Аналитика

Пока мир продолжает разбирать и оценивать политику Трампа, большое стратегическое трио, состоящее из России, Ирана и Китая, осуществляет важные изменения.

Несмотря на сегодняшний хаос в США, в мире происходят значимые события, так как Иран, Россия и Китай объединяются для принятия ключевых решений, кардинальным образом влияющих на судьбу Евразии. На континенте проживает более пяти миллионов людей, что составляет примерно две трети населения планеты, поэтому от обстановки в Евразии напрямую зависит будущее человечества. Ознаменовав глобальный переход от однополярного мира, во главе которого стояли Европа и США, к многополярному,  евразийские государства Китай, Россия и Иран взяли на себя ведущую роль в развитии огромного континента.

Взглянув на масштабные проекты, осуществляемые в Евразии, легко заметить присутствие Китая, России и Ирана в различных сферах их влияния.

Сухопутный и морской маршруты Шелкового пути  (розовым и синим цветом показаны старые маршруты)
20160702_CNM957В большинстве случаев в сферах влияния этих евразийских государств-лидеров проходят беспорядки. Самые крупные волнения характерны для Среднего Востока и в Северной Африки, не говоря уже о Персидском заливе, где Саудовская Аравия ведёт преступную войну с Йеменом, и конфликт не стихает уже два года.

Борьба с исламским терроризмом как повод объединиться

Основная причина нестабильности в Евразии – это исламский терроризм, который используется в качестве инструмента для разобщения и конфликтов. В этом контексте деятельность Саудовской Аравии и Турции по взращиванию и популяризации ваххабизма и движения «братьев-мусульман» можно трактовать как противодействие стабильности в подконтрольных Китаю, России и Ирану сферах. При финансовой поддержке Китая и военной поддержке России роль Тегерана в регионе закономерно становится определяющей.

Конечно, Вашингтон стремится сохранить однополярный мир с помощью своих союзников в регионе, стараясь оставить за собой решающее право голоса при обсуждении событий, происходящих на Среднем Востоке, где от Персидского залива до Северной Африки наблюдается нестабильная ситуация.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Москва намеревается установить особые отношения с правительством Египта, образованным после свержения Мурси и «братьев-мусульман», что снизит влияние Саудовской Аравии и США на Каир и Северную Африку, особенно учитывая падение режима Каддафи в Ливии.

В последнее время Египет охотно сотрудничает с Москвой, главным образом по вопросам поставки вооружений. Египет стремится занять стратегически выгодную позицию в регионе, где актвизировалось трио России, Китая и Ирана (вопрос о включении Египта в Евразийский экономический союз висит в воздухе довольно давно). При этом Египет не готов полностью отказаться от финансового участия Саудовской Аравии и США. И напротив, влияние Турции и Ирана пресекается и объявляется враждебным, в основном, из-за их взаимодействия с «братьями-мусульманами», которое вызывает беспокойство на Синайском полуострове.

Стабильность на Среднем Востоке и в Северной Африке во многом зависит  от посреднических действий Ирана, от значительных финансовых вложений Китая (достаточно взглянуть на ситуацию в Ливии и процесс восстановления Сирии) и от военного сотрудничества с Российской Федерацией. Роль взаимодействия с этими странами трудно переоценить, так как это первые шаги к основательной перестройке мирового порядка в различных частях Евразии.

Кавказ, Центральная Азия и Афпак (Афганистан и Пакистан): Сирия как объект изучения

При оценке опасности, исходящей от политизированного Ислама и ваххабитских экстремистов, обычно внимание привлекают три ключевые области Евразии: расположенные в Центральной Азии бывшие республики Советского Союза, проблемные границе Афганистана и Пакистана и Кавказ. В жизни этих территорий совместные действия Китая, России и Ирана играют важную роль, так как они предпринимают многочисленные попытки сгладить противоречия и урегулировать конфликты, которые обернулись бы катастрофой для направленных на экономическое развитие проектов.

Россия и Китай крайне заинтересованы в урегулировании противоречий между Пакистаном и Афганистаном, так как один из самых нестабильных регионов мира сможет негативно повлиять на развитие совместных проектов Китая, Ирана и России, лишив их транзитного пути. Стабильность в этом конкретном регионе во многом зависит от действий, которые предпримут Индия, Саудовская Аравия, США и Турция для создания противовеса Евразийскому трио. Намерения Москвы обрести большее понимание с каждой из этих стран вовсе не случайно. Из Саудовской Аравии и Турции осуществляется контроль и управление деятельностью международного терроризма, и негативное влияние Эр-Рияда и Анкары ощущается как в Сирии и Ливии, так и в Пакистане, Афганистане и на Кавказе. Роль США не всегда является определяющей, хотя Вашингтон ожидаемо одобряет любые усилия, направленные против интеграции Евразии.

