Ежегодно, начиная с 1952 года, в аналитическом центре RAND Corporation в Санта-Монике, штат Калифорния, проводятся военные игры «Red on Blue» с моделированием ситуаций. Цель этих игр – понять, способны ли «синие», представляющие вооруженные силы Соединенных Штатов, противостоять «красным» противникам, под которыми подразумеваются силы России и Китая.
Моделируя использование обеими сторонами ассиметричных стратегий или вооружений, военные стратеги Пентагона вынуждены иметь дело с многочисленными неизвестными факторами угрозы. Цель состоит в том, чтобы обучить военных НАТО тому, как формулировать стратегии для обучения и реагирования на возникающие угрозы.
Однако, аналитик RAND Дэвид Очманек сказал в недавнем интервью изданию Breaking Defense, что если «синие», представляющие нынешний военный потенциал Соединенных Штатов, вступят в войну с «красными», представляющими объединенный неядерный потенциал России и Китая, «синим» основательно надерут задницу».
Доклад RAND Corporation под названием «Дефицит безопасности Америки», опубликованный 7 марта, показал, что несмотря на ежегодное расходование 700 миллиардов долларов на разнообразные высокотехнологичные супер-вооружения, включая самолеты-невидимки и 300-метровые авианосцы, американские войска «терпят сокрушительные поражения в одном сценарии за другим и до сих пор не могут ничего противопоставить военному преимуществу России или Китая перед союзниками США в Прибалтике или на Тайване.
В восьмидесятые годы, когда президент США Рональд Рейган увеличил расходы на оборону до 5 процентов ВВП, чтобы профинансировать запуск своей программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ), Советскому Союзу пришлось довести свои военные расходы до 20 процентов. А несколько позже, в 1991 году, СССР потерпел финансовый крах и распался, после чего для вооруженных сил Соединенных Штатов началась эпоха бесспорного глобального превосходства.
Президент Клинтон объявил о «дивидендах мира», то есть о высвобождении средств в результате ослабления гонки вооружений, и сократил военные расходы до 4 процентов ВВП, но террористическое нападение на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года и последующие войны в странах Ближнего Востока вновь вынудили Соединенные Штаты увеличить расходы на оборону. Президент Обама утвердил планы строительства десяти 300-метровых авианосцев класса Ford, причем авианосец CVN-81, который начнет строиться в 2024 году, будет носить название «Barack Obama.»
RAND Corporation подчеркивает, что расширение НАТО после окончания холодной войны и включение в состав альянса бывших членов Варшавского договора в Восточной Европе и Балтии сопровождалось для Соединенных Штатов возникновением ряда неопределенных обязательств в сфере безопасности.
В сочетании с экономическим прогрессом Китая, который обеспечил возможность провести быструю модернизацию вооруженных сил страны с акцентом на наступательный военный потенциал, эти обязательства привели к тому, что Америка в настоящее время сталкивается с «частичной утратой возможностей проекции силы».
Многие высокотехнологичные системы вооружений, приобретенных вооруженными силами США за последние два десятилетия, представляют реальную ценность. В то же время, оружие, развернутое на крупных сухопутных базах, складах снабжения и гигантских авианосцах, теперь оказалось уязвимым для высокоточных ракет большой дальности, созданных в России и Китае.
Бывший заместитель министра обороны США Роберт Уорк, имеющий многолетний опыт участия в военных играх RAND Corporation, недавно предостерег: «Во всех известных мне случаях, многоцелевые истребители F-35 обладают превосходством в воздухе. Но так происходит только тогда, когда они находятся в воздухе, а на земле их уничтожают в больших количествах».
Уорк также отметил: «Всякий раз, когда мы проводим учения, и силы «красных» разрушают нашу систему командования и управления, мы бываем вынуждены прекратить упражнение, потому что это очень сложно – руководить военными действиями из командного пункта с пустыми экранами и в условиях радиопомех.
Аналитик RAND Дэвид Очманек называет стремительно растущие арсеналы умного оружия у «красных» существенной угрозой для Соединенных Штатов. По его мнению, американским силам, которые опираются на сложную базовую инфраструктуру, такую как взлетно-посадочные полосы и топливные баки, придется очень трудно». Осторожно характеризуя мудрость и целесообразность строительства авианосцев стоимостью 13 миллиардов долларов каждый, эксперт сказал, что «все объекты, которые плавают на поверхности моря, будут находиться под угрозой».
Исследование RAND Corporation позволило также выявить, что огромные базы снабжения сухопутных войск и 58 боевых бригад модульного типа НАТО, расположенных по всей Европе, практически не защищены от крылатых ракет, ударных беспилотных аппаратов и вертолетов, «потому что Армия США в основном избавилась от своих мобильных войск противовоздушной обороны».
Военные игры RAND Corporation привлекли особое внимание к необходимости инвестировать около 24 миллиардов долларов в противоракеты, способные перехватывать наступательные ракеты, самолеты и беспилотные аппараты «красных». Краткосрочные меры должны включать в себя закупку большого количества новых армейских мобильных батарей ПВО ближнего действия (MSHORAD), то есть ракет Stinger, устанавливаемых на боевой машине Stryker. Долгосрочный ответ требует наращивания инвестиций в лазеры, рельсовые пушки и мощные микроволновые устройства для выведения из строя атакующих ракет.
Эксперты RAND одобрили проект бюджета военных расходов, предложенный администрацией Трампа, в котором планируется досрочный вывод из эксплуатации авианосца «Harry Truman» и двух десантных кораблей-амфибий. Высвободившиеся деньги предлагается реинвестировать в наземную противовоздушную и противоракетную оборону, а также в активизацию закупки истребителей F-35 для Корпуса морской пехоты, которые могут взлетать с крошечных импровизированных взлетно-посадочных полос.