Аналитика

Британский противолодочный фрегат “Монтроуз” пересекает воды Тихого океана. В середине декабря корабль сделал стоянку в Чили и в настоящее время направляется в Новую Зеландию. Конечным пунктом пребывания фрегата является Бахрейн. С января прошлого года это уже четвертый корабль королевских ВМС, посетивший Тихоокеанский регион. Это свидетельствует о заинтересованности Великобритании к возобновлению своего присутствия в интенсивно развивающемся азиатском регионе.

Подпись к изображению: Фрегат британских ВМС Монтроуз” на пути в Новую Зеландию

Министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон ясно дал понять, что королевские ВМС намерены постоянно присутствовать в Индо-Тихоокеанском регионе начиная с 2019 года. По заявлениям британского правительства, это осуществляется в интересах защиты международного права, включая свободу судоходства, рассматриваемую Великобританией как основу ее «безопасности и процветания как островного торгового государства».

Однако, многие считают, что британский флот не имеет возможности для осуществления подобных операций — как в Европе, так и в индийско-тихоокеанском регионе — без военно-морского сотрудничества с Францией.

Недоукомплектованный флот

Историк Пол Кеннеди из Йельского университета в интервью Asia Times выразил обеспокоенность нынешним численным составом британского военно-морского флота, несмотря на то, что корабли, готовящиеся вступить в строй, будут гораздо мощнее прежних.

Кеннеди, автору нашумевшей работы «Взлеты и падения великих держав», картина может показаться еще более мрачной, если на грядущих парламентских выборах в Британии одержат победу лейбористы под руководством Джереми Корбина, намеренные существенно сократить бюджетные расходы на оборону.

Иен Баллантайн, главный редактор военно-морского журнала Warships International Fleet Review, отметил, что возобновление военно-морского присутствия Великобритании в Восточной Азии означает, что королевские ВМС готовы вновь выполнять боевые задачи после затишья, вызванного катастрофическим сокращением оборонных расходов в 2010 году.

«При нынешнем состоянии британского флота, корабельный состав которого едва достигает трети от той мощи, которую он представлял к концу Холодной войны, некоторые политические круги серьезно обеспокоены тем, что переоценка военно-морских возможностей страны ведет к перенапряжению сил ради выполнения завышенных обязательств», — считает Баллантайн.

По мнению военно-морского эксперта, несмотря на то, что сейчас количество боевых кораблей основных классов в британском флоте является наименьшим за всю историю его существования, обнадеживающим является факт введения в строй новых авианосцев. Один из них уже спущен на воду, постройка другого в ближайшее время будет завершена. «Также принято решение о создании новых вспомогательных баз к востоку от Суэцкого канала и существует договоренность с союзниками, в том числе США и Японией, о проведении совместных морских операций, — добавляет Баллантайн. — Уже появляются первые свидетельства этого партнерства».

Тем не менее, он признает, что нынешняя роль британского флота в Индийском и Тихом океанах гораздо скромнее, чем в прежние эпохи. К тому же в своих действиях на море Великобритания сильно зависит от союзников, сотрудничество к которыми позволяет «восполнить нехватку боевых единиц и ресурсов у самой Великобритании».

Партнерство с Францией

По расчетам британского руководства, ограниченность оперативных возможностей королевских ВМС в Индо-Тихоокеанском регионе можно будет преодолеть за счет взаимодействия с французами. Две страны уже договорились, что к 2020 году их объединенный экспедиционный корпус должен иметь больше возможностей выступать в роли инструмента урегулирования возможных политических кризисов.

За прошедшие два года увеличилась координация действий между военно-морскими соединениями Великобритании и Франции в разных точках планеты — от Аденского залива до Восточной Азии. Последние несколько месяцев корабли обеих стран участвовали в миссиях по обеспечению свободы судоходства в спорных секторах Южно-китайского моря. Таким образом Лондон и Париж выразили свое критическое отношения к попыткам Китая милитаризировать этот район.

Французское военное присутствие в Индийском и южной части Тихого океана обусловлено наличием у Франции зависимых территорий в этих регионах. По этой причине обширный регион рассматривается Парижем как зона его стратегических интересов. Министр обороны Франции Флоранс Парли сообщила Asia Times, что “будучи единственным европейским государством, постоянно присутствующим в Индо-Тихоокеанском регионе, Франция участвует в локальной программе сотрудничества с целью обеспечить соблюдение международных норм, без вмешательства в разногласия между государствами региона».

Министр подчеркнула, что французский военный контингент не раз выступал в роли гаранта соблюдения права на свободу судоходства и воздушного пространства в регионе в соответствиями с предписаниями Конвенции ООН по морскому праву. Согласно заявлению Парли, сделанному в октябре, в 2019 году для усиления контроля над соблюдением международных норм в южные моря будет отправлен авианосец «Шарль де Голль» с авиацией на борту и кораблями сопровождения.

