В последнее время через средства массовой информации российскими политиками, аналитиками и политологами в общественное сознание россиян внедряется мысль о том, что в ближайшей перспективе развязывание регионального, а тем более глобального военного конфликта против Российской Федерации практически нереально.
Но так ли это на самом деле?
Даже во времена Советского Союза, обладающего ядерной мощью, международным авторитетом и поддержкой стран Варшавского договора, мир неоднократно стоял на грани ядерного апокалипсиса.
Но оставим в стороне ностальгию по былой славе Советского Союза и попробуем разобраться, каков сегодня статус правопреемницы страны Советов и так уж ли эфемерны военные угрозы для России, какими нам их рисуют.
В последние годы военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием процесса глобализации, пронизывающим абсолютно все сферы международных отношений, характеризуясь при этом наличием возможности для отдельных государств применять военный потенциал на основании собственных решений в обход общепринятой мировой практики.
Наряду с традиционными, в мире активно формируются новые центры силы, которые активно наращивают усилия по продвижению своих национальных интересов. В связи с этим резко обостряется борьба за сферы влияния и доступ к ресурсам, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию. Идет процесс разделения человечества по культурно-этническому и религиозному признакам.
В этих условиях Россия оказалась в довольно затруднительном положении. Возможности российского влияния на мировые геополитические процессы резко сократились. Стремление США и их ближайших союзников к завоеванию мирового господства привели к тому, что Россия уже значительно утратила былые позиции в регионах традиционного сотрудничества (Африка, Латинская Америка, Азия).
Угроза национальной безопасности и территориальной целостности России уже вплотную подошла к ее государственной границе, причем по всем направлениям. Тайно или явно соседние государства предъявляют территориальные претензии и претендуют на захват (с помощью военной силы либо политическими методами) части территории России. В Европейском регионе Финляндия имеет виды на Карелию и Карельский перешеек, Эстония – на часть Псковской области и Печоры, а Латвия – на часть территории восточнее Лудзы. Литва все чаще обращает взоры на принадлежащие России акваторию Виштенецкого озера и ресурсы Балтийского моря.
Кавказ – тлеющий очаг как внутриполитической, так и внешнеполитической напряженности. Деятельность экстремистских религиозных организаций и незаконных вооруженных формирований на территории республик Северного Кавказа существенно дестабилизируют общественно-политическую обстановку. С одной стороны НАТО толкает Грузию к возвращению в свой состав Южной Осетии и Абхазии, с другой – продвижение интересов Турции, которая при поддержке западных стран поощряет этнический и религиозный сепаратизм в регионе. Турция форсирует процесс усиления своего влияния через наращивание военного присутствия. Уже достигнута предварительная договоренность о размещении на территории Азербайджана турецкой военной базы.
Не остаются в стороне и ведущие страны североатлантического альянса, прежде всего, США и Великобритания. Привлекая к участию в Афганистане воинские контингенты Армении, Азербайджана и Грузии, они также усиливают свое влияние на Южном Кавказе.
Значительно ослабли российские позиции и в Средней Азии. Размещение военных объектов, а также военнослужащих США и их партнеров по НАТО на территории Узбекистана, Киргизии и Таджикистана ведет к вытеснению оттуда России и потере размещенных там российских стратегических военных объектов. Осуществление планов НАТО по созданию в Таджикистане регионального центра по борьбе с терроризмом только усиливает данную тенденцию.
Расширение военного партнерства НАТО с остальными странами Азиатско-тихоокеанского региона несет прямую угрозу военной безопасности России. На Востоке – Китай с его претензиями на часть Хабаровского края, причем, находясь на пороге серьезного демографического и сырьевого кризиса, его заинтересованность в российских территориях будет только возрастать. Уже сейчас можно видеть, как постепенно Китай осуществляет политическую и экономическую экспансию на российскую территорию. В некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения, а в Забайкалье уже более 20 мэров районного уровня китайского происхождения руководят российским населением.
Япония со своей стороны использует все имеющиеся у нее возможности для возврата островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые она считает исконно своими землями, а также оспаривает остальные острова Курильской гряды и Южный Сахалин.
