Новости

Новая стратегия «Ростелекома» на 2018–2022 годы, утвержденная его советом директоров 14 марта, предполагает «переход к платформенной бизнес-модели» по примеру таких компаний, как Amazon, Apple, Google, Alibaba, Facebook, AirBnB, Uber и других. Это следует из материалов оператора к презентации стратегии для инвесторов, которая запланирована на среду, 21 марта. Их подлинность подтвердили два источника РБК, близкие к «Ростелекому».

Речь идет о создании платформ, обеспечивающих взаимодействие клиентов разных типов и партнеров с помощью API (application programming interface — интерфейс прикладного программирования). В качестве примеров в презентации приводятся платформы для «умного» дома, «умной» одежды, цифрового здравоохранения, промышленного интернета, дронов и другие.

В России по такой модели, например, работает «ВКонтакте». «API — это посредник между разработчиком приложений и какой-либо средой, с которой это приложение должно взаимодействовать», — пояснил представитель пресс-службы социальной сети. По его словам, разработчики могут использовать API во «ВКонтакте» для создания дополнительных приложений в самой социальной сети — от небольших игр до крупных сервисов для продажи товаров и услуг.

Широкий профиль

«Ростелеком» — оператор международной и междугородной связи, местной телефонии. Кроме того, компания, являясь владельцем магистральных сетей связи по всей стране, зарабатывает на их аренде. Но в последние годы доходы от телефонии начали снижаться, и «Ростелеком» стал искать альтернативные ниши.

По итогам 2017 года оператор обслуживал 19,1 млн абонентов фиксированной телефонии, 12,7 млн пользователей широкополосного доступа, 9,8 млн — платного телевидения.

Выручка «Ростелекома» в 2017 году — 305,3 млрд руб. На новые услуги в целом приходилось 48% выручки. Согласно предыдущей стратегии компании к 2020 году доля должна была вырасти до 60%. Однако, как говорил президент «Ростелекома» Михаил Осеевский в интервью РБК, за прошедшие годы изменились внешние условия, появились новые цифровые сервисы и технологии, поэтому потребовалось принимать новую пятилетнюю стратегию, в том числе с учетом утвержденной федеральной программы цифровой экономики.

Не только как Apple

В материалах к презентации для инвесторов также говорится, что новая стратегия «Ростелекома» предполагает усиление присутствия компании на рынке ИT-услуг в условиях стагнации рынка телекоммуникаций. Согласно приведенной оценке компании в ближайшие годы объем рынка ИT-услуг в России будет расти в среднем на 11,4% в год и к 2022-му достигнет 2,3 трлн руб. вместо 1,3 трлн руб. по итогам 2017 года. Рынок телекоммуникаций в среднем будет расти на 0,7% в год и к 2022-му составит 1,6 трлн руб. (в 2017 году 1,5 трлн руб.). К ИT-услугам «Ростелеком» отнес ИT-интеграцию, «умные» города, информационную безопасность, платное телевидение, игры, интернет вещей (Internet of Things, IoT), облачные услуги, центры обработки данных (ЦОДы).

Развитие онлайн-игр и видеокоммуникаций в ближайшее время приведет к увеличению трафика в расчете на одно домохозяйство в два раза, что потребует от «Ростелекома» расширения магистральной сети. В материалах компании указано, что средние пользовательские скорости к 2022 году должны вырасти на 30–40%, до 18 Мбит/с для частных пользователей и 14 Мбит/с для бизнеса.

Соотношение капитальных затрат к выручке в ближайшие годы может незначительно вырасти, но к 2022-му снизится до уровня 17% (в 2017 году оно составляло 18,2%). Выручка «Ростелекома» к этому сроку должна превысить 375 млрд руб.

Представитель «Ростелекома» отказался комментировать эту информацию до официальной презентации стратегии.

Платформенный тренд

Исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ) Александр Шевчук считает правильным, что «Ростелеком» «смотрит шире» не только на рынок телекоммуникаций. «Компании необходимо что-то предпринимать, чтобы уйти от текущей модели стагнации, о чем в том числе свидетельствует капитализация компании за последние несколько лет. У «Ростелекома» есть важный ресурс в виде доступа к конечным клиентам, который нужно правильно развивать», — отметил он.

«Когда речь заходит об интернете вещей и «умных» решениях, ключевой вопрос — наличие конечного потребителя. У «Ростелекома» уже сейчас есть доступ к большей части домохозяйств», — согласен аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

По мнению аналитика «Открытие Капитала» Александра Венграновича, платформенные решения — «это самое быстрорастущее и перспективное направление». Он уверен, что «Ростелеком» выбирает «самую интересную нишу». Гарантированным потребителем может стать и государство, считает Венгранович. «В рамках программы цифровой экономики будет увеличиваться доля российского программного обеспечения в госкомпаниях и государственных институтах. «Ростелеком» — одна из тех компаний, которая планирует за счет этого получить дополнительные контракты. Если учесть, что у нее самая обширная инфраструктура для хранения, передачи и обработки данных, то им проще создать вокруг себя экосистему», — говорит аналитик.

В то же время Либин предупреждает, что «Ростелеком» может не найти достаточного количества партнеров для наполнения платформы решениями, как и потребителей. По словам Шевчука, успех модели зависит от того, «какие конкретные задачи будет ставить перед собой менеджмент оператора, какие KPI и мотивация будут установлены, и других важных параметров, которые пока не известны рынку».

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также