Три года назад в России начал работу Национальный центр управления обороной РФ (НЦУО). Структура в составе Минобороны позволила увеличить скорость обмена информацией и как результат — сократить время принятия решений и цикл боевого управления. По мнению экспертов, России удалось опередить зарубежных партнёров в сфере автоматизации процессов управления обороной, а попытки Запада создать единый механизм взаимодействия военных и гражданских не увенчались успехом. О задачах и возможностях НЦУО — в материале RT.
1 декабря 2014 года на боевое дежурство заступил Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ), расположившийся в здании Минобороны. Уникальная информационно-аналитическая структура была создана менее чем за год.
НЦУО объединил функции Центрального командного пункта Генштаба и Ситуационного центра Минобороны, но функционирует на новой технологической платформе.
Программно-аппаратный комплекс (ПАК) на Фрунзенской набережной превосходит стоящий в Пентагоне суперкомпьютер по показателям производительности (16 против 5 петафлопс) и по возможностям хранения данных (236 против 12 петабайт).
ПАК является разработкой «Объединённой приборостроительной корпорации». Как отмечает Минобороны, машина способна обрабатывать гигантские объёмы информации, моделировать развитие событий и рассчитывать наиболее оптимальные варианты выполнения тех или иных задач.
Однако гипотетическое уничтожение этой мегаструктуры не будет означать краха всей системы управления обороной России. В военных округах работают аналогичные мини-центры. Таким образом, верховный главнокомандующий или другое уполномоченное лицо может управлять обороной из любого регионального штаба.
В круглосуточном режиме
Современный характер боевых действий требует согласованной оперативной реакции силовых и гражданских ведомств. Ключевая задача НЦУО заключается в осуществлении эффективного взаимодействия между различными видами и родами войск, а также между Минобороны, органами власти и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
На практике НЦУО позволяет в круглосуточном режиме через специальную автоматизированную систему контролировать ход выполнения Гособоронзаказа (ГОЗ), боевых и хозяйственных задач и даже ликвидацию последствий стихийных бедствий.
На сегодняшний день дежурная смена Центра управления повседневной деятельностью (одно из подразделений НЦУО) осуществляет взаимодействие с 78 органами исполнительной власти, государственными компаниями и организациями.
17 ноября 2017 года Сергей Шойгу сообщил журналистам, что система межведомственного взаимодействия позволяет Минобороны ежегодно экономить до 4 млрд рублей на услугах ЖКХ. Это стало возможным благодаря тому, что НЦУО ежесуточно контролирует количество потребляемой энергии, воды, тепла, угля, газа на объектах военного ведомства.
По словам Шойгу, в рамках НЦУО создана «достаточно надёжная система контроля за выполнением ГОЗ». Министр обороны заявил, что ежедневно в Сирию доставляется около 2000 тонн грузов. Столь внушительные объёмы поставок являются заслугой межведомственного взаимодействия, налаженного посредством НЦУО.
«Мы контролируем все перевозки как по воздуху, так и по автомобильным дорогам, морским путям сообщения... И сегодня мы гарантированно имеем все возможности для доставки в самые отдалённые районы в очень короткие сроки. <…> Мы контролируем все полигоны без исключения, что позволило нам вывести задействование полигонов более чем на 80%», — сказал Шойгу.
Повышение мобилизационной готовности
Российское руководство уделяет огромное внимание повышению эффективности межведомственного взаимодействия. Эта тема была одной из центральных на прошедшей 20—23 ноября в Сочи серии совещаний по ОПК под председательством президента РФ Владимира Путина.
Глава государства затронул вопрос повышения мобилизационного потенциала, сообщив, что по итогам прошедших в 2017 году учений были выявлены «определённые недостатки». В связи с этим Путин призвал «выработать дополнительные меры по повышению мобилизационной готовности».
«Отмечу, что способность экономики быстро увеличивать объёмы оборонной продукции и услуг в нужное время — одно из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства. К этому должны быть готовы все стратегические и просто крупные предприятия независимо от форм собственности», — подчеркнул Путин.
Межведомственное взаимодействие должно стать более эффективным после появления центров управления обороной в регионах. 17 ноября начальник НЦУО Михаил Мизинцев заявил, что Минобороны завершает «формирование типовой структуры центров, состава информационно-управляющих средств и регламентов информационного взаимодействия».
«В 2017 году информационное взаимодействие с использованием ресурсов закрытого сегмента отрабатывается уже со всеми субъектами Российской Федерации. Впервые обеспечен оперативный электронный обмен сведениями, составляющими государственную тайну, на региональном и межрегиональном уровнях», — сообщил Мизинцев.
Начальник НЦУО рассказал, что Минобороны осуществляет тесное взаимодействие с МВД, ФСБ и прокуратурой, чтобы контролировать криминогенную обстановку в районах размещения войск, вокруг и внутри военных городков. В рамках контроля за выполнением ГОЗ основными партнёрами Минобороны являются Минпромторг, «Росатом» и «Роскосмос».
«Россия и Запад решают одни и те же задачи»
Критики НЦУО высказывали мнение, что возможности этой уникальной структуры могут использоваться для подавления потенциальных гражданских протестов. В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский опроверг подобные утверждения.
«Конечно, это полная ерунда, что НЦУО будет заниматься подавлением гражданских протестов», — сказал он.
Эксперт отметил, что Россия опередила зарубежных партнёров в сфере автоматизации процессов управления обороной. По словам Мураховского, западные государства стремятся создать единый механизм взаимодействия военных и гражданских, но на текущий момент эти попытки не увенчались серьёзным успехом.
«Мобилизация промышленности, территориальной обороны, создание резервов и прочие меры, о которых говорил президент, являются совершенно нормальными задачами для любых вооружённых сил. Россия и Запад решают одни и те же задачи. Просто в рамках НЦУО нам удалось вырваться вперёд», — уточнил эксперт.
Источник: rt.com