В ближайшее время "грянет гром" и на северных территориях России. Столкновение интересов ряда стран по вопросу разработки полезных ископаемых континентального шельфа в Северном ледовитом океане приведет к нарастанию напряженности и созданию предпосылок возникновения конфликта с применением военной силы.
Таким образом, в самое ближайшее время Россия может стать главной ареной борьбы за источники сырья и природные богатства. Недавний договор Норвегии и Российской Федерации – это только ширма, которой прикрывается НАТО. Пакт Молотова – Риббентропа заключался с той же целью. Делать расчет на то, что участие России в деятельности основных межгосударственных и международных организаций для обеспечения своих интересов в сфере безопасности исключит возможность агрессии – в высшей степени преступно.
Анализ вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает, что для применения военной силы в том или ином регионе США и их партнерам по НАТО нет необходимости следовать установленным нормам международного права, а достаточно объявить эти регионы зоной своих национальных интересов. Так было в Югославии, так было и в Ираке.
Существует и другая возможность осуществить военную экспансию в обход международных соглашений. Речь идет о частных военных кампаниях (ЧВК), порождении транснациональных, преимущественно энергетических корпораций США (ТНК). В условиях острой борьбы за ресурсы ЧВК выступают в роли вооруженных сил, выполняющих любые задачи по захвату ресурсов или установлению контроля над ними. Отличительной чертой ЧВК по осуществлению своей деятельности является то, что им нет необходимости иметь разрешение либо законные санкции правительства. Все задачи выполняются в рамках тайных операций и неофициальных действий.
ЧВК в настоящее время обладают большей властью, чем некоторые правительства, имея возможность во взаимодействии с энергетическими ТНК и ТНК военно-промышленного комплекса влиять на руководство США с целью формирования государственного курса на развязывание войны.
Реалии таковы, что НАТО и США уже распространили свое влияние на Восточную Европу и страны Балтии. Вашингтон усилил свое влияние на Кавказе путем укрепления отношений с Грузией и другими странами. Наконец, американцы продвинулись в Центральную Азию – сначала путем развития там энергетических проектов, а затем развертывания военных баз и разведывательных служб по всему региону.
Сегодня невозможно отрицать тот факт, что Россия оказалась не готовой и неспособной в одиночку противостоять современным угрозам ее национальной безопасности. Когда-то государь Император Александр III сказал: "У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника – её армия и её флот".
Сегодня этот тезис весьма спорен. Россия оказалась зажатой в рамках собственных границ, незыблемость которых оспорена соседними государствами, а ее Вооруженные Силы находятся во весьма плачевном состоянии. Подтверждение тому – учения "Восток-2010", которые показали полную несостоятельность проводимой военной реформы. Попытки России нарастить свой военный потенциал на границах с наиболее проблемными регионами (Кавказ и Китай) тоже выглядят весьма неубедительно. Определенные круги в российском политическом бомонде, продвигая проамериканские интересы, весьма заинтересованы в развале российской армии и флота. И они уже практически добились своих целей. Серия проведенных и планируемых учений НАТО в Латвии, Литве и Эстонии, а также переоборудование военной инфраструктуры стран Балтии под стандарты Альянса показывает, что западное направление – главный источник военной опасности для Российской Федерации. Подобные мероприятия не вызывали бы опасений если бы не близость к российским границам. Невооруженным глазом видно, что такие учения есть ничто иное, как планомерная подготовка к высадке, размещению, а также участию в военных операциях сил Альянса в регионе. В операциях против кого? Кто становится главной мишенью натовских стратегов? Ответ очевиден – Россия.
В соответствии с концепцией ослабления России ее противниками, как за ее пределами, так и в самой РФ все активнее проводится кампания по разрушению интеграционных процессов в СНГ, причем особое внимание обращено на противодействие реализации союзных связей между Россией и Белоруссией. Созданная система коллективной безопасности в рамках ОДКБ уже не будет в полной мере выполнять поставленные задачи ввиду проникновения в ряд стран-членов структур североатлантического альянса. Для защиты своих жизненных интересов Россия может опираться только на свой военный потенциал, который весьма скуден, а также на потенциал союзников, которых, кроме Белоруссии и Казахстана, практически не осталось.
