Новости

Представители Китая и США накануне провели первые за четыре с половиной года двусторонние консультации по контролю над вооружениями и вопросам ядерного нераспространения. Переговоры состоялись в Вашингтоне уже после подписания номера в печать, и громких заявлений по их итогам не ожидалось. В любом случае пока преждевременно говорить о возможных договоренностях между КНР и Соединенными Штатами по сокращению стратегических вооружений, поскольку накопившийся багаж взаимного недоверия и претензий довольно внушителен и к скорым компромиссам не располагает.

Тем не менее, как обращают внимание и американские, и китайские СМИ, переговоры примечательны в контексте более широких попыток реанимировать диалог Вашингтона и Пекина на многих направлениях после того, как обострение разногласий в последние годы практически полностью парализовало двусторонние контакты. Инициатива таких встреч сейчас исходит преимущественно от США, где заявляют, что хотят придать соперничеству двух стран управляемый характер и избежать непреднамеренной эскалации, в том числе в военной сфере.

За последние месяцы госсекретарь США Энтони Блинкен уже дважды побывал в Пекине, а недавно его китайский коллега Ван И нанес ответный визит в американскую столицу. Кроме того, в Китай на переговоры ездила министр финансов США Джанет Йеллен, а также главы крупнейших американских компаний. Как ожидается, кульминацией контактов на разных направлениях станет планируемая встреча глав Китая и США на саммите АТЭС в американском Сан-Франциско (штат Калифорния), который состоится 15-17 ноября.

США не скрывают желания добиться ограничений для ядерного потенциала Китая

Особенно активно Вашингтон добивается возобновления диалога на уровне оборонных ведомств, но в этом Пекин пока отказывает, не без оснований предполагая, что американцы хотят использовать такой канал связи как прикрытие для расширения своей военной активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Состоявшиеся консультации хотя и касались вопросов стратегической стабильности, но прошли они не на военном или политическом уровне, а скорее на дипломатическо-экспертном: американскую делегацию возглавил помощник госсекретаря США по контролю над вооружениями Мэллори Стюарт, а китайскую - директор департамента по контролю над вооружениями МИД КНР Сунь Сяобо.

Неназванный представитель администрации США сообщил газете The Wall Street Journal, что американская сторона хотела обсудить возможные в будущем шаги в сфере стратегической стабильности в двустороннем и многостороннем форматах. Вашингтон интересует расширение ядерного арсенала Поднебесной, а также ее подходы к доктрине применения стратегических вооружений. Чиновник выразил надежду, что такие консультации смогут привести к практическим шагам для "удержания под контролем стратегических рисков, включая диалог о взаимной сдержанности в вопросах поведения или даже потенциалов".

У китайцев, со своей стороны, среди прочего есть вопросы относительно планов строительства атомных подводных лодок для Австралии в рамках альянса AUKUS (Австралия, Великобритания и США). Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь перед консультациями заявил, что Пекин настроен "продвигать диалог с Вашингтоном по широкому перечню вопросов, включая соблюдение международных договоров в области контроля над вооружениями и нераспространения".

В последние годы американцы все настойчивее намекают на стремление ограничить ядерный потенциал Китая и включить его в будущую архитектуру стратегической стабильности. В частности, такие идеи звучали в июньской программной речи по контролю над вооружениями и ядерной безопасности помощника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана. Он говорил об архитектуре этого контроля после 2026 года, когда истекает срок одного из главных документов в этой сфере - российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ).

И Москва, и Пекин скептически комментировали эти попытки. Россия настаивает на том, что диалог по стратегической стабильности должен быть частью более широкого разговора о гарантиях в сфере безопасности, который невозможен в условиях конфронтационного курса со стороны США, из-за чего российская сторона приостановила свое участие в ДСНВ. В Китае со своей стороны отмечали, что его ядерный арсенал заметно меньше американского.

Источник: rg.ru

Россия окончательно вышла из ДОВСЕ

Россия в полночь на 7 ноября окончательно завершила процедуру выхода из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), сообщается на сайте МИД.

"В 00.00 часов 7 ноября 2023 завершилась предусмотренная ДОВСЕ процедура выхода России из этого Договора. Таким образом, международно-правовой документ, действие которого было приостановлено нашей страной еще в 2007 году, окончательно ушел для нас в историю", — говорится в официальном заявлении.

Отмечается, что также силу утратили и еще два юридически обязывающих соглашения, связанных с ДОВСЕ, — Будапештское соглашение от 3 ноября 1990 года о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники шести государств — участников Варшавского Договора, а также Фланговый документ от 31 мая 1996 года.

В министерстве также подчеркнули, что сейчас Россия не видит возможности заключить со странами Североатлантического альянса какие-либо соглашения в сфере контроля над вооружениями, поскольку государства этого блока "наглядно показали свою недоговороспособность".

Подписание ДОВСЕ состоялось 19 ноября 1990 года в Париже. Договор заключили полномочные представители 16 государств — участников НАТО и шесть государств — участников Варшавского договора (ОВД). Документ вступил в силу 9 ноября 1992 года. Нейтральные и неприсоединившиеся участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ) в нем не участвовали, а сам ДОВСЕ носил закрытый характер. Присоединение к нему государств, не входивших тогда в НАТО и ОВД, не предполагалось.

ДОВСЕ устанавливались предельные групповые и индивидуальные уровни для стран НАТО и Варшавского договора по пяти видам ограничиваемых договором вооружений и военной техники: боевым танкам, боевым бронированным машинам, артиллерии, ударной авиации и ударным вертолетам. Такие уровни устанавливались не только для двух групп государств в целом, но и для так называемых фланговых районов — южного и северного, с целью принять во внимание озабоченности государств этих регионов, прежде всего Турции и Норвегии.

В 1992 году положения ДОВСЕ дополнили обязательствами его участников по ограничению численности личного состава обычных вооруженных сил в зоне применения договора (в эту зону входила только часть — европейская — территории бывшего СССР и нынешней России, и только часть территории Турции).

Источник: ria.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также