Общая стратегия трёх лидирующих евразийских государств в основном заключается в укреплении национальных границ со странами, подверженными нестабильности. Недавний визит Путина в Казахстан, Таджикистан и Киргизстан направлен на усиление слабых точек Российской Федерации и на привлечение внимания к угрозе и влиянию, которые исходят от радикальных исламских террористов, с целью добиться экспансии и экономического сотрудничества в рамках Евразийского союза. Задача не из лёгких, но её выполнение поможет упомянутым странам в достижении общих целей, и место диктата займут двусторонние соглашения на выгодных условиях.

Роль Индии в этом контексте понять сложнее, так как она подвержена антипакистанским и антикитайским настроениями, а также зависимости от США и исторически сложившейся дружбе с Российской Федерацией. Действия Нью-Дели в этой части мира неясны, так как Индия преследует свои стратегические цели. От важных решений Москвы и Тегерана зависит и позиция Индии. Исторически она была союзником СССР и продолжает сотрудничать с Российской Федерацией в военном отношении. Россия и Иран играют роль посредника между Китаем и Индией. Обе страны закупают у Ирана нефть, к тому же, у Индии и Китая налажено военное сотрудничество с Россией, и это объясняет желание Москвы и Тегерана снизить влияние Вашингтона на Индию и приглушить антикитайские настроения.

Роль Китая и России в Центральной Азии трудно переоценить из-за значения потенциального доступа к энергетическим ресурсам. Не говоря уже о том, что будущее сотрудничество между такими гигантскими экономическими зонами как Евросоюз и Азия не обойдёт стороной Центральную Азию, и Евразийский экономический союз станет золотым мостом, соединяющим Европу и Азию. В этой части земного шара экономическое процветание крайне зависит от общественной, политической и военной стабильности.

В конечном счёте, Россия, Китай и Иран поставили себе непростую цель принести мир в неспокойные области (Средний Восток, Персидский залив и Северная Африка) путём искоренения терроризма, предотвратить возникновение конфликтов в соседних регионах, попадающих в их сферу влияния (Кавказ, Афганистан, Пакистан и Центральная Азия), и в целом стабилизировать ситуацию.

Россия, Китай и Иран закладывают фундамент проектов, которые убедят США отказаться от идеи однополярного мира. Приняв во внимание количество населяющих Евразию людей и демографический и экономический рост, нетрудно предположить, что всего через двадцать лет территория, протянувшаяся от Португалии до Китая, охватывающая десятки народов и регионов, начиная российской Арктикой и заканчивая Индийским океаном или Персидским Заливом, станет осью, вокруг которой будет вращаться глобальная экономика. Наземные и морские торговые пути сделают Евразию мировым лидером не только по части производства, но и в торговле и потреблении, так как уровень доходов среднего класса в мире растёт.

Китай, Россия и Иран всеми силами стараются ускорить процесс глобальной кооперации и предоставляют возможность поучаствовать в проекте игрокам за пределами Евразии, что актуально в мире, где развивается глобализация и налаживаются связи. Это объединение представляет собой фундамент многополярного мира, и рано или поздно американская и европейская элита это признают. Западная элита находится в затруднительном положении, так как в будущем её роль в формировании международного порядка уменьшится: США и Европа прекратят быть героями-одиночками, и будут участвовать в процессе наравне со всеми. Время существования однополярного мира заканчивается, и старый мировой порядок переживает кризис.

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров

Из-за железной дороги из России в Индию Суэцкий канал теряет значимость

Расширение транспортной сети Центральной Азии поможет создать новые глобальные маршруты.

В начале марта Иран и Азербайджан торжественно открыли небольшой участок железной дороги, сулящий большие перспективы. Отрезок длиной менее 10 км стал одним из завершающих участков проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», строительство которого длится уже 17 лет. Коридор связывает Россию, Иран и Индию, и завершение проекта намечено на этот год. Международный коридор не только свяжет в одну транспортную сеть населённые пункты по пути следования, но и повлияет на сообщение между Европой и Азией.

Несмотря на многолетние задержки, проект движется вперёд благодаря многим факторам. Из-за международных санкций он стал более доступным для Ирана и обрёл важность для России. Так как международные санкции были сняты с Ирана в январе 2016 года, страна привлекла иностранных инвесторов и экспертов к работе над расширением своей железнодорожной сети. И наоборот, решение России о прекращении импорта продуктов из Евросоюза повлекло за собой укрепление экономических связей с Индией, которая является крупным производителем сельхозпродукции.

