Аналитика

В южнокорейских СМИ - в издании "Ачжу Ньюс" - появилась статья, вызвавшая заметный интерес в экспертной среде. Ее автор - Пак Пен Хван, бывший высокопоставленный дипломат МИД Республики Корея, эксперт по России и нынешний глава Института евразийских стратегических исследований - утверждает, что нынешние успехи Южной Кореи в сфере вооружений и аэрокосмических технологий в значительной степени обязаны России. В материале, озаглавленном "К-оборонка" и вклад России", подробно описывается, как сотрудничество в 1990-х и 2000-х годах, включая знаменитый "проект Бульгом" и создание ракеты KSLV-1 "Наро", стало фундаментом для сегодняшнего "чуда K-Defense", о котором многие говорят сейчас.

От самодостаточной обороны к глобальным амбициям

Поводом для обсуждения стала недавняя речь президента Ли Чжэ Мёна на оборонном форуме в Кояне, где он объявил о намерении вывести Южную Корею к 2030 году на четвертое место в мире по объему оборонных и аэрокосмических производств. По данным SIPRI, страна уже занимает 10-е место, а доля корейского оружия на мировом рынке выросла с 1% до 2,8% за последние годы.

На фоне этих успехов автор статьи подчеркивает: за "взлетом K-Defense" стоит не только труд корейских инженеров, но и "внешние стимулы" - прежде всего технологическое наследие, полученное от России.

"Проект Пульгом": российские танки, которые изменили Корею

В статье подробно разбирается программа "Пульгом" (Бурый медведь) - форма погашения долгов России перед Южной Кореей, в рамках которой в середине 1990-х годов Москва поставила Сеулу современное вооружение.

В первой фазе проекта (1995-1998) Корея получила танки Т-80U, БМП-3, ПТРК "Метис" и ПЗРК "Игла". Эти образцы стали лабораторией для будущих разработок - например, автоматическая система заряжания и газотурбинный двигатель Т-80 легли в основу южнокорейского танка K2 "Черная пантера" и самоходной гаубицы K9.

Во второй фазе (2002-2006) поступили десантные суда на воздушной подушке "Мурена", вертолеты Ка-32 и Ансат, самолет Ил-103, а также оборудование и документация, позволившие изучить принципы авиационной электроники. На базе этих знаний позже появились истребитель KF-21 "Пораме", ЗРК "Чхонгун" (KM-SAM) и ПТРК "Хёнгун".

Автор отмечает: мало кто осознает, что опыт эксплуатации российских систем стал для Сеула настоящим технологическим трамплином, позволив перейти от "сборки по лицензии" к созданию собственных платформ.

Корейский космос: от "Наро" до "Нури"

Отдельный раздел статьи посвящен совместному проекту "Наро" (KSLV-1), реализованному в 2004-2013 годах. Россия предоставила первую ступень ракеты, двигатель и систему управления, а южнокорейские инженеры получили доступ к проектной документации и лично участвовали в сборке и запуске.

Автор напоминает: в то время США отказались помогать Сеулу, считая космическую программу "избыточной", а Россия - единственная из развитых стран - согласилась на сотрудничество. Этот опыт позволил Корее создать космодром и затем уже полностью национальный носитель "Нури" (KSLV-2), который сегодня успешно выводит спутники на орбиту.

Москва - незримый архитектор "K-Defense"

Бывший дипломат прямо заявляет: роль России в становлении корейского ВПК недооценена. США, несмотря на десятилетия союзнических отношений, предпочитали поставлять готовое оружие без технологий, тогда как Москва в 1990-2000-х делилась ключевыми разработками.

По его словам, "вклад России был двойным": технологический - передача ноу-хау, без которых невозможно было бы создать ряд систем; рыночный - после начала войны на Украине спрос на корейское оружие резко вырос в Европе и на Ближнем Востоке, где "российский фактор" стал своеобразной рекламой эффективности "K-Defense".

Приводятся примеры: Польша, Румыния и Саудовская Аравия массово закупают корейское вооружение, а иностранные СМИ иронизируют, что "Россия доказала боеспособность корейских систем, сама того не желая".

Инерция мышления эпохи холодной войны и необходимость переоценки

В заключительной части автор рассуждает, что в Южной Корее до сих пор сильны стереотипы времен холодной войны. Россия, по его мнению, давно перестала быть идеологическим противником, и настало время рассматривать ее как технологического и научного партнера, особенно в условиях растущего международного соперничества.

Он призывает освободиться от догматизма и объективно признать вклад Москвы в развитие южнокорейской оборонной и космической мощи - не в качестве оправдания, а ради трезвого понимания исторических взаимосвязей.

Справка "РГ"

Пак Пен Хван - бывший кадровый дипломат МИД Республики Корея, эксперт по России, всю свою карьеру занимался РФ и странами СНГ, проработал долгое время на ответственных должностях на этом направлении. Окончил юридический факультет университета Корё (Сеул), учился также в Оксфордском университете (Великобритания). Среди основных назначений - советник-посланник в посольстве РК в Москве, Ташкенте, генеральный консул РК в Иркутске. В настоящий момент возглавляет Институт евразийских исследований, приглашенный профессор Университета Санмён (Сеул), активно комментирует для местных СМИ ситуацию вокруг России и стран бывшего СССР.

Источник: rg.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.12:  872  руб.
Поддержали проект: 3 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также