В этих условиях с особой ясностью приходит понимание того, что крайне важно сохранить то немногое, что у России осталось. Необходимо не разрушать, а укреплять с таким трудом созданное Союзное государство, какие бы противоречия не возникали на пути интеграции.
Можно долго полемизировать о роли белорусской армии для обеспечения безопасности России, кто кому должен и кто кого кормит, а также сетовать на несговорчивость белорусского президента по ряду экономических вопросов, умиляясь собственным великодержавным шовинизмом. Очевидно одно, необходимо срочно создавать действенную систему безопасности на основе братских отношений между славянскими народами и всеми теми, кто разделяет российские взгляды на справедливое мироустройство, а также с теми, кому угрожают те же противники, что и России.
Первые шаги уже сделаны. Президент Российской Федерации прекрасно понимает всю ответственность за безопасность в стране и регионе, поэтому и положено начало интеграционному процессу с Украиной.
Без сплоченности славянских народов, организации единого фронта противодействия западной экспансии, создания мощных коалиционных вооруженных сил Россия так и будет с тоской вспоминать о былом величии Советского Союза и грустно наблюдать, как все его завоевания безвозвратно утрачиваются.
Прошедший в ноябре 2010 года Лиссабонский саммит НАТО дал новый импульс к размышлениям о месте России в современном мире, геополитических интересах основных игроков на мировой арене и реальности угроз для того или иного государства.
В СМИ данной проблематике посвящено достаточно публикаций, продвигающих порой абсолютно противоречивые позиции. Вполне объективно, что в общем массиве оценок и прогнозов развития военно-политической ситуации в мире, российской стороне отведено не последнее место. Наибольший интерес у специалистов вызывают позиции России на западном направлении. В этой связи интересны результаты недавнего саммита ОБСЕ, прошедшего в Астане. Общая система безопасности в масштабах Евразийского континента – инициатива, так и не нашедшая поддержки среди стран-участников организации.
За редким исключением зарубежные, да и отечественные аналитики делают выводы, которые могут успокоить и внушить оптимизм неискушенному российскому читателю. Все вроде бы для России складывается благополучно. "Перезагрузка" в отношениях с США, дружеские контакты Д.Медведева с его американским коллегой, активизация взаимовыгодного сотрудничества с НАТО, партнерские отношения с Евросоюзом по-видимому, приведут к ратификации Конгрессом США договора по СНВ-3 и решению некоторых других проблем мировой и региональной безопасности.
На первый взгляд, это вполне соответствует текущему состоянию геополитических процессов. Но это только на первый взгляд. Отбросив шелуху псевдоанализов, попробуем разобраться на основе одних только фактов, каково сегодня реальное положение Российской Федерации в современном мире, в том числе по отношению к западным странам.
Факт первый
В Балтийском регионе в текущем году наблюдалась резкая активизация военной деятельности НАТО. Странами коалиции проводилась серия учений, объединенных единым замыслом и преследовавших вполне очевидные цели ("Baltops – 2010", Baltic Host – 2010", "Sabre Strike 2011" и др.). Были отработаны вопросы проведения воздушной операции по вскрытию и уничтожению элементов ПВО и других военных объектов, морской операции в Балтийском море с высадкой десанта на побережье, сухопутной операции по урегулированию возможных кризисов, а также взаимодействия между войсками коалиции. Ударными темпами идет оперативное обустройство территории стран Балтии под стандарты НАТО, в том числе в интересах приема, размещения и применения многонациональных войск.
Возникает логичный вопрос, так против кого столь тщательно готовятся воевать коалиционные силы с балтийского плацдарма?
Принимая во внимание неоднократные заявления политических лидеров стран Балтии о "росте военной угрозы с Востока", ответ вполне очевиден.
Факт второй
В текущем году руководством Альянса подготовлены дополнительные планы обороны Прибалтийских государств и Польши. В этой связи Президент Литвы Д.Грибаускайте заявила, что данные планы нужны для защиты от "третьих" стран. На самом деле этот вопрос стал на повестке дня именно после известных событий августа 2008 года. Также очень интересно, с каких это пор в Европе появились третьи страны? Неужели нужна дополнительная защита от стран Африки, Азии и Латинской Америки? Все это говорит о том, что западный менталитет в отношении России никак не поменялся: была она и остается угрозой кое для кого.
