуемо, что Россия должна была отреагировать так, чтобы защитить себя, чего бы это ни стоило. Утверждения о том, что Путин – это «Гитлер», или что Европе вновь угрожает сталинская «Красная Армия», представляют собой манипуляцию сознанием при помощи исторически заряженных слов-триггеров. Вследствие того, что американцы ничего не знают о российской истории и не имеют национального опыта иностранного вторжения, они не могут выйти за рамки своей собственной риторики холодной войны. Они не могут представить себе историю, увиденную с российской точки зрения. А вот европейцы знакомы с ужасами войны на своей территории и хорошо помнят свою собственную историю походов в Россию. В этом кризисе именно европейским странам необходимо подняться и достучаться до сверхдержавы, пока инцидент не перерос сначала в войну с применением обычных вооружений, а затем – ракет и ядерного оружия. В настоящий момент истории человечества у мирового сообщества есть более неотложные и первостепенные дела, чем повторное разыгрывание наших исторических кошмаров.