Появление других региональных транспортных проектов также повлияло на развитие коридора «Север – Юг». В рамках инициативы «Один пояс и один путь» Китай развивает несколько новых наземных и морских маршрутов. Эти проекты не конкурируют с транспортным коридором, а некоторые из них даже способствуют его развитию. Поддерживая обе инициативы, Азербайджан и Иран стремятся стать региональными хабами между Азией и Европой. Лидеры государств Азии стараются внести как можно больший вклад в развитие этих транспортных сетей.

В результате к транспортному коридору «Север – Юг» приковано внимание многих государственных деятелей от Москвы до Дели. Президент России Владимир Путин назвал инициативу «главным проектом», и развитие транспортного коридора было одним из основных предметов обсуждения на проходившем летом прошлого года трёхстороннем саммите, в котором принимали участие Россия, Азербайджан и Иран. Кроме того, премьер-министр Индии Нарендра Моди обсуждал проект на встречах с президентами России и Ирана в прошлом году. С момента запуска проекта в 2000 году список стран-участниц пополнился как минимум на 11 пунктов.

Значение политической поддержки огромно, однако судьба транспортного коридора, прежде всего, будет зависеть от его экономической эффективности. Испытания показывают, что проект действительно обладает потенциалом, хоть и скромным. Проведённая в 2014 году тестовая доставка груза заняла примерно в два раза меньше времени, чем аналогичная доставка по существующим путям: дорога из Мумбаи в Санкт-Петербург заняла не 40, а всего 20 дней. В прошлом октябре на тестовую доставку было потрачено 23 дня, и это при отсутствии железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном. По оценкам некоторых экспертов, транспортный коридор «Север – Юг» имеет большие экономические перспективы по сравнению с некоторыми другими подающими надежды наземными путями между Азией и Европой.

Чтобы стать эффективным и занять достойное место в мировой торговле, проект должен стать убедительной альтернативой морским путям. Скорее всего, по новому транспортному коридору будут перевозиться сельхозпродукция из Индии и сырьё из Ирана и России. Что касается рынков, торговые компании внутри страны в большинстве своём посчитают новый маршрут выгодным. И тем не менее, для огромного количества товаров и направлений останутся актуальными более медленные, но при этом дешёвые пути.

Постройка инфраструктуры нового транспортного коридора будет завершена в этом году, однако ещё предстоит большая работа над созданием правовой базы перевозок. Экспортёры, использующие этот маршрут, вынуждены пробираться через лабиринт различных требований, которые предъявляет каждая страна. Чиновники подчёркивают необходимость создания единых документов транспортировки, да и опыт пробной доставки на это указывает. Недавнее присоединение Индии к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов стало важным шагом вперёд и снизило количество препятствий. Но в целом прогресс оказался ограниченным.

Движущая сила растёт

В долгосрочной перспективе коридор может поспособствовать возобновлению попыток создать местные транспортные сети. К примеру, финансирование присоединения иранского южного порта Чехбехар к сети железных дорог страны возрастёт. Инвестировав средства в Чехбехар, Индия надеется, что этот порт станет конкурентом пакистанскому порту Гвадар. Точно так же, появление новых железнодорожных участков поможет в развитии. Иран стремится проложить маршрут в Афганистан, Ирак и Туркменистан. Азербайджан выделил значительные средства на развитие порта и свободной экономической зоны в Баку, а также на строительство новой железной дороги в Грузию и Турцию. Хотя каждый транспортный путь в отдельности выполняет свою важную функцию, присоединение к сильной региональной транспортной сети позволит увеличить доходность.

Конечно, транспортный коридор выгоден не всем. Перенаправив некоторые существующие маршруты, он усложняет ситуацию для тех, кого устраивало положение вещей, и это отразится на жизни морских портов. Интенсивность движения в Суэцком канале упала, так как цены на топливо снизились, и множество кораблей следует по более длинному пути, огибая мыс Доброй надежды. Прогноз Египта по поводу трафика в Суэцком канале оказался чересчур оптимистичным, а новые наземные маршруты и торговые пути Арктики могут лишь усугубить финансовое положение этой страны.

Многообещающий потенциал относительно небольшого участка железной дороги между Ираном и Азербайджаном указывает на то, что значение транспортных сетей возрастает. В то время как в Азии появляются всё новые пути, извлечь выгоду сможет тот, кому удастся присоединиться к ним и занять своё место в крупной транспортной сети. Добиться успеха будет непросто, так как нужно работать сообща над снятием различных барьеров и участвовать в борьбе за инвестиции и привлечение бизнеса. Если конкуренция сохранится и в экономическом плане, то выгода Азии, Европы и остального мира окажется крайне существенной.

Джонатан Хиллман – директор Проекта по воссоединению Азии в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Источник перевод для MixedNews — Антон Комаров

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также