Советская армия после крушения Советского Союза медленно сгнила. С 1988 по 1994 год в результате одной из самых масштабных демилитаризаций в мировой истории численность бывшей советской армии уменьшилась с пяти миллионов человек до миллиона. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 1988 году военный бюджет СССР составлял около 245 миллиардов долларов; к 1994 году Кремль выделял на военные расходы лишь 14 миллиардов. Москва вывела из Афганистана, Германии, Монголии и стран Восточной Европы в общей сложности 700 тысяч размещенных там солдат. В 90-е годы престиж армии упал настолько, что капитан атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в 2000 году в Баренцевом море, в месяц получал $200.
В период с 1991 по 2008 год (в правление президента Бориса Ельцина и первый президентский срок Владимира Путина) Россия использовала свои урезанные военные силы лишь в пределах границ бывшего СССР — по большей части для сдерживания, прекращения и заморозки конфликтов. В 90-е российская армия вмешалась в этнические конфликты в Грузии и Молдове и гражданскую войну в Таджикистане — но все эти столкновения не отличалась масштабом. Даже в 1994-м, когда Ельцин отправил российских солдат в Чечню в попытке покончить с восстанием чеченских сепаратистов, Генеральный штаб сумел собрать лишь 65 тысяч солдат — притом что теоретически под ружьем находился миллион человек.
За пределами бывшего Советского Союза Россия вела себя скромно. Она искала партнерских отношений с Соединенными Штатами и временами даже сотрудничала с блоком НАТО, поддержав, к примеру, миротворческую операцию стран альянса в Боснии и Герцеговине в 1996 году. К середине 90-х, когда стало ясно, что в НАТО Россию не примут ни в коем случае, Москва начала горячо протестовать против расширения альянса на восток, бомбардировок Югославии в 1999 году и вторжения США в Ирак в 2003-м. Но Россия была слишком слаба для того, чтобы помешать этим действиям. Приоритетом Кремля оставалось поддержание ядерных возможностей России, что считалось главным гарантом безопасности и независимости страны.
Те дни слабой и покорной России давно позади. В 2008-м Путин начал в стране военные реформы и увеличил военные бюджеты, намереваясь привести плохо смазанную русскую военную машину в порядок. Теперь Россия вновь готова применять силу для достижения своих целей. В феврале 2014 года Москва отправила своих солдат без знаков различия захватывать украинский Крым, одновременно намекая Киеву на возможность полномасштабного военного вторжения. Затем Россия начала снабжать прорусских сепаратистов на украинском Донбассе оружием и информацией, одновременно оказывая им поддержку в области управления и логистики, тем самым не давая украинским силам подавить восстание. Затем, осенью 2015 года, Москва отдала приказ своим морским и воздушным военным силам начать бомбардировки повстанческих сил в Сирии. Впервые в истории Россия прямо вмешалась в конфликт на Ближнем Востоке.
Самолеты ВКС России на авиабазе Хмеймим в Сирии
Да, все эти военные операции уступают по масштабу былым кампаниям советских времен. Но Россия вновь способна противостоять действиям других великих держав, защищать себя и эффективно проецировать силу как на собственной периферии, так и далее. После четверти века военной слабости Россия вновь стала серьезной силой в Евразии.
Сны о Грузии
Модернизация русской армии началась после грузинской войны 2008 года. В августе русские войска обратили в бегство армию прозападного президента Грузии Михаила Саакашвили, тем самым защитив непризнанные республики Абхазию и Южную Осетию, которые в результате превратились в российские протектораты. Пятидневная военная кампания завершилась полным успехом: Москва остановила экспансию НАТО в Грузии (бывшая советская республика заигрывала с идеей вступления в Альянс), заодно подтвердив свое стратегическое превосходство к югу и западу от российских границ и четко очертив пределы западного военного присутствия в регионе. Благодаря Абхазии и Южной Осетии Россия добилась усиления контроля над двумя стратегически важными для нее областями Закавказья — во-первых, Москва обезопасила подходы к Сочи, неформальной третьей столице России, где расположена южная резиденция российского президента; во-вторых, русские войска вплотную приблизились к Тбилиси.
