Казахстан охвачен бунтами, а на Байконуре наконец вспомнили про местную Росгвардию и полицию, которым незадолго до этого в Москве в профильных ведомствах решили значительно сократить зарплаты.
И которые, сейчас, получается, единственные, кто способен держать оборону, защищая российское имущество и российских граждан на этой территории.
«Филиалы предприятий Роскосмоса, правоохранительные органы, городские службы и организации работают в штатном режиме. Оперативный штаб, созданный при администрации Байконура, полностью контролирует обстановку в городе. Вооружённая охрана ключевых объектов космодрома усилена», - сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Однако сами байконурцы насчёт происходящего настроены не столь оптимистично. Да, последняя ночь ночь на знаменитом космодроме прошла относительно спокойно, но никто не знает, что будет завтра.
С начала беспорядков в Казахстане соседние посёлки, по словам байконурцев, тоже бесчинствуют. Есть опасения, что все это рано или поздно перекинется и к ним.
«В Тюратам (Торетам) и Акае вчера перекрыли ж/д дорогу, по которой у нас мотовозы ходят, грозились взорвать газовые заправки, которые находятся близко от города», - рассказали «МК» россияне, проживающие на Байконуре. По их словам, в город уже подогнали два БТРа и усилили охрану на КПП. Раньше, если честно, при желании туда несложно было попасть любому. А уж казахстанские коровы и верблюды безо всяких проблем шастали туда-сюда, чтобы вольготно пастись на мусорных свалках Байконура.
«Если протестующие пойдут с Кызылорды (соседний город - Авт.), и забор не спасёт», - беспокоятся местные. Они не знают, какие именно донесения отправляются в Москву сегодня и насколько они соответствуют действительности, а не приукрашивают ее. Накануне была устроена перекличка работников ЦЭНКИ (Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры), из Москвы прилетает какой-то борт. То ли с помощью, то ли эвакуировать начальство.
«Ходят слухи, что главы администрации в данный момент на месте нет, замов нет, начальника УВД тоже нет. Полицию вчера подняли по тревоге, вооружили весь личный состав, те находятся в полной боевой готовности, но все равно, если честно, страшновато».
Конечно, никто не ожидал, что в Казахстане внезапно начнутся беспорядки. Иначе бы московское руководство силовых ведомств не делало весь прошлый год то, что делало. Понижало зарплату местным силовикам.
Здешние росгвардейцы и полицейские из последних сил через суды весь год отбивались от того, что их семьи поставили фактически на грань выживания. Так решили на самом верху.
В 2021-м сотрудники Росгвардии Байконура были лишены значительной части денежного довольствия, так называемого коэффициента 1,4 «за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним условиях». Эту доплату они получали ещё со времён Советского Союза. Ее не сняли даже в лихие 90-е, когда Байконур стал территорией Казахстана и был отдан в длительную аренду РФ.
В среднем сержант Росгвардии вместе с доплатой получал чуть за 40 тысяч рублей. Без неё остаётся меньше тридцатки. В общем, не разгуляешься. Штат Росгвардии Байконура сейчас составляет чуть больше 70 человек, каждому успели не доплатить в среднем 200 000 рублей.
Сами росгвардейцы, как известно, не имели права публично выражать свое недовольство. Поэтому за них вступились супруги. Женщины судились, писали жалобы, писали в суды, во все вышестоящие инстанции…
«Мы отправили запрос в правительство — как же так, ведь есть постановления правительства, почему на них даже не смотрят? Но все наши просьбы и документы переслали в финансово-экономический департамент Росгвардии, то есть именно тем, кто и не хочет нам платить, и на этом все заглохло».
В «МК» вышла статья на эту тему. Скандал получился громкий. После чего всей инициативной группе, судя по всему, заткнули рот: «Большое спасибо за помощь и содействие в нашей проблеме. Но жены росгвардейцев больше не отстаивают своих мужей. Наша позиция не должна мешать их службе, а тем более не вредить», - поблагодарили они «МК» за участие к их проблеме.
С росгвардейцами прокатило, следующими на очереди по ликвидации районного коэффициента 1,4, оказались сотрудники полиции (1500 человек), УФСИН, МЧС. В общем, все те, кто в случае ЧП, и должны грудью стать на защиту космодрома… Так как российских военных на Байконуре, как известно, нет. Многие полицейские собирались подавать рапорты на увольнение. Но где ещё работать? На Байконуре, анклаве, на тысячи километров удалённом от территории РФ, лишних вакансий не имеется.
В октябре через суд росгвардейцам все-таки удалось доказать правомерность выплат коэффициента 1.4. Однако всем сразу дали понять - тот останется только до 1 июля 2022 года, дальше - тишина.
Поэтому Новый год здесь встретили, мягко скажем, не радостно. И ничего хорошего от него не ждали.
«Каждый раз нам приходится что-то отстаивать, судиться, доказывать. Всё приходится выдирать, просто сплошная борьба за свое существование и будущее своих детей, надоело уже», - написали мне в своём поздравлении байконурцы.
И вот, получается, сработал эффект бумеранга. Единственные, кто способен сейчас защитить Байконур - полицейские и Росгвардия, которым государство дало понять, что их службу никто особо не ценит.
Понятное дело, что есть присяга, и люди в погонах будут защищать то, что им прикажут. Тем более, что в городе остаются их семьи.
Но о чем думали те, кто решил оптимизировать их зарплаты. И что там теперь по поводу 1 июля 2022 года и окончания всех выплат? Неужели не передумают?
Источник: mk.ru