В документе, опубликованном в сентябре, Министерство обороны Великобритании заявляет, что в начале грядущего десятилетия, с введением в строй второго новейшего авианосца, Великобритания и Франция смогут развернуть объединенную ударную авианосную группировку, включающую силы и средства ВМС обеих стран.

Однако, хотя французы и готовы укреплять сотрудничество, британский кабинет, рассчитывающий создать в ближайшем будущем к востоку от Суэца франко-британской авианосной группировки (которая включала бы 3 авианосца — французский «Шарль де Голль» и британские «Королеву Елизавету» и «Принца Уэльского», по очереди выступающие в роли флагманского корабля), похоже, строит немного преждевременные планы.

«Сотрудничество между нашими военно-морскими силами и флотом Ее величества в ближайшие годы будет продолжаться во всех регионах, где присутствуют силы обеих флотов — в особенности в Индо-Тихоокеанском, — заявила глава Минобороны Франции. — Тем не менее, на данном этапе речь о совместных операциях авианесущих кораблей двух стран в ближайшие годы не идет».

Материально-технические трудности

Пол Кеннеди одобрительно отзывается о франко-британском военно-морском сотрудничестве, при условии, что оно будет грамотно осуществляться. По мнению Кеннеди, партнерство должно включать в себя совместные судостроительные проекты, взаимодействие в материально-технической сфере и так далее, вплоть до использования на начальном этапе французских кораблей в качестве группы сопровождения для нового британского авианосца.

Тем не менее, даже если Франция и Британия смогут договориться о совместных морских операциях в южных морях, им предстоит долгий процесс налаживания совместных систем связи и снабжения. Флоранс Парли высказала уверенность, что французские военно-морские базы в Индийском океане, обладая инфраструктурой для базирования «Шарля де Голля» и его ударной группы, смогут обслуживать и объединенную франко-британскую группировку. Профессор Кеннеди на этот счет более осторожен в прогнозах: «Я полагаю, любой из двух стран, чтобы держать крупное военно-морское соединение в Индийском океане в течение длительного периода, потребуется большое напряжение сил, с учетом их второстепенного статуса в качестве великих держав. Вопрос в том, воспользуются ли они базой в Персидском заливе, на острове Диего-Гарсия или заключат соглашение с каким-либо из государств Восточной Африки».

Зона действия франко-британской военно-морской тактической группировки существенно бы расширилась, если бы ВМС двух стран получили доступ в порты Индии. В минувшем феврале Париж подписал с Дели соглашение о взаимной материально-технической поддержке, которое позволяет военным кораблям одной из стран пребывать на военных объектах другой.  Однако, министр обороны Франции сделал акцент на том, что данное соглашение применимо только к двум сторонам, его подписавшим.

На двух фронтах

Помимо проблем материально-технического плана, возникают опасения, что если Великобритания отправит часть своих боевых кораблей на постоянное базирование в Индийский океан и моря, прилегающие к Китаю, у нее останется достаточно военно-морских сил в Европе, чтобы противостоять нарастающему агрессивному поведению российских ВМС.

Профессор Кеннеди задается вопросом, что произойдет, если над Северной Атлантикой нависнет серьезная угроза со стороны России, но при этом у Британии не будет Берегового командования, как в годы Второй мировой войны, а ее лучшие боевые корабли будут находиться вдали от родных берегов.

«Многие считают, что британскому флоту лучше сосредоточиться на растущей угрозе европейским морям со стороны России. С этой точки зрения решение послать авианосную ударную группу в другую часть планеты нельзя назвать дальновидным», — говорит Баллантайн. Он не сомневается в наличии у Великобритании значительных глобальных интересов и считает, что она имеет право заниматься их обеспечением. «Когда в строю будут два авианосца, можно будет говорить об отправке одного из них в отдаленную миссию, при условии, что второй продолжит действовать в Атлантике».

При этом Баллантайн допускает, что при сокращенном военном бюджете, ограниченном числе эсминцев и фрегатов, при отсутствии в ближайших планах постройки новых сторожевых кораблей и подводных лодок, а также из-за разногласий в политическом руководстве, «серьезные сомнения вызывает способность королевских ВМС одновременно сдерживать на море возрождающуюся Россию, проводить операции в Индийском и Тихом океане, да еще и по-прежнему держать контингенты в Персидском заливе и на Фолклендских островах. Выполнять эти задачи одновременно — непосильная ноша для флота Ее величества, несмотря на все его достоинства».

Источник перевод для MixedNews — Андрей Холомин

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 29.11: 10 350 руб.
Поддержали проект: 18 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также