Но, несмотря на все эти приобретения, с Грузией воевали устаревшие и неповоротливые остатки советской армии. Русские солдаты пользовались устаревшим оружием, офицерам местами приходилось отдавать приказы по мобильным телефонам. К концу войны Россия потеряла пять боевых самолетов, включая один стратегический бомбардировщик. Да, Москва выиграла, но дальше игнорировать огрехи собственной армии было нельзя.
И вот через два месяца после окончания грузинской кампании Кремль начал претворять в жизнь амбициозную программу по модернизации и реструктуризации армии. Этот план, расходы на который, по прогнозам чиновников, к 2020 году составят 700 миллиардов долларов, призван превратить российские вооруженные силы из огромной армии, созданной для войны между великими державами, в легкую, подвижную силу, заточенную под локальные и региональные конфликты. Москва намеревается упростить системы командования и контроля, повысить боеготовность войск и реформировать системы снабжения. Отказавшись от модели, принятой еще в 70-е, Россия создает новую гибкую структуру армии, позволяющую быстро развертывать войска на периферии страны, не проводя для этого массовую мобилизацию.
Российский военно-промышленный комплекс начал снабжать реформируемую армию новым современным оружием и снаряжением. В течение двух десятков лет Кремль не выделял денег на крупные маневры, ограничиваясь лишь учениями на уровне рот и батальонов; но в 2009 году российские войска начали проводить полномасштабные военные учения (часто без предупреждения), призванные повысить боеготовность армии. Что еще более важно, русским солдатам, морякам и летчикам стали платить более-менее достойные зарплаты. К началу украинского кризиса российская армия была куда сильнее, чем та слабоорганизованная и плохо вооруженная сила, которая вползла в Грузию всего пять с половиной лет назад.
Биполярная Европа
Военная операция в Крыму прошла блестяще — полуостров был занят стремительно и с минимальными потерями. Планы по захвату Крыма были, скорее всего, составлены заранее — как минимум в 2008-м, когда Украина выразила желание вступить в НАТО. Но для воплощения этих планов в жизнь потребовалась армейская реформа и удивительная координация между различными российскими службами и ведомствами.
Операция в Крыму прошла практически бескровно, но всего через пару недель бои вспыхнули в Донбассе. Вместо полномасштабного военного вторжения в Восточную Украину, которым Москва исподволь угрожала соседу и которого так боялся Киев, правительство Путина выбрало тактику, на западе ставшую известной под именем «гибридной войны»: Москва оказывала информационную и логистическую поддержку прорусским сепаратистам Донбасса, одновременно проводя военные учения рядом с украинской границей, что нервировало Киев. Да, Россия посылала своих офицеров, якобы находящихся в отпуске, на Восток Украины. Но большая часть сил в регионе состояла из добровольцев — регулярные части российской армии участвовали в боях лишь изредка.
В то же время Россия предупредила страны НАТО: не вмешивайтесь в конфликт, или он заденет и вас. Русские самолеты — в 2007 году возобновившие патрули по всему миру (традиционные в эпоху Холодной войны) — летали прямо у границ Великобритании, США и нескольких скандинавских стран; они также приближались к западным самолетам над Балтийским и Черным морями. Позже Путин с телеэкранов признал, что для защиты российских интересов на Украине он даже планировал привести ядерное оружие в состояние высокой боевой готовности.
Кампания на Украине оказалась выгодна России с нескольких точек зрения. Во-первых, гамбит Москвы позволил присоединить Крым; Киев при этом боялся вторжения, а потому новое украинское правительство опасалось бросать все силы страны на подавление восстания в Донбассе. Во-вторых, Россия бросила вызов США, доминирующей силе региона, что привело в ужас соседей России — особенно страны Прибалтики, опасающиеся, что против них будет проведена такая же операция, имеющая целью поддержку русского меньшинства в стране. Но у военных действий России на Украине были и свои минусы — Москве стали откровенно враждебны не только украинские элиты, но и население страны в целом.
