Подростки в немецкой земле Баден-Вюртемберг недавно обнаружили в своих почтовых ящиках заманчивые письма от бундесвера. Текст письма начинался со слова "Привет" и личного обращения по имени, а дальше следовало предложение поближе познакомиться с солдатской жизнью и узнать о вакансиях в немецкой армии. Подростков приглашали посетить "День бундесвера", который ежегодно проходит в июне, и мероприятие под названием "Мы ищем таланты". Участникам обещали бесплатную дегустацию армейских пайков, "контактный зоопарк" с "Леопардами", "Пумами" и другой военной техникой, а также "мега-шоу" от местного командования РХБЗ - войск радиационной, химической и биологической защиты.
В Баден-Вюртемберге военным запрещено приходить в школы с целью пропаганды службы в армии, поэтому они активно используют иные каналы коммуникации. Но такие же письма подростки регулярно получают и в других федеральных землях. Бундесвер испытывает хроническую нехватку рекрутов, а 16-17-летние юноши и девушки, не определившиеся еще с выбором будущей профессии, являются для военных наиболее привлекательной целевой аудиторией.
Чтобы предупредить возможные вопросы о законности таких рассылок, возникающие как у самих адресатов, так и у их родителей, в конце каждого письма стоит приписка мелким шрифтом о том, что персональные данные подростков получены с соблюдением всех правовых норм - от коммунальных служб, которые каждый год передают в бундесвер информацию о гражданах, достигающих в ближайшее время совершеннолетия. Тем самым молодым немцам заодно напоминают, что всеобщая воинская обязанность в стране не отменена полностью, а только приостановлена, и что армия по-прежнему внимательно следит за потенциальными призывниками.
Но письма и ежегодный день открытых дверей - далеко не единственные способы, с помощью которых бундесвер пытается решить кадровую проблему. На свою рекламу немецкая армия ежегодно тратит десятки миллионов евро. Объявленный в мае этого года Министерством обороны конкурс для рекламных агентств предусматривает бюджет в 200 миллионов евро на ближайшие четыре года. Как отмечает отраслевое издание Horizont, это самый крупный публичный тендер в области маркетинга в Германии в этом году.
Бюджеты тратятся на действующие по всей стране военные "центры карьеры", летние лагеря для молодежи, различные мероприятия, наружную рекламу, привлекательные веб-сайты, съемку видеороликов и целых сериалов. В 2016 году бундесвер запустил интернет-сериал "Рекруты", рассказывающий о жизни новобранцев и обошедшийся в восемь миллионов евро. За ним последовали сериалы про операции немецкой армии в Мали, про службу спецназа, про женщин-военнослужащих - все также с многомиллиоными бюджетами. Правда, особым успехом все эти фильмы не пользовались. Первые серии "Рекрутов" на эффекте новизны привлекли к себе повышенное внимание, но затем интерес зрителей к армейскому киноискусству быстро иссяк.
Немцы в большинстве своем вообще не испытывают каких-то особых чувств к бундесверу, если таковым только не считать равнодушие. До недавнего времени большинство жителей страны предпочитали вообще не вспоминать, что у них есть армия. А если и вспоминали, то как правило по не самыми положительным для имиджа бундесвера поводам - например, в связи с отправкой войск в очередную зарубежную операцию, где действия немецких военных нередко становились причиной гибели гражданского населения. Из-за подобных инцидентов военнослужащие в самой Германии даже старались не появляться на публике в форме - можно было вполне нарваться на брошенное в лицо слово "Убийца!".
В последнее время, правда, имидж армии несколько улучшился. Сыграла свою роль и массированная реклама, и напряженность военно-политической обстановки. Эту напряженность, кстати, бундесвер активно эксплуатирует, и его последняя рекламная кампания, проходящая под лозунгом "Делай, что действительно важно", напрямую отсылает к конфликту на Украине. Но принципиально настроения в немецком обществе так и не изменились - оно по-прежнему остается по большей части пацифистским, а молодежь все также не испытывает особого желания идти в армию. Привлекательным работодателем бундесвер считают только около 10 процентов молодых немцев.
Поэтому перед рекламщиками Минобороны, наряду с прямым привлечением рекрутов, стоит и другая задача - повысить "заметность" армии в обществе. Военных капелланов и музыкантов, например, отправляют на мероприятия Конгресса немецкой евангелической церкви, хотя им там и не очень рады. В немецких городах в рекламный камуфляж бундесвера раскрашивают целиком автобусы и трамваи. Немцам это тоже не слишком нравится, но зато они вспоминают, что у Германии тоже есть армия. Наглядной частью рекламной кампании сделали даже самих военнослужащих. С 2020 года им предоставили возможность бесплатно ездить по железной дороге, но только при условии, что едут они в униформе. При этом в Министерстве обороны особо и не скрывали, что бесплатный проезд - это совсем не льгота, а именно повышение той самой заметности бундесвера.
Но несмотря на все усилия и бюджеты, добиться реально ощутимых результатов, а именно увеличения числа рекрутов, немецкой армии так до сих пор и не удалось. Ее численность уже много лет стагнирует на отметке в 180 с небольшим тысяч, и никаких признаков движения этой цифры вверх пока не намечается. Бундесверу, тем не менее, крайне необходимы еще как минимум 20 тысяч солдат - для того, чтобы выполнить обязательства перед НАТО и предоставить альянсу две дивизии постоянной готовности. Но в то, что новобранцев удастся набрать в нужном количестве, не верят, похоже, и в самом Минобороны. Дата, к которой численность бундесвера должна составить 203 тысячи человек, постоянно "сдвигается вправо", а недавно глава ведомства Борис Писториус заявил, что требуемого количества солдат в немецкой армии, скорее всего, не будет и к 2031 году.
Источник: rg.ru