По данным еженедельника European Voice, в планах НАТО предусмотрено, что в случае необходимости сухопутные войска Альянса могут быть введены для поддержки стран Балтии через польскую территорию, в том числе группа кораблей, имеющих в своем составе авианосцы, – в зону Северного Ледовитого океана. Не исключается возможным и использование воздушного пространства нейтральной Швеции. Формальное планирование обороны обозначенных стран указывает не только место применения коалиционных сил, но и их потенциального противника.
Факт третий
По заявлению командующего НАТО в Европе адмирала Д.Ставридиса, "глобальное потепление и гонка за ресурсами могут привести к конфликту в Арктике". Этот вывод был поддержан А.Ф.Расмуссеном, когда он говорил о существующих угрозах НАТО в рамках разработки новой стратегической концепции Альянса.
Нет сомнений, что в Арктике США постоянно привлекает Канаду и скандинавские страны в наращивание инфраструктуры и объектов военного назначения, открыто направленное именно против России. Кроме того, американские официальные лица весьма обеспокоены активностью российских кораблей в данном регионе. Если учесть тот факт, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, не возникает сомнений в том, какими способами они будут продвигать свои национальные интересы в случае обострения противоречий в Арктике.
Факт четвертый
США не отказываются от размещения элементов ПРО в Европе для создания системы глобальной противоракетной обороны в своих интересах.
С определенными целями руководства США и НАТО пытаются привлечь к участию в данной программе Россию. Итоги Лиссабонского саммита показали, что Д.Медведев не только проявил понимание проблемы, но пошел дальше и предложил свое видение совместной системы ПРО.
Неудивительно, что руководство Альянса было не готово к подобным предложениям и соответственно не проявило должной активности в обсуждении данной темы. Все дело в том, что в американском проекте России уготована совсем другая роль, нежели декларируется функционерами НАТО. В этом можно не сомневаться. Особенно интересен вопрос, кто руководил группой экспертов, которая осуществляла непосредственную подготовку к саммиту? Ответ известен – небезызвестная госпожа М.Олбрайт, которая не только являлась "крестной матерью" агрессии НАТО в Югославии, но и основателем так называемой собственной доктрины, предусматривающей "полную изоляцию России в ее границах в целях исключения ее как игрока мирового уровня". Также известны ее заявления о том, что Россия должна делиться своими природными ресурсами.
Официальное обоснование необходимости создания европейской системы ПРО не выдерживает никакой критики. В возможность нанесения ракетно-ядерного удара по Европе со стороны КНДР и Ирана сегодня не верят даже скептики. Развивая свои ракетные технологии, эти страны еще не скоро достигнут того уровня, о котором нам так пытается преподнести американская пропаганда.
По мнению ветеранов российских РВСН, цели и задачи ПРО остались те же, что и во времена "холодной войны". Они были, есть и будут инструментом стратегического сдерживания между вероятными противниками: США и Россией. Поэтому необходимо говорить прямо, что создание системы ПРО в Европе направлено только против одной страны – Российской Федерации.
Недавняя переброска в Польшу боевой версии батареи ЗРК "Пэтриот" в н.п. Моронг, что в 60 км от границы России, также должна заставить задуматься российское военно-политическое руководство.
Таким образом, реальное положение Российской Федерации как геополитического игрока сегодня очень не стабильно. Можно привести подобных фактов великое множество. Но и того, о чем сказано выше вполне достаточно, чтобы ответить на вопрос: действительно ли существует военная угроза для России на западном направлении?
Напрасно ждать, что данные факты найдут свое отражение на страницах российских СМИ, т.к. в информационном поле России находят отражение только интересы определенной политической верхушки, связанной с частным олигархическим капиталом и продвигающей интересы западных инвесторов.
Сегодня невооруженным взглядом видны успехи западных политтехнологов в достижении целей по разрушению интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расчленению российского государства. Подавляющее большинство СМИ констатируют невозможную, казалось бы метаморфозу. США и НАТО превращаются для России в закадычных друзей, а Белоруссия рассматривается уже не стратегическим партнером, а переходит в разряд "бесперебойных транзитеров" российских энергоресурсов на Запад. Из сознания людей всеми способами вытравливается понимание того, что действия белорусского президента А.Лукашенко по формированию пояса добрососедства вокруг страны направлены в первую очередь на снижение военно-политической напряженности на западе Российской Федерации.
На данном направлении между Россией и основными государствами Альянса осталась только Белоруссия, которая способна в случае конфликта против Союзного государства ограничить маневр коалиционных войск и создать угрозу их флангам. Нельзя сбрасывать со счетов существование региональной группировки войск России и Белоруссии, которая неоднократно показала свою дееспособность в ходе последний учений, а также соответствующие договоры в области военной безопасности в рамках Союзного государства и ОДКБ. Вооруженные силы Белоруссии на сегодняшний день оцениваются западными военными специалистами, как одни из самых боеспособных армий в Европе, что не однократно подтверждалось в ходе ежегодных мероприятий боевой подготовки.
Для нейтрализации усилий, направленных на строительство Союзного государства и были направлены информационные и экономические войны между нашими странами на протяжении последних лет. Причем, инициаторы этих процессов умело маскировались за спинами российских политиков и представителей бизнес-элиты, которые в угоду своим нанимателям не гнушались ни чем, дабы развести наши народы по разные линии баррикад.
Оголтелая информационная экспансия российских СМИ против Белоруссии привела к тому, что в сознании отдельных слоев населения России сформировалось устойчивое мнение о белорусах, как о врагах, стремящихся в НАТО и Евросоюз.
Это является явным свидетельством тому, что манипуляция общественным сознанием россиян, активно продолжающаяся уже на протяжении двух десятков лет, достигает своей цели. Для превращения России в сырьевой придаток западным политтехнологам осталось совсем не много – завершить демонтаж многонационального и многоконфессионального русского народа, а также развалить офицерский корпус и Вооруженные Силы России. Сегодня все мы являемся свидетелями, как эта задача реализуется на практике.
Один из главных идеологов развала Советского Союза З. Бжезинский уже допущен на российские информационные площадки и со страниц армейской газеты "Красная Звезда" (№ 129 от 21.07.10 "Закат Европы") насаждает в умах элиты государства, его офицерского корпуса тезис о том, что "идеологическое и физическое проникновение Запада в Россию объективная реальность, сопротивляться которой просто бессмысленно".
В этой связи необходимо вспомнить о событии, которое не отпечаталось в массовом сознании и, не исключено, считается многими россиянами малозначительным. Речь идет о ратификации Госдумой в мае 2007 года соглашения между НАТО и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их сил и дополнительного протокола к этому соглашению. По сути дела, был придан законный характер пребыванию войск НАТО на территории России.
Впервые в российской истории руководством страны было узаконено пребывание иностранных войск на российской земле, тем более представляющих военный блок, ведущий враждебную России политику. Не исключено, что воинские контингенты Альянса, для которых расчищается путь на российскую территорию, будут предназначены не столько для совместных учений, сколько для охраны и обороны иностранной собственности, масштабы которой в нашей стране постоянно возрастают.
Кому нужны контингенты НАТО в России? Только зарубежному и отечественному капиталу. Иностранный капитал занимает все более прочные позиции в различных отраслях экономики, овладевает нередко контрольными пакетами акций национальных компаний России.
Пора избавляться от иллюзий. НАТО из формально оборонительной организации превратилась в открыто наступательный военный блок. Он целиком ориентируется на продвижение своих интересов вне зависимости от рамок принятой стратегической концепции Альянса.
Этому необходимо противопоставить последовательную и жесткую политику России, направленную на обеспечение национальных интересов и защиту территориальной целостности страны.
Правда, реалии текущего момента вселяют сомнения, что в России существуют политические силы, которые смогут возродить былое могущество и начать процесс укрепления государственности.
Источник: Владимир Фёдоров, zvezda.ru