Нельзя сказать, что применив силу для изменения границ и аннексии территорий Россия вернула в Европу realpolitik — на Балканах и Кавказе в 90-е годы и начале XXI века мы все это уже проходили. Но Россия показала, что она готова и способна конкурировать с блоком НАТО в военном смысле. В 2014 году Европа вновь стала двухполярной
Путин рвет шаблон
При всех инновациях украинской кампании она не означала, что РФ перестает замыкаться в границах бывшего СССР. Россия сломала этот шаблон в прошлом году, когда вступила в гражданскую войну в Сирии. Москва отправила на помощь Асаду несколько десятков самолетов, которые начали наносить удары как по самопровозглашенному Исламскому государству (ИГИЛ), так и по прочим группам, выступающим против Асада; в Сирии были размещены русские системы ПВО; русские стратегические бомбардировщики совершали вылеты с баз в Центральной России; российский флот, размещенный в Каспийском и Средиземном морях, начал наносить ракетные удары по сирийским целям. Всем этим Россия нарушила сложившуюся в мире монополию на применение силы за рубежом, после крушения Советского Союза принадлежащую исключительно США.
Солдаты ВС РФ на учениях, октябрь 2015 г.
Непосредственной военной задачей Москвы в сирийской кампании было спасение Асада от поражения и оборона Дамаска от сил ИГИЛ; для достижения этих целей Россия начала поддерживать сирийские правительственные войска и союзников Асада из Ирана и Хезболлы. Политическая задача русских заключалась в достижении мирного договора, защищавшего бы российские интересы в стране и регионе — послевоенное правительство Сирии, пришедшее на смену Асаду, любой ценой должно было оказаться дружественным Москве; Россия также желала сохранить свое военное присутствие в Сирии; кроме того, Москва хотела бы превращения своего военного сотрудничества с Ираном, Ираком и курдами в устойчивые политические и экономические связи.
Что еще важнее, Путин пытается утвердить статус России как великой державы — она должна стать партнером США по мирному процессу и гарантом условий будущего мирного договора. Свою историческую миссию Путин видит в сохранении российских границ и возвращении страны на ее законное место среди других великих мировых держав; вмешательство России в сирийскую войну продемонстрировало важность военной силы в достижении этих целей. Решительные действия при недостатке ресурсов позволили России изменить баланс сил в Сирии и с блеском вернуться в регион, где она ничего не значила уже 25 лет.
Но сирийская операция нанесла Москве и некоторый урон. В ноябре 2015 года турецкий перехватчик сбил российский бомбардировщик на границе между Сирией и Турцией — это был первый подобный инцидент между Россией и страной-членом НАТО за последние полвека. РФ воздержалась от военного ответа, но ее отношения с Турцией, старым торговым партнером, понесли чудовищный урон — Москва ввела против Турции санкции, которые в перспективе могут стоить турецкой экономике миллиарды долларов. Действуя в союзе с шиитскими режимами Ирана, Ирака и Сирии, Россия может вызывать неудовольствие собственных мусульман, которых в России 16 миллионов (большая часть — сунниты). Столкнувшись с подобным риском, Москва попыталась наладить отношения с некоторыми суннитскими государствами Ближнего Востока — например, Египтом; кроме того, Россия считает, что если помогать Асаду, джихадисты из России и стран Центральной Азии, уехавшие в ИГИЛ, никогда не вернутся домой. Военная кампания Москвы по поддержке Асада и борьбе с ИГИЛ ведется еще и в надежде уничтожить тех, кто в будущем может угрожать стабильности самой России.
Не в моем районе
Каковы дальнейшие планы российской армии? Москва обратила свой взор на Арктику, где таяние ледников открывает доступ к залежам энергоносителей и позволяет увеличить проходимость торговых путей. Приарктические страны (все из которых, за исключением России, входят в НАТО) пытаются обойти друг друга в гонке за ресурсами; Россия надеется расширить зону своего экономического влияния в Северном Ледовитом океане, что позволит ей заполучить залежи полезных ископаемых и защитить Северный морской путь, идущий вдоль сибирского побережья, из Европы в Азию. Для усиления своих позиций в Заполярье Россия расконсервировала несколько военных баз, брошенных после крушения Советского Союза. Москва также строит в регионе шесть новых баз. Обстановка в Арктике пока что спокойная, но все может измениться в случае крупного конфликта между Россией и НАТО или вступления Финляндии и Швеции, двух традиционно нейтральных скандинавских стран, в Альянс.
Учения арктической бригады Северного флота в Мурманской области, февраль 2016 г.
Ещё вероятнее некая военная операция на южных границах России, особенно если ИГИЛ, уже окопавшееся в Афганистане, сумеет распространиться в Центральную Азию (все государства региона довольно неустойчивы). Две самых крупных центральноазиатских экономики, Казахстан и Узбекистан, скоро встанут перед кризисом смены власти — их пожилые президенты либо уйдут в отставку, либо умрут. Киргизия и Таджикистан, где у России есть небольшие наземные и воздушные силы, тоже нестабильны в долговременной перспективе; как и Туркмения, они страдают от высокой безработицы, институционализированной коррупции, межэтнического напряжения и религиозного радикализма — один в один проблемы, вызвавшие Арабскую весну.
Память о вторжении в Афганистан для Кремля ещё слишком свежа, чтобы всерьез рассматривать повторную операцию в стране (против ИГИЛ); вместо этого Россия продолжит поддерживать афганское правительство и Талибан в конфликте с Исламским государством. Но Центральная Азия, которую РФ считает важным буфером — другой разговор. Если правительство Казахстана, Киргизии или Таджикистана окажется под угрозой со стороны исламского экстремизма, Россия, скорее всего, вмешается политически и военным путем, возможно, воспользовавшись мандатом ОДКБ, союза, к которому принадлежат все четыре государства.
В дальнейшем русская армия сосредоточит свои усилия на обширном пограничье в большой Евразии — Москва будет трактовать действия в этом регионе как стратегическую оборону. Если сирийская экспедиция провалится или если российская экономика придет в упадок, помощь Асаду может остаться исключением в смысле интервенции за пределами бывшего СССР. В противном случае Россия научится эффективно использовать свою армию за рубежом, подтвердив свою претензию на статус одной из великих держав наряду с Китаем и Соединенными Штатами.
Новый конфликт?
Хотя Москва и реформировала свои вооруженные силы под противостояние новым угрозам, оборонная стратегия России все еще сосредоточена на США и странах НАТО, которых Москва полагает самыми вероятными противниками. Стратегия национальной безопасности России на 2016 год описывает политику США по отношению к России как политику сдерживания; ясно также, что Россия рассматривает наращивание военных возможностей НАТО как угрозу. Точно так же Москва относится к разработке США новых систем ПРО и проектам Пентагона, предполагающим возможность нанесения удара конвенциональными средствами в любой точке земного шара в течение часа. В ответ Россия модернизирует свой ядерный арсенал и собственные системы ПРО и ПВО. Москва также пересматривает планы развертывания, в особенности на западной границе России; скорее всего, возрастет военное присутствие в прибалтийском эксклаве Калининград. Тем не менее Эстония, Латвия, Литва и Польша в безопасности (хотя сами они так не считают): Кремль не станет рисковать ядерной войной, которую неизбежно повлечет за собой вторжение в страну-члена НАТО. В сферу влияния, которую желает создать Путин, Прибалтика не входит.
Оригинал материала на сайте Foreign Affairs
Источник: sputnikipogrom.com
От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Наука побеждать. Русская